Для разработки ТЭО (ТЭР) в простых природных условиях допускается, при соответствующем обосновании в программе изысканий, выполнять инженерно-геодезические изыскания без производства полевых топографо-геодезических работ.
2.6. В процессе рекогносцировки конкурентоспособных вариантов направлений проектируемой дороги должно быть проверено соответствие топографических материалов, использованных для камерального трассирования, современному состоянию рельефа и ситуации, уточнены положение и границы участков, на которых требуется проведение топографо-геодезических работ и обследований.
2.7. При аэрофототопографической съемке по конкурентоспособным вариантам трассы наземные топографо-геодезические работы должны включать в себя планово-высотное обоснование и полевое дешифрирование аэрофотоснимков с учетом возможного использования материалов аэрофотосъемки на последующих стадиях проектирования.
При производстве изысканий наземными методами съемочное обоснование и тахеометрическая съемка в масштабах 1:5000 - 1:1000 выполняются только на эталонных и сложных (барьерных) участках.
Ширина полосы тахометрической съемки вдоль трассы устанавливается в программе изысканий в зависимости от конкретных условий и не должна превышать, как правило, 300 м.
2.8. Камеральный этап изысканий должен включать обработку полевых материалов и составление отчетных документов, предусмотренных программой изысканий.
К отчетным документам относятся:
инженерно-топографические планы эталонных и сложных (барьерных) участков трассы;
продольные профили по вариантам трассы;
ведомости координат и высот точек съемочного обоснования (планово-высотного обоснования аэрофотоснимков);
документы предварительного согласования вариантов трассы с Советами народных депутатов;
технический отчет о выполненных работах.
Изыскания для проекта
2.9. При производстве инженерно-геодезических изысканий для проекта должен быть выполнен комплекс работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных, необходимых для доработки и детализации проектных решений, принятых в ТЭО (ТЭР), уточнения основных технико-экономических показателей и расчета стоимости строительства проектируемой железной или автомобильной дороги, а также для производства других видов инженерных изысканий.
2.10. Подготовительный этап изысканий должен включать:
анализ материалов ТЭО (ТЭР);
выявление и трассирование местных вариантов и подвариантов трассы в пределах направления проектируемой дороги, принятого в ТЭО (ТЭР), их оценку, сравнение и выбор вариантов трассы для полевых обследований;
составление программы изысканий и договорной документации;
оформление (продление срока действия) разрешений на производство изысканий и аэрофотосъемки;
организацию полевых изысканий.
2.11. Для трассирования местных вариантов и подвариантов трассы следует использовать, как правило, инженерно-топографические планы масштабов 1:5000 - 1:1000, составленные при разработке ТЭО (ТЭР).
2.12. Полевой этап изысканий должен включать:
рекогносцировку вариантов трассы;
аэрофотосъемку (если она не производилась при изысканиях для разработки ТЭО);
планово-высотную привязку и дешифрирование аэрофотоснимков;
создание съемочного обоснования и наземные топографические съемки на тех участках трассы, где масштаб прежних съемок не удовлетворяет требованиям проектирования, а аэрофотосъемка не выполняется, а также топографические съемки участков индивидуального проектирования земляного полотна, средних и больших мостовых переходов, площадок под карьеры строительных материалов и т.п.;
полевое трассирование (вынос трассы в натуру);
топографическую съемку пересечений всех подземных и надземных коммуникаций;
геодезическое обеспечение других видов инженерных изысканий.
2.13. Рекогносцировка вариантов трассы должна обеспечить:
выявление соответствия реальных природных условий принятым при камеральном трассировании и оценке вариантов трассы;
уточнение участков, где необходимо провести детальные обследования;
уточнение объемов и технологии выполнения топографо-геодезических работ, предусмотренных программой изысканий.
Рекогносцировку следует проводить по всем вариантам, подлежащим полевым обследованиям.
Рекогносцировка должна быть наземной и выполнена по всей
длине вариантов.
Аэровизуальная рекогносцировка допускается только для общего ознакомления с местностью.
2.14. Масштабы топографических съемок следует устанавливать с зависимости от характеристики участков съемки и видов проектируемых сооружений по табл. 1. Высоту сечения рельефа горизонталями принимают в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87.
Таблица 1
┌────────────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐
│ Характеристика участка съемки (сооружения) │ Масштаб съемки │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│Трасса железной и автомобильной дороги: │ │
│ │ │
│в равнинной и пересеченной местности │ 1:5000-1:2000 │
│ │ │
│в сложных горных условиях │ 1:2000-1:1000 │
│ │ │
│на застроенной территории │ 1:1000-1:500 │
│ │ │
│на участках с мелиорированными землями или с│ 1:2000-1:1000 │
│ценными сельскохозяйственными культурами │ │
│ │ │
│Железнодорожные узлы │ 1:5000-1:1000 │
│ │ │
│Железнодорожные станции │ 1:1000-1:500 │
│ │ │
│Разъезды и перегоны │ 1:2000-1:500 │
│ │ │
│Площадки под малые искусственные сооружения: │ │
│ │ │
│в равнинной и пересеченной местности │ 1:1000 │
│ │ │
│на косогорных участках │ 1:500 │
│ │ │
│Средние и большие мостовые переходы │ 1:1000 │
│ │ │
│Портальные участки тоннелей │ 1:1000 │
│ │ │
│Площадки под служебно-технические здания, жилые│ 1:1000-1:500 │
│поселки, объекты водоснабжения, канализации и│ │
│т.п. │ │
│ │ │
│Пересечения с дорогами всех категорий,│ 1:1000-1:500 │
│трубопроводами, воздушными линиями│ │
│электропередачи и связи │ │
│ │ │
│Площадки под грунтовые карьеры и карьеры местных│ 1:2000 │
│строительных материалов │ │
└────────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
2.15. Границы и площади участков, подлежащих топографической съемке, должны устанавливаться в программе изысканий с учетом потребностей других видов инженерных изысканий.
Ширина полосы местности вдоль трассы новой железной или автомобильной дороги, подлежащая наземной топографической съемке, должна обеспечивать проектирование земляного полотна, искусственных сооружений, обустройств дороги, водоотводов, лесозащитных полос, продольных линий связи и электроснабжения, а в необходимых случаях и притрассовой автомобильной дороги.
Ширина полосы тахеометрической съемки должна приниматься в соответствии с требованиями п.2.7.
2.16. Полевое трассирование (вынос трассы в натуру) следует выполнять, в случае необходимости, на участках индивидуального проектирования земляного полотна, а также для геодезического обеспечения детальных инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий.
2.17. С уложенной в натуре трассы должна быть выполнена съемка поперечных профилей и топографическая съемка отдельных участков местности (площадки под малые искусственные сооружения и т.п.).
Поперечные профили следует снимать:
на участках индивидуального проектирования земляного полотна;
на косогорах круче 1:5;
при наличии близкорасположенных существующих объектов;
в случае, когда земляное полотно будет перекрывать неоднородные участки местности (трасса проходит у подошвы склона, по краю болота и т.п.);