Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 г. N 280 "Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении"
Поддерживая предложения министерств народного образования (просвещения) союзных республик, педагогических работников и в целях создания условий для полноценного использования свободного времени и досуга учащихся, развития их интересов и дарований, формирования разумных потребностей, приказываю:
1. Утвердить Примерный перечень внешкольных учреждений, разработанный совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и согласованный с Министерством финансов СССР, Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, ВЦСПС (приложение 1).
2. Утвердить Примерное положение о внешкольном учреждении (приложение 2).
3. Министерствам народного образования (просвещения) союзных республик довести до сведения органов народного образования и внешкольных учреждений данные документы.
4. Управлению организации внешкольной и внеклассной работы (т. Бруднову А.К.) в 1990-1991 годах изучить практику применения Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении.
5. Считать утратившими силу приказы Минпроса СССР от 18.05.77 N 74, от 14.11.86 N 227, от 20.07.87 N 135 (в части Типовых положений), инструктивные письма Минпроса СССР от 12.01.77 N 4-М, от 24.01.77 N 6-М, от 29.03.77 N 20-М, от 20.08.78 N 51-М, от 07.06.79 N 48-М, от 30.03.79 N 22-М, приказ Гособразования СССР от 10.05.89 N 395, пункты 2.7, 2.9, 2.10, 2.11 Типового положения о клубе юных моряков и речников системы народного образования, утвержденного Приказом Гособразования СССР от 19.06.79 N 488.
6. Типовые штаты внешкольных учреждений, утвержденные приказами Минпроса СССР от 14.12.77 N 164, от 21.02.79 N 32, от 20.07.87 N 135, Гособразования СССР от 24.10.89 N 802, до перевода внешкольных учреждений на финансирование по нормативам считать примерными при выделении фонда заработной платы на содержание административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Председатель | Г.А. Ягодин |
Приложение 1
к приказу Государственного комитета СССР
по народному образованию
от 23 апреля 1990 г. N 280
к приказу Государственного комитета СССР
по народному образованию
от 23 апреля 1990 г. N 280
Примерный перечень внешкольных учреждений
1. Центр (комплекс) внешкольной работы; детского творчества.
2. Центр подростков.
3. Дом (Дворец) пионеров и учащихся.
4. Экологический центр учащихся.
5. Станция (Дом) юных натуралистов.
6. Центр (Дом, клуб) технического творчества; станция (Дом, клуб) юных техников.
7. Школы: математическая, физико-техническая и по другим отраслям науки и техники (не дающие общеобразовательной подготовки).
8. Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; станция (Дом, база) юных туристов.
9. Дворец спорта для детей и юношества.
10. Детский стадион.
11. Детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая) школа всех типов и видов.
12. Детско-юношеский клуб физической подготовки.
13. Детский оздоровительно-экологический центр; детский парк.
14. Центр эстетического воспитания.
15. Дом художественного творчества (воспитания).
16. Детский Дом (Дворец) культуры.
17. Школы: музыкальная, художественная, искусств (за исключением школ Министерства культуры СССР, дающих профессиональное образование).
18. Детско-юношеский центр, студия по видам искусств: хоровая, театральная, музыкальная и др.
19. Детская картинная галерея.
20. Клубы: юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов и десантников, пограничников, радистов, пожарных (с детским пожарным депо), автомобилистов и другие, детский и подростковый клуб.
21. Комната школьника.
22. Детский автогородок.
23. Лагеря: пионерский, оздоровительный, спортивно-оздоровительный, труда и отдыха (загородный, с дневным пребыванием), туристский и другие профильные.
24. Детско-юношеская библиотека.
Примечание: внешкольные учреждения создаются в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 02.09.82 N 816 (пункт 7 "3").
Начальник Управления организации внешкольной и внеклассной работы | А.К. Бруднов |
Приложение 2
к приказу Государственного комитета СССР
по народному образованию
от 23 апреля 1990 г. N 280
к приказу Государственного комитета СССР
по народному образованию
от 23 апреля 1990 г. N 280
Примерное положение о внешкольном учреждении
1. Общие положения
1.1. Внешкольные учреждения являются составной частью единой системы народного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей.
Широкодоступные, бесплатные, комплексные, профильные внешкольные учреждения предоставляют всем учащимся, в основном от 6 до 18 лет, равные возможности для разностороннего развития и самоопределения в сфере свободного времени.
Основные задачи внешкольного учреждения - создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся, их самообразования и творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечений.
1.2. Внешкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик и законодательством о народном образовании, другими законодательными актами и настоящим Положением.
1.3. На основе настоящего Примерного положения в каждом внешкольном учреждении разрабатывается свой Устав (Положение)* с учетом профиля (названия) учреждения, перспектив его развития, норм, правил и традиций коллектива, материально-технического состояния, финансового обеспечения и программы деятельности. Уставом (Положением) не могут быть изменены цели и основные задачи внешкольного учреждения, ограничены права учащихся и педагогических работников.
2. Организация и основы деятельности
2.1. Внешкольное учреждение открывается по решению соответствующего Совета народных депутатов при наличии кадров, необходимой материально-технической базы, достаточном финансировании, строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований, Правил противопожарной безопасности и может действовать как самостоятельно, так и в структуре учебно-научно-производственного, учебно-производственного объединения (фирмы, ассоциации и т.д.), учебно-воспитательного комплекса (центра).
2.2. Коллектив внешкольного учреждения самостоятельно разрабатывает программу его деятельности (организацию, виды, профили, содержание) на основе интересов и склонностей учащихся, потребностей семьи, учреждений народного образования, трудовых коллективов, общественных организаций, в т.ч. детских и юношеских и др., особенностей социально-экономического развития региона, существующей сети внешкольных учреждений в городе, районе, поселке, селе; утверждает структуру и штатное расписание в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда).
2.3. Основная деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и т.п.).