Примечание. Знак "+" означает, что действие необходимо выполнять; знак "-" - не следует выполнять.
2. Ликвидация утечки, розлива
2.1. Способы ликвидации утечки
2.1.1. Остановить утечку, возникшую вследствие неплотного закрытия арматуры, исключив возможность воспламенения газа от искры.
Поврежденную емкость удалить в безопасное место и/или установить за ней наблюдение до полного выхода газа.
2.1.2. При утечке, возникшей вследствие повреждения корпуса емкости, удалить ее в безопасное место и/или установить за ней наблюдение до полного выхода содержимого. Порожние емкости удалить в безопасное место.
2.1.3. Поврежденную емкость сбросить за борт.
2.1.4. Если в ЗГП доступ к источнику утечки затруднен, ЗГП следует непрерывно вентилировать.
2.2. Ликвидация розлива растворенных под давлением газов или содержимого аэрозольных баллонов
2.2.1. Розлив засыпать инертным адсорбирующим материалом, собрать в чистую бочку и удалить в безопасное место или сбросить за борт. При розливе на открытой палубе пролитую жидкость допускается смыть большим количеством распыленной воды.
2.2.2. Если в ЗГП доступ к месту розлива затруднен, ЗГП следует непрерывно вентилировать.
3. Действия после ликвидации утечки и розлива
3.1. Место розлива обезвредить и/или промыть большим количеством воды. При утечке или розливе в ЗГП дополнительно: произвести зачистку льял, ЗГП хорошо провентилировать.
3.2. Установить контроль за поврежденными емкостями, состоянием материалов, собранных в бочки при ликвидации розлива.
4. Ликвидация пожара
4.1. Пожар ликвидировать по одному или нескольким рекомендуемым вариантам, приведенным ниже, удалив, если возможно, горящую грузовую единицу (предварительно охладив ее распыленными струями воды с максимального расстояния) в безопасное место или обеспечив доступ к ней.
Примечание. Указанные варианты применимы также для лихтеров, независимо от их размещения на лихтеровозе.
4.2. Вариант А. Принять меры к прекращению выхода газа из емкости, сбить или загасить факел; если это невозможно и нет угрозы взрыва или распространения пожара, обеспечить безопасность полного выгорания выходящего газа.
4.3. Вариант Б. Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
4.4. Вариант В. Изолировать горящий факел от выходящего газа с помощью компактной воды или сухих порошковых средств. Далее действовать, как указано в разделе 2 настоящей Аварийной карты.
4.5. Вариант Г. При пожаре, возникшем в закрытом грузовом помещении, применить метод разбавления его газовоздушной среды путем введения в это помещение водяного пара, углекислоты, инертных газов или других флегматизаторов.
4.6. Вариант Д. Охлаждать с максимального расстояния горящий грузовой контейнер или железнодорожный вагон распыленными струями воды до окончания пожара.
4.7. Вариант Е. Открыть двери грузового контейнера или железнодорожного вагона. Далее действовать по одному из вариантов А, Б или В настоящего раздела.
4.8. Вариант Ж. Подавать огнетушащее средство через окна железнодорожного вагона.
4.9. Вариант З. При взрыве грузовой единицы пожар тушить рекомендуемым средством, поврежденные и горящие грузовые единицы сбрасывать за борт.
4.10. Разлитый горящий жидкий газ на открытой палубе смыть большим количеством воды, не допуская его разбрызгивания, а под палубой - тушить рекомендуемым средством.
5. Действия после ликвидации пожара
5.1. Грузовые единицы с опасными грузами, находившиеся в зоне пожара, охладить распыленными струями воды. При ликвидации последствий пожара в ЗГП предварительно включить вентиляцию ЗГП.
Запрещается охлаждать водой грузовые места с веществами, опасно взаимодействующими с водой.
5.2. При обнаружении поврежденных грузовых единиц с опасными грузами, утечки, розлива или россыпи опасных грузов действовать как указано в Аварийных картах, действие которых распространяется на эти грузы.
Аварийная карта 3-1
Действие настоящей Аварийной карты распространяется на неопасно взаимодействующие с водой грузы класса 3
1. Первоочередные действия
Действия | Розлив | Пожар | ||
ОП, ОГП | ЗГП | ОП, ОГП | ЗГП | |
Объявить общесудовую тревогу. В аварийных зоне и ЗГП отключить электрооборудование, исключить возникновение источников нагрева или воспламенения | + | + | + | + |
Развернуть судно так, чтобы пламя, дым, выделяющиеся воспламеняющиеся, ядовитые и едкие пары или газы сбивались ветром за борт | + | - | + | - |
Остановить движение судна | - | - | + | + |
Отключить вентиляцию МП, жилых, служебных и неаварийных грузовых помещений | + | + | + | + |
Отключить вентиляцию аварийного ЗГП | +* | - | +* | +* |
Включить вентиляцию аварийного ЗГП | - | +* | - | - |
Герметизировать корпус судна | + | - | + | + |
Ввести в действие средства, обеспечивающие ограничение распространения огня | - | - | + | + |
Исключить возможность контакта опасно взаимодействующих с водой ЛВЖ с водой или водяным паром | + | + | + | + |
_____________________________
* Относится также к лихтерам, независимо от их размещения на лихтеровозе.
Примечание. Знак "+" означает, что действие необходимо выполнять; знак "-" - не следует выполнять.
2. Ликвидация розлива
2.1. Остановить утечку. Поврежденные грузовые единицы, а также подмоченные упаковки удалить в безопасное место. Пролитую жидкость засыпать инертным адсорбирующим материалом, собрать в чистую бочку и удалить в безопасное место или сбросить за борт. При розливе на открытой палубе пролитую жидкость допускается смыть большим количеством воды, не разбрызгивая ЛВЖ.
При розливе растворов веществ, взрывчатых в сухом состоянии, поврежденные упаковки сбросить за борт.
2.2. Если остановить утечку невозможно, сбросить поврежденную грузовую единицу за борт или установить за ней наблюдение до полного выхода содержимого, постоянно смывая его большим количеством распыленной воды. Порожнюю грузовую единицу и подмоченные упаковки удалить в безопасное место.
2.3. Если в ЗГП доступ к месту розлива затруднен, ЗГП следует непрерывно вентилировать.
Для растворов веществ, взрывчатых в сухом состоянии, пролитое вещество и поврежденную грузовую единицу дополнительно следует постоянно орошать водой.
3. Действия после ликвидации розлива
3.1. Место розлива обезвредить и/или промыть большим количеством воды. При розливе в ЗГП дополнительно произвести зачистку льял и колодцев, а грузовое помещение хорошо провентилировать.
3.2. Установить контроль за порожними и/или поврежденными грузовыми единицами, подмоченными упаковками, состоянием веществ, собранных в бочки при ликвидации розлива.
4. Ликвидация пожара
4.1. Пожар ликвидировать по одному или нескольким рекомендуемым вариантам, приведенным ниже, удалив, если возможно, горящую грузовую единицу (предварительно охладив ее распыленными струями воды с максимального расстояния) в безопасное место или обеспечив доступ к ней.
Примечание. Приведенные варианты применяются также для лихтеров, независимо от их размещения на лихтеровозе.
4.2. Вариант А. Тушить пожар рекомендуемым средством.