Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 г. N 280 "Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении" стр. 2

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года.
Занятия могут проводиться как по программам одного, двух профилей, так и по комплексным, сквозным (эстетика, театр, искусство, музыка, спорт и др.), индивидуально, по группам, всем объединением. Ведется индивидуальная работа с детьми-инвалидами по месту жительства.
Численный состав объединений определяется педагогическими работниками в соответствии с научными психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом учащихся, условиями работы, программой самого учреждения и утверждается администрацией по согласованию с Советом внешкольного учреждения.
Продолжительность занятий устанавливается исходя из психофизиологической, педагогической и социально-экономической целесообразности, допустимой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета учреждения.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о здоровье учащихся.
2.4. Цели, задачи и содержание объединения строятся на педагогически обоснованном выборе руководителем форм, средств и методов работы, учебных планов и программ, разрабатываемых Государственным комитетом СССР по народному образованию, министерствами народного образования (просвещения) союзных республик. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) Советом внешкольного учреждения и согласованные с соответствующим органом народного образования.
2.5. С разрешения администрации в работе объединений могут участвовать родители совместно с учащимися (помимо основного состава) при наличии свободных рабочих мест и согласия педагогического работника.
2.6. Начало и окончание занятий, мероприятий определяются администрацией и Советом внешкольного учреждения по согласованию с исполкомом Совета народных депутатов.
Расписание занятий объединений составляется администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
2.7. Внешкольное учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, увеличивая ее объем в каникулярное время, праздничные и выходные дни.
2.8. В период каникул внешкольное учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися и их родителями, предоставляя им все имеющиеся возможности для полноценного досуга и отдыха: в т.ч. кружковые, секционные, студийные и др. занятия с новыми или переменными составами учащихся, на базе лагерей (загородных, с дневным пребыванием), по месту жительства детей и подростков, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, экспедиции, соревнования, плавательская практика, лагерные сборы и т.п. В летнее время внешкольное учреждение может открывать профильные лагеря и туристские базы для учащихся.
2.9. Внешкольное учреждение может организовать объединения в помещениях других учебно-воспитательных учреждений, на предприятиях, в организациях, по месту жительства детей и подростков.
Материальное обеспечение и контроль за их работой осуществляются администрацией внешкольного учреждения и учреждения, предприятия, организации, на базе которого создаются объединения.
2.10. Для развития и поддержки устойчивых интересов учащихся, их одаренности и самоопределения в будущей профессии внешкольное учреждение проводит совместную работу с научными, исследовательскими, творческими организациями, создавая на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, создает научные объединения учащихся.
2.11. Внешкольное учреждение, обладающее материально-техническими и кадровыми условиями и по согласованию с органами народного образования, может осуществлять производственную практику учащихся, занимающихся в данном учреждении.
В целях дальнейшего развития способностей и склонностей учащихся внешкольное учреждение организует выполнение заказов учреждений, предприятий, организаций на изготовление изделий, необходимых народному хозяйству. При этом тематика и содержание работ должны способствовать совершенствованию и формированию знаний и умений, предусмотренных программой объединения.
2.12. По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями и при наличии условий для получения определенной профессии в период занятий во внешкольном учреждении учащимся, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
2.13. Внешкольное учреждение организует и проводит различные региональные, городские, районные, сельские очно-заочные массовые мероприятия: праздники, соревнования, олимпиады, создает необходимые условия для развлечений, отдыха, общения учащихся и их родителей, используя разнообразные средства эмоционального воздействия с учетом возрастных особенностей учащихся; осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения.
В массовой работе внешкольное учреждение взаимодействует с семьей, общественными организациями, учебными заведениями, другими внешкольными и культурно-просветительными учреждениями различных ведомств.
2.14. Во внешкольном учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование программ, содержания, форм и методов работы объединений, повышение педагогического мастерства педагогических работников учреждения, оказание помощи педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в проведении внешкольной работы, пионерским, комсомольским и другим детским и юношеским общественным организациям и движениям.

3. Управление и руководство

3.1. Управление внешкольным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности в условиях широкой гласности. Коллектив внешкольного учреждения, объединяющий учащихся и педагогических работников, осуществляет свои задачи во взаимодействии с родителями и широкой общественностью.
3.2. Высшим органом самоуправления внешкольного учреждения является собрание (конференция) коллектива.
Делегаты с правом решающего голоса избираются собраниями педагогических работников, учащихся среднего и старшего возраста в объединениях внешкольного учреждения, а также родителей и представителей общественности.
3.3. Собрание (конференция):
избирает прямым тайным голосованием Совет внешкольного учреждения, его председателя, определяет срок их полномочий;
принимает Устав (Положение) внешкольного учреждения и вносит в него необходимые изменения;
утверждает основные направления совершенствования и развития внешкольного учреждения, повышения качества и эффективности его деятельности;
при необходимости создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы внешкольного учреждения и устанавливает их полномочия.
Собрание (конференция) проводится не реже одного раза в год.
Совет внешкольного учреждения:
организует выполнение решений конференции (собрания) коллектива внешкольного учреждения;
осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний членов коллектива;
совместно с директором представляет интересы внешкольного учреждения в общественных и государственных органах; утверждает программу внешкольного учреждения;
по представлению педагогического (методического) Совета внешкольного учреждения устанавливает профили объединений исходя из кадровых и материальных возможностей внешкольного учреждения, интересов и потребностей, заявок учащихся и их родителей;
по согласованию с Советом народных депутатов устанавливает режим работы внешкольного учреждения;
осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров; выступает с инициативой расторжения трудовых договоров с лицами, не соответствующими занимаемой должности;
участвует в аттестации педагогических работников внешкольного учреждения, вносит предложения о повышении их квалификации, рекомендует их на курсы повышения квалификации, стажировку (в т.ч. и за рубежом), в аспирантуру; представляет педагогических работников внешкольного учреждения к различным видам поощрения, включая материальное;
оценивает общественные и авторские инициативы по совершенствованию работы с учащимися, творческому поиску и опытно-экспериментальной работе педагогических работников; определяет формы взаимодействия внешкольного учреждения с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, добровольными обществами, творческими союзами, другими государственными и общественными организациями и учреждениями с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогических работников;
способствует рациональному использованию финансовых средств, участвует в формировании собственного фонда внешкольного учреждения;
заслушивает отчеты педагогических работников, выносит на рассмотрение собрания (конференции) предложения по совершенствованию их работы;
в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию внешкольного учреждения от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность, ограничения его самостоятельности; входит по этим вопросам в соответствующие органы.
Совет внешкольного учреждения работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями. Все его решения своевременно доводятся до сведения коллектива, родителей и общественности.
В состав Совета внешкольного учреждения входят представители педагогических работников, учащихся среднего и старшего возраста, родителей и общественности. Норма представительства определяется конференцией (собранием) коллектива внешкольного учреждения.
Для решения текущих вопросов Совет может избирать из своего состава бюро, формировать комиссии, полномочия которых определяются Советом внешкольного учреждения.
Совет внешкольного учреждения собирается не реже 4 раз в год. Члены Совета выполняют свои обязанности на общественных началах. Конференция (собрание) может досрочно вывести члена Совета из его состава.
Решение Совета считается правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета внешкольного учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации, всех членов коллектива.
3.4. Руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью осуществляет директор, опираясь в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации. Работники внешкольного учреждения выполняют свои обязанности и пользуются правами в соответствии с действующим законодательством, Уставом (Положением) внешкольного учреждения, должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка для работников внешкольных учреждений.
3.5. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников во внешкольном учреждении создается методический (педагогический) совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников.