Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 26

Чувствительность к механическим воздействиям (удару и трению) повышается при добавке сенсибилизаторов (песок, стекло, металлические опилки и стружка) и понижается при добавке флегматизаторов (масла, парафины). Значительно повышается чувствительность увлажненных ВВ при замерзании увлажнителя.
Чувствительность к воспламенению зависит от свойств ВВ (летучесть) и наличия в их составе легкогорючих компонентов и добавок, катализирующих горение. Наиболее чувствительны к воспламенению ВВ, содержащие нитрат калия, победиты, детониты, скальные аммониты, гексоген, аммоналы, гранулиты. Менее чувствительны аммониты, гранулит М, малочувствительны водонаполненные, а также предохранительные ВВ, содержащие инертные соли.
Чувствительностью к искровому разряду (в том числе статического электричества) обладают порошкообразные ВВ (в слое) и пыли ВВ в воздухе.
Чувствительность к детонации зависит от химических и физических свойств ВВ и характеристик заряда (упаковки).
11.1.9. При термическом разложении, горении и взрыве ВВ образуются ядовитые газы, способные вызвать отравление людей: окислы азота (NO, , ), окись углерода (CO), метан , сероводород , сернистый газ , хлористый водород (HCl) и хлор . Образуется также двуокись углерода .
11.1.10. Источниками инициирования загорания или взрыва грузов класса 1 в условиях хранения, грузовых операций и перевозки могут явиться:
механические воздействия на груз, включая сильные соударения контейнеров и транспортных средств;
повышение температуры груза или отдельных, малых его частей в результате нахождения груза вблизи источников тепла (нагревающиеся судовые конструкции и системы, электрические и фрикционные искры, пламя), контакт ВВ или ПВ с органическими материалами;
токи, индуктируемые в электрических инициирующих устройствах электромагнитным излучением радиопередатчиков и радиолокаторов (при грузовых операциях с грузами в таре, при хранении таких грузов, а также грузов в незаземленных контейнерах и транспортных средствах на складах порта и при перевозке на открытой палубе);
разгерметизация упаковки ВВ, обладающих пирофорными свойствами или перевозимых в увлажненном состоянии;
контакт (взаимодействие) с несовместимыми грузами.
11.1.11. Основные физико-химические и опасные транспортные свойства конкретных грузов класса 1 определяются характеристиками подкласса и группы совместимости, к которым отнесен данный груз, общими свойствами ВВ или ПВ, а также индивидуальными свойствами веществ, указанными в приложениях 15 и 16.

11.2. Упаковка

11.2.1. При отправке из СССР упаковка каждого конкретного груза устанавливается нормативно-технической документацией на продукцию.
11.2.2. Упаковка грузов отправителей других стран должна соответствовать указанной в приложении 4 (табл. 1) и отвечать дополнительным требованиям, установленным в табл. 2 (приложение 4).
Индекс упаковки для конкретных грузов указан в приложениях 15 и 16.
Допускается применение иной упаковки, испытанной и одобренной компетентным государственным органом, о чем должна быть сделана соответствующая запись в грузовых документах с указанием сокращенного обозначения государства, выдавшего разрешение на данную упаковку.
11.2.3. Упаковка грузов класса 1 должна соответствовать требованиям к упаковке группы II по ГОСТ 26319.
11.2.4. Грузы класса 1, обладающие разными свойствами, не должны совмещаться в одной упаковке. Однако в тех случаях, когда допускается совместная упаковка, должно быть предусмотрено, чтобы взрыв одной части упаковки не вызвал взрыва остальной части.

11.3. Технология перевозки

11.3.1. Технологический режим перевозки грузов класса 1 должен обеспечивать:
поддержание температуры груза на возможно низком уровне, но не более 30 °C;
предотвращение увлажнения груза и его упаковки;
предотвращение контакта с несовместимыми грузами и материалами;
устранение источников инициирования воспламенения или взрыва, указанных в п. 11.1.10.
11.3.2. При перевозке грузов класса 1 должны быть выполнены требования по размещению груза на судне и контролю его состояния, установленные в КТРП (приложение 5). Номер КТРП для каждого конкретного груза указан в приложениях 15 или 16.
11.3.3. Для обеспечения безопасности перевозки и сохранности грузов класса 1 в зависимости от их индивидуальных опасных транспортных свойств установлено четыре категории укладки. Шифры требуемых категорий укладки для конкретных грузов приведены в приложениях 15 и 16. Требования к категории укладки 1 (обычная) являются минимальными и должны выполняться при перевозке всех грузов класса 1.
11.3.4. Грузы, требующие укладки категории 1 (обычная), должны перевозиться:
на открытой палубе - только в закрытых водонепроницаемых контейнерах или транспортных средствах;
в закрытом грузовом помещении (в том числе в лихтерах, установленных на открытой палубе) - в закрытых контейнерах и транспортных средствах, а также в таре, сформированной в штабель. При укладке груза в штабель, если груз не перевозится в пакетах или на поддонах, на палубе должен быть сделан настил из сепарационных досок или брусьев.
Металлические детали корпуса судна, контейнера или транспортного средства должны быть тщательно очищены от ржавчины.
Груз в картонных ящиках и бумажных мешках должен перевозиться только в закрытых контейнерах, транспортных средствах или в закрытых грузовых помещениях судна.
Изделия или упаковки, содержащие электрические средства взрывания (детонаторы и капсюли электрические, некоторые виды инициаторов), чувствительные к электромагнитному излучению, при перевозке на открытой палубе должны размещаться на расстоянии не менее 30 м от антенн радиопередатчиков и радиолокаторов.
Запрещается размещение груза (кроме группы 1.4S) непосредственно над и под жилыми, служебными и машинными помещениями, а также на расстоянии менее 3 м от переборок и участков палуб, отделяющих эти помещения от грузовых.
При размещении груза в грузовом помещении следует предусмотреть возможность его удаления из опасной зоны при возникновении пожара.
На штабель тарно-штучных или пакетированных грузов класса 1 запрещается укладка любых других грузов.
11.3.5. Грузы, требующие укладки категории II-A (магазинная, тип A) должны перевозиться только в закрытых контейнерах или транспортных средствах. В контейнерах или транспортных средствах, не имеющих деревянного пола, должен быть сделан настил из плотно пригнанных досок. Груз в контейнере и транспортном средстве должен быть надежно сепарирован от металлических элементов. Высота свободного пространства между грузом и крышей (контейнера или транспортного средства) должна быть не менее 0,3 м.
11.3.6. Для грузов, требующих укладки категории II-B (магазинная, тип B), должны выполняться требования укладки категории II-A, за исключением сепарации груза от боковых металлических стенок контейнеров и транспортных средств.
Такие грузы могут размещаться в штабеле непосредственно в грузовом помещении судна (лихтера), если:
груз размещен непосредственно на двойном настиле из досок на палубе;
другой груз, размещенный в этом помещении, не является легковоспламеняющимся;
к грузу обеспечивается непосредственный доступ при открытии люка.
11.3.7. Для грузов, требующих укладки категории II-C (магазинная, тип C), должны выполняться требования укладки категории II-B. Контейнеры и транспортные средства должны размещаться на расстоянии не менее 2,4 м от борта судна.
11.3.8. Для перевозки грузов класса 1 должны использоваться контейнеры грузоотправителя или грузополучателя, а также закрытые крупнотоннажные контейнеры серии I ИСО, допущенные к эксплуатации компетентным государственным органом и имеющие табличку о допущении по безопасности.
11.3.9. Грузы класса 1 на открытой палубе должны размещаться, по возможности, ближе к диаметральной плоскости судна и на расстоянии по горизонтали не менее:
8 м - от спасательных шлюпок, жилых и служебных помещений;
6 м - от источников тепла, других источников воспламенения, входов в машинное помещение и кладовые горючих материалов;
3 м - от устройств, обеспечивающих жизнедеятельность судна, и пожарного инвентаря.
11.3.10. Загрузка контейнеров и транспортных средств грузами класса 1 должна производиться на предприятиях-изготовителях или базах грузоотправителя.
При загрузке должны выполняться требовании настоящих правил и НТД на продукцию.