Руководящий документ РД 31.31.50-88 "Рекомендации по проектированию и возведению береговых отвалов и образованию искусственных территорий при морском дноуглублении" (утв. Главным Управлением проектирования и капитального строительства Министерства морского флота СССР 13 декабря 1988 г.)
Дата введения 1 марта 1989 г.
Введены впервые
Введены впервые
Настоящие рекомендации определяют основные требования к проектированию и производству работ по возведению береговых отвалов грунтов и образованию искусственных территорий при выполнении капитальных и ремонтно-эксплуатационных дноуглубительных работ.
Рекомендации не распространяются на работы, проводимые в Арктике и регионах с продолжительными периодами отрицательной температуры воздуха.
1. Общие положения
1.1. Отвод территории под береговой отвал должен быть согласован со всеми заинтересованными организациями в соответствии с требованиями СНиП 1.02.01-85, Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик.
1.2. При отводе территории под береговой отвал должны учитываться площади под землесосные станции перекачки, пульпопроводы, временные отвалы вскрышных пород (чернозема), дороги, трубопроводы и линии электропередачи.
1.3. Проект берегового отвала разрабатывается на основании результатов инженерно-геологических изысканий, выполненных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.14-83, и технико-экономических обоснований, устанавливающих целесообразность возведения отвала в данном районе и образования искусственной территории с учетом эксплуатационных, производственных, природных и экологических факторов.
1.4. По месту расположения береговые отвалы подразделяются на два вида:
- береговой отвал грунтов, вся площадь которого располагается на суше;
- приурезовый отвал грунтов, расположенный частично на прибрежной отмели и частично на прилегающей к урезу воды суше.
1.5. По технологии намыва грунтов и сброса осветленной воды различают наливной и намывной отвалы.
1.6. Ограждающие дамбы берегового отвала в зависимости от способа возведения подразделяются на насыпные, когда грунт укладывается насухо или в воду, и намывные, когда грунт намывается средствами гидромеханизации.
1.7. Береговые отвалы относятся к второстепенным гидротехническим сооружениям и соответствуют IV классу капитальности.
При соответствующем обосновании береговой отвал или отдельные его элементы могут быть отнесены к III классу капитальности.
1.8. Разработка технологии образования искусственной территории основывается на результатах изысканий, выполненных в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87, и данных, характеризующих назначение территории, объем разрабатываемых грунтов при дноуглублении, продолжительность возведения берегового отвала.
1.9. Освоение искусственной территории на береговом отвале следует начинать после достижения намытыми грунтами прочности (сопротивления сдвигу), обеспечивающей допускаемые нагрузки согласно табл. 1.1.
Таблица 1.1
Требования к прочности грунтов в зависимости от назначения искусственной территории
Назначение искусственной территории на береговом отвале грунта | Допускаемое давление на грунт, кПа | Прочность (сопротивление сдвигу) грунта искусственной территории, кПа |
Береговой отвал (свалка грунта) | 30-40 | 6-8 |
Территория под зеленую зону | 40-60 | 8-12 |
Портовая территория | 60-100 | 12-19 |
1.10. В проекте берегового отвала необходимо предусматривать затраты на проведение натурных исследований в процессе возведения отвала, а также перед началом освоения искусственной территории.
Принятые термины и определения приведены в прил. 1.
2. Подготовительные работы
2.1. Проектом берегового отвала должны быть предусмотрены следующие основные работы, выполняемые в подготовительный период:
- снятие плодородного слоя почвы и выторфовка;
- закрепление в натуре границ территории и акватории берегового отвала, установка межевых и створных знаков;
- инженерная подготовка, включающая планировку территории (участка), перенос существующих подземных (подводных) и наземных (надводных) сетей, устройство при необходимости временных или постоянных автомобильных дорог, сетей электроснабжения, освещения и связи, ограждающих знаков безопасности;
- установка на картах намыва мерных реек.
2.2. Подготовительные геодезические работы должны включать:
- создание опорной геодезической сети и разбивочной геодезической основы;
- вынос и закрепление на местности проектных осей ограждающих дамб и водосбросных сооружений;
- установку и закрепление основных и рабочих опорных знаков геодезической разбивочной основы с привязкой их к государственной планово-высотной сети;
- установку мареографов и водомерных реек и привязку их к основным опорным знакам;
- закрепление к опорным знакам мерных реек на картах намыва.
2.3. Для определения уровня воды акватории в районе приурезового берегового отвала необходимо пользоваться портовым мареографом, правильность показаний которого должна быть обеспечена при любом волнении моря.
2.4. Проектом берегового отвала должны быть предусмотрены возведение в подготовительный период необходимых причальных сооружений, устройство депозитов, прокладка магистральных и распределительных пульпопроводов, землесосных станций перекачки.
2.5. В соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 составляется проект организации строительства (ПОС), включающий все работы подготовительного периода. На основании ПОС подрядная организация разрабатывает проект производства работ и технологические карты на подачу и укладку грунта в береговой отвал.
3. Возведение основных элементов берегового отвала
3.1. Ограждающие дамбы карт намыва должны возводиться преимущественно из местных грунтов или грунтов береговой срезки. Рекомендуется также использовать песчаные и супесчаные грунты, разрабатываемые при морском дноуглублении. Выбор грунтов для обвалования берегового отвала и технология их укладки осуществляются в соответствии с требованиями СНиП 2.06.05-84, СНиП 3.07.03-85 и РД 31.04.01-79.
3.2. Конструкция ограждающих дамб должна разрабатываться в соответствии с требованиями СНиП 2.06.05-84, СНиП 3.07.03-85 и ВСН 04-71/Минэнерго СССР с учетом рельефа местности и инженерно-геологических условий основания берегового отвала. При этом максимальная высота дамб не должна превышать 8 м.
3.3. Для приурезового отвала, примыкающего к открытой акватории, расчет дамбы обвалования на устойчивость от воздействия волн и течений следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 2.06.04-82 и СНиП 2.06.05-84.
3.4. Следует обеспечить предотвращение выхода фильтрационного потока на откос ограждающей дамбы, а также в местах примыкания дамбы к коренному берегу или основанию отвала. Расчет на фильтрацию выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.06.05-84, ВСН 291-72/Минмонтажспецстроя СССР и Рекомендаций по проектированию хвостовых хозяйств предприятий металлургической промышленности.
3.5. Водосбросные устройства выполняются в виде колодцев, фильтрующих дамб или водозаборных насосных станций, устанавливаемых в зоне наиболее осветленной воды прудка-отстойника.
При проектировании водосбросных устройств должен быть предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих пропуск ливневых и паводковых вод с площади берегового отвала.
Водосбросные устройства должны иметь надежную конструкцию, обладать соответствующей пропускной способностью и обеспечивать возможность регулирования расхода сбрасываемой с карт намыва воды.
3.6. Расчет конструкций водосбросных колодцев выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.06.03-85, Инструкции по проектированию гидроотвалов из глинистых грунтов и прогнозированию их состояния и Рекомендаций по проектированию хвостовых хозяйств предприятий металлургической промышленности.
3.7. Для защиты берегового отвала от ливневых и паводковых вод следует устраивать дренажные канавы. Сечение канав и их уклоны должны определяться проектом с учетом площади водосбора, рельефа местности и гидрометеорологических условий.
Основные схемы отвалов приведены на рис. 1-4.