Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 29

Газы, растворенные в жидкости под давлением, например, аммиак, ацетилен (группа 4) перевозятся в сосудах среднего или низкого давления.
12.1.15. К классу 2 (группа 6) отнесены также воспламеняющиеся, ядовитые или неопасные жидкости с растворенным в них под давлением газом (как правило, невоспламеняющимся и неядовитым), находящимися в аэрозольной упаковке под давлением до 1 МПа (10 ).
12.1.16. Источниками зажигания воспламеняющихся газовых смесей в судовых условиях могут явиться:
1) экзотермические реакции с несовместимыми грузами;
2) тепловые источники с температурой, превышающей температуру воспламенения смеси. Температура воспламенения зависит от индивидуальных свойств газов.
Такими источниками могут быть, в частности, осветительные лампы накаливания (температура до 500 °C), переборки судовых цистерн с нагретым топливом, паропроводы, детали электропроводки или электрооборудования в местах плохого контакта, электропроводка при перегрузке по мощности, капли металла при сварке и т.д.;
3) электростатический разряд;
4) дуга короткого замыкания и электросварки;
5) искры, возникающие при работе электрооборудования (включатели, реле, магнитные пускатели, контакторы, коллекторы электродвигателей);
6) искры из газовыпускных трактов котлов и двигателей внутреннего сгорания;
7) фрикционные искры, возникающие при соударении или трении деталей из стали (особенно корродированной) с деталями из сплавов, горение частиц которых сопровождается термитной реакцией (например, сплавы алюминия, магния);
8) зоны местного нагрева и фрикционные искры, возникающие при соударении с большой энергией или при трении с большой скоростью металлических деталей без специальной защиты. Опасность может представлять, например, падение груза в металлической таре в трюм, трение металлических деталей со скоростью более 10 м/с (крылатка вентилятора), соударение грузовых единиц в определенных зонах трюма при сильной качке, удары и трение неисправных люковых закрытий.

12.2. Упаковка

12.2.1. Упаковка грузов класса 2 должна соответствовать указанной в табл. 3 приложения 4.
Номер таблицы и индекс упаковки для каждого конкретного груза указаны в приложениях 15 и 16.
12.2.2. При отправке из СССР упаковка газов должна соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором СССР, и нормативно-технической документации на продукцию, утвержденной компетентным государственным органом.
Упаковка грузов отправителей других стран должна соответствовать требованиям Кодекса ИМО и нормативно-технической документации на продукцию, утвержденной компетентным государственным органом.
12.2.3. Степень наполнения упаковки газами должна соответствовать нормам, установленным нормативно-технической документацией на продукцию. При этом должно быть учтено, что во время перевозки давление сжатых и сжиженных газов может увеличиваться на 15 - 20% в результате нагрева.
12.2.4. Запорная арматура баллонов и бочек должна быть снабжена заглушками и защищена от механических повреждений.
12.2.5. На каждом баллоне или бочке должны быть нанесены клеймением следующие данные:
наименование или товарный знак завода-изготовителя;
заводской номер;
масса порожней упаковки;
рабочее и пробное давление, ;
дата (месяц и год) изготовления (только для баллонов) и год очередного освидетельствования.
На баллонах вместимостью до 5 л или со стенками толщиной менее 5 мм эти данные могут наноситься клеймением на табличке, припаянной к корпусу, или масляной краской на корпусе.
12.2.6. При отправке из СССР цвет окраски и надписи на баллонах, содержащих сжатые или сжиженные газы, должны соответствовать указанным в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Наименование газа
Цвет окраски баллона
Текст надписи
Цвет надписи
Цвет полосы
АзотЧерныйАзотЖелтыйКоричневый
АммиакЖелтыйАммиакЧерный
-
Аргон сыройЧерныйАргон сыройБелыйБелый
Аргон техническийЧерныйАргон техническийСинийСиний
Аргон чистыйСерыйАргон чистыйЗеленыйЗеленый
АцетиленБелыйАцетиленКрасный
-
БутиленКрасныйБутиленЖелтыйЧерный
ВодородТемно-зеленыйВодородКрасный
-
ВоздухЧерныйСжатый воздухБелый
-
ГелийКоричневыйГелийБелый
-
Закись азотаСерыйЗакись азотаЧерный
-
КислородГолубойКислородЧерный
-
Кислород медицинскийГолубойКислород медицинскийЧерный
-
НефтегазСерыйНефтегазКрасный
-
СероводородБелыйСероводородКрасныйКрасный
Сернистый ангидридЧерныйСернистый ангидридБелыйЖелтый
УглекислотаЧерныйУглекислотаЖелтый
-
ФостенЗащитный
-
-
Красный
Хладон-11СеребристыйХладон-11ЧерныйСиний
Хладон-12СеребристыйХладон-12Черный
-
Хладон-13СеребристыйХладон-13Черный3 красные
Хладон-22СеребристыйХладон-22Черный2 желтые
ХлорЗащитныйХлорЧерныйЗеленый
ЦиклопропанОранжевыйЦиклопропанЧерный
-
ЭтиленФиолетовыйЭтиленКрасный
-
Все другие горючие газыКрасныйНаименование газаБелый
-
12.2.7. Для перевозки хлора в каботаже допускаются специальные контейнеры-бочки вместимостью до 1000 л, изготовленные по нормативно-технической документации, утвержденной Минхимпромом СССР, и соответствующие требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" Госгортехнадзора СССР.
Степень наполнения контейнеров-бочек - не более 1,2 кг на 1 л их вместимости.
12.2.8. Наружная поверхность контейнеров-бочек должна быть окрашена в светло-серый цвет, надписи должны быть выполнены краской зеленого цвета.

12.3. Технология перевозки

12.3.1. Технологический режим перевозки грузов класса 2 должен обеспечивать:
поддержание температуры груза на возможно низком уровне;
предотвращение контакта с несовместимыми грузами и материалами;
устранение источников воспламенения груза;
поддержание в воздухе грузовых помещений концентрации ядовитых и воспламеняющихся газов, а также кислорода на допустимом уровне.
12.3.2. При перевозке грузов класса 2 должны быть выполнены требования по размещению груза на судне, контролю его состояния и режимам вентиляции, установленные в КТРП (приложение 5). Требования к режимам вентиляции, установленные в КТРП, должны применяться в тех случаях, когда концентрация вредных примесей в воздухе не превышает допустимой.
12.3.3. Баллоны, бочки и специальные контейнеры-бочки для хлора должны укладываться в горизонтальном положении так, чтобы они не соприкасались друг с другом и с металлическими частями корпуса судна. Для этого должны быть использованы прокладки из досок, брусьев, резины и т.д. Применение прокладок из легкогорючих материалов, таких как промасленная ветошь, солома, древесная стружка и т.п., запрещается.
Запорная арматура должна быть обращена в одну сторону.
Высота штабеля - не более 5 рядов и не более 1,5 м.
В одном закрытом грузовом помещении судна допускается укладка в штабель не более 500 баллонов или бочек с газами подкласса 2.3 (на пассажирских судах - не более 10) и не более 1000 - с газами подкласса 2.1 (в расчете на условную вместимость упаковки 40 л).
Допускается укладка баллонов, бочек и контейнеров-бочек для хлора в вертикальном положении при установке в ящик, колоду, клеть.
Баллоны, бочки и контейнеры-бочки для хлора должны быть закреплены так, чтобы исключалось их любое перемещение.
На баллоны, бочки и контейнеры-бочки запрещается укладывать другой груз.
12.3.4. Сосуды с жидкими охлажденными газами (типа сосудов Дьюара) должны перевозиться с соблюдением особых мер предосторожности. Сосуды должны устанавливаться в вертикальном положении в станках, сепарироваться от металлических частей корпуса судна и надежно закрепляться.
При укладке на палубе или в закрытом грузовом помещении расстояние сосудов от любых других опасных грузов должно быть не менее 7,5 м.
12.3.5. Упаковки с грузами класса 2 запрещается размещать над грузовыми помещениями, в которых перевозятся самовозгорающиеся вещества (грузы подкласса 4.2), а также укладывать на упаковки с любым другим опасным грузом.
12.3.6. Упаковки с грузами класса 2 при укладке на палубе должны быть защищены от действия солнечной радиации при температуре наружного воздуха не менее 25 °C, от атмосферных осадков и морской воды.