Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 67

4.4. Вариант В. Охлаждать с максимального расстояния горящий грузовой контейнер или железнодорожный вагон распыленными струями воды до окончания пожара.
4.5. Вариант Г. В верхней части горящего грузового контейнера или железнодорожного вагона вблизи от ее самого горячего места пробить отверстие и подавать в это отверстие рекомендуемое огнетушащее средство, периодически плотно закрывая его, или затопить грузовой контейнер или железнодорожный вагон водой.
4.6. Вариант Д. Подавать рекомендуемое огнетушащее средство через окна железнодорожного вагона.
4.7. Вариант Е. Открыть двери грузового контейнера или железнодорожного вагона. Горящие упаковки удалить в безопасное место, и/или тушить пожар рекомендуемым средством, или сбросить горящие упаковки за борт.
4.8. Вариант Ж. При взрыве грузовой единицы поврежденные и горящие грузовые места сбрасывать за борт; россыпь (розлив) горящего вещества при пожаре в ЗГП и ОГП тушить рекомендуемым средством, при пожаре на открытой палубе - смывать большим количеством воды, не допуская разбрызгивания вещества, или тушить рекомендуемым средством.
4.9. Вариант З. Затопить ЗГП водой.

5. Действия после ликвидации пожара

5.1. Охладить распыленными струями воды грузовые единицы с опасными грузами, находившиеся в зоне пожара. При ликвидации пожара в ЗГП предварительно включить вентиляцию ЗГП.
Запрещается охлаждать водой грузовые единицы с опасными грузами, опасно взаимодействующими с водой.
5.2. При обнаружении поврежденных грузовых единиц с опасными грузами, утечки, розлива или россыпи опасных грузов действовать как указано в Аварийных картах, действие которых распространяется на эти грузы.

Аварийная карта 4-2

Действие настоящей Аварийной карты распространяется на грузы подкласса 4.3 и пирофорные вещества подкласса 4.2. Действие разделов 2 - 5 настоящей Аварийной карты распространяется также на опасно взаимодействующие с водой грузы классов 3, 8, 9 и подклассов 4.1, 4.2, 5.1 и 6.1

1. Первоочередные действия

Действия
Розлив, россыпь
Пожар
ОП, ОГП
ЗГП
ОП, ОГП
ЗГП
подкласс
подкласс
4.2
4.3
4.2
4.3
Объявить общесудовую тревогу. В аварийных зоне и ЗГП отключить электрооборудование, исключить возникновение источников нагрева и воспламенения
+
+
+
+
+
+
Исключить возможность контакта вещества с водой или водяным паром
+
+
+
+
+
+
Развернуть судно так, чтобы пламя, дым, выделяющиеся воспламеняющиеся, ядовитые и едкие пары или газы сбивались за борт
+
-
-
-
+
+*(2)
Остановить движение судна, герметизировать корпус судна. Отключить вентиляцию МП, жилых, служебных и неаварийных грузовых помещений. Ввести в действие средства (за исключением водяных завес), обеспечивающие ограничение распространения огня
+
-
+
-
+
+
Отключить вентиляцию аварийного ЗГП
+*(1)
-
+*(1)
+*(1), *(3)
+*(1)
+*(1)
Включить вентиляцию аварийного ЗГП
-
-
-
+*(1), *(4)
-
-
Герметизировать аварийное ЗГП
+
-
-
-
+
+*(5)
Открыть люковые закрытия аварийного ЗГП
-
-
-
-
-
+*(2)
_____________________________
*(1) Относится также к лихтерам, независимо от их размещения на лихтеровозе.
*(2) Только для взрывоопасных веществ и металлов в порошке.
*(3) Только для порошкообразных и пылящих грузов.
*(4) Для всех грузов, кроме порошкообразных и пылящих.
*(5) Для всех грузов, кроме взрывоопасных веществ и металлов в порошке.
Примечание. Знак "+" означает, что действие необходимо выполнять; знак "-" - не следует выполнять.

2. Ликвидация розлива и россыпи

2.1. Общие требования

2.1.1. Адсорбирующий материал, используемый при ликвидации розлива или россыпи, должен быть только сухим. Применение влажного материала для этой цели запрещается.
2.1.2. Режимы вентиляции ЗГП следует подбирать такими, чтобы избежать выпадения конденсата в нем.

2.2. Способы ликвидации розлива жидкостей

2.2.1. Остановить утечку. Поврежденную грузовую единицу удалить в безопасное место или сбросить за борт. Пролитую жидкость засыпать сухим инертным адсорбирующим материалом, собрать в чистую бочку и удалить в безопасное место или сбросить за борт.
2.2.2. Если остановить утечку невозможно, сбросить поврежденную грузовую единицу за борт или установить за ней наблюдение до полного выхода содержимого, постоянно засыпая пролитую жидкость инертным адсорбирующим материалом для сбора в чистые бочки и удаления в безопасное место или сброса за борт. Порожнюю грузовую единицу удалить в безопасное место.
2.2.3. Если в ЗГП доступ к месту розлива затруднен, ЗГП следует вентилировать.

2.3. Способы ликвидации розлива амальгам металлов

2.3.1. Остановить утечку. Поврежденную грузовую единицу удалить в безопасное место или сбросить за борт. Розлив оградить инертным адсорбирующим материалом, обезвредить цинковой пылью, собрать в чистую бочку, удалить в безопасное место или сбросить за борт.
2.3.2. Если остановить утечку невозможно, сбросить поврежденную грузовую единицу за борт или установить за ней наблюдение до полного выхода содержимого, постоянно ограждая розлив инертным адсорбирующим материалом и обезвреживая его цинковой пылью для сбора в чистые бочки и удаления в безопасное место или сброса за борт.
Порожнюю грузовую единицу удалить в безопасное место.
2.3.3. Если в ЗГП доступ к месту розлива затруднен, ЗГП следует вентилировать.

2.4. Ликвидация розлива или россыпи пирофорных веществ

2.4.1. При розливе или россыпи пирофорные вещества могут самовоспламеняться.
2.4.2. При розливе или россыпи пирофорных веществ неповрежденные грузовые единицы немедленно удалить в безопасное место. Поврежденные упаковки, а также УГЕ или ТС, у которых невозможно остановить утечку, сбросить за борт. Пролитую жидкость или просыпавшееся вещество засыпать инертным адсорбирующим материалом и сбросить за борт.

2.5. Способы ликвидации россыпи твердых веществ и металлов в порошке

2.5.1. Просыпавшееся вещество засыпать инертным адсорбирующим материалом, собрать в чистую бочку и вместе с поврежденной упаковкой удалить в безопасное место или сбросить за борт.
2.5.2. Если в ЗГП доступ к месту россыпи затруднен, ЗГП следует вентилировать (при россыпи всех грузов, кроме порошкообразных и пылящих).

3. Действия после ликвидации розлива и россыпи

3.1. Место розлива или россыпи промыть большим количеством воды. При розливе или россыпи в ЗГП дополнительно: произвести зачистку льял, грузовое помещение хорошо провентилировать.
3.2. Установить контроль за порожними и/или поврежденными грузовыми единицами, за подмоченными упаковками, за состоянием веществ, собранных в бочки при ликвидации розлива или россыпи.

4. Ликвидация пожара

4.1. Пожар ликвидировать по одному или нескольким рекомендуемым вариантам, приведенным ниже, удалив, если возможно, горящую грузовую единицу в безопасное место или обеспечив доступ к ней.
Примечание. Приведенные варианты применимы также на лихтерах, независимо от их размещения на лихтеровозе.
4.2. Вариант А. Тушить пожар рекомендуемым средством.
4.3. Вариант Б. Сбросить горящую грузовую единицу за борт.
4.4. Вариант В. В верхней части горящего грузового контейнера или железнодорожного вагона вблизи от ее самого горячего места пробить отверстие и подавать в это отверстие рекомендуемое огнетушащее средство, периодически плотно закрывая его.
4.5. Вариант Г. Подавать рекомендуемое огнетушащее средство через окно железнодорожного вагона.