Методический (педагогический) совет обсуждает различные варианты содержания деятельности (учебные планы, программы, учебные пособия и т.п.), ее формы и методы, способы реализации, организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта, принимает решения по всем другим вопросам профессиональной деятельности педагогических работников.
При методическом совете могут создаваться секции, объединения по направлениям работы.
Председатель методического совета избирается коллективом педагогических работников.
Порядок и режим работы методического совета определяется Уставом (Положением) внешкольного учреждения.
3.6. По инициативе учащихся во внешкольном учреждении могут создаваться комсомольские, пионерские и другие детские и юношеские общественные организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает помощь и содействие в работе таких организаций.
4. Финансовая и хозяйственная деятельность. Материально-техническая база
4.1. Основным источником финансирования учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива внешкольного учреждения и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета, определяемые по нормативам.
Для финансирования внешкольного учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента - один ребенок.
4.2. Дополнительными источниками средств внешкольного учреждения являются:
выручка от реализации продукции, изделий, выполненных учащимися и педагогическими работниками;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования в свободное от основных занятий время;
выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и т.д.;
поступления средств от министерств (ведомств), предприятий, учреждений, общественных организаций за услуги по повышению квалификации педагогических кадров внешкольных учреждений других ведомств (загородных лагерей, подростковых клубов, педагогов-организаторов воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, социальных педагогов и др.);
добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и др. общественных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан;
прочие поступления.
Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход внешкольного учреждения.
4.3. К дополнительным работам (платным услугам) относятся услуги и работы, оказываемые сверх основной программы деятельности внешкольного учреждения.
Выполнение договорных работ (платных услуг) производится в основном по профилю конкретного внешкольного учреждения. Платные услуги не могут осуществляться взамен основной бесплатной деятельности с детьми, подростками и юношеством, финансируемой из средств государственного бюджета (не за счет снижения уровня бесплатного обслуживания). При этом платные услуги не могут осуществляться, если показатели основной деятельности (выполнение программ и планов, занятий с учащимися, охват и качество работы с ними, трудовая дисциплина) снижаются.
Контроль уровня бесплатного обслуживания осуществляется соответствующим органом народного образования.
Внешкольное учреждение по мере возможности, наличия свободных помещений, рабочих мест, оборудования и т.д. осуществляет следующие платные услуги:
организация дополнительных кружков, секций, студий и т.п., в т.ч. совместно с родителями, по оригинальным направлениям науки, искусства, спорта, туризма и др.;
показы спектаклей, концертов;
реализация изделий, полученных в результате трудовой деятельности учащихся и педагогических работников, а также при выполнении ими заказов предприятий, учреждений, организаций и колхозов.
Выполнение договорных работ (платных услуг), реализация продукции, сдача в аренду помещений, сооружений, оборудования (в свободное от основной деятельности с учащимися время) производятся по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии таковых - по договорным тарифам и ценам.
Установление вышестоящими органами плановых заданий на работы (сельхозпродукцию) и платные услуги не допускается.
Суммы бюджетных ассигнований внешкольному учреждению в случае оказания им дополнительных работ (платных услуг) не уменьшаются, а поступающие из различных источников средства включаются в общий доход учреждения и составляют его единый фонд финансовых средств.
4.4. Внешкольное учреждение может использовать банковский кредит.
Краткосрочный кредит выдается на развитие и укрепление материально-технической базы внешкольного учреждения. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно-технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.
4.5. Внешкольное учреждение в своей хозяйственной деятельности руководствуется исходными данными планирования (экономические нормативы, лимиты), доводимыми до учреждения вышестоящим органом управления.
Внешкольное учреждение в своей хозяйственной деятельности руководствуется положениями хозяйственного механизма в народном образовании (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 17.01.90 N 45).
4.6. Внешкольному учреждению предоставляется право решать следующие вопросы организации и оплаты труда:
утверждать структуру учреждения, штатное расписание;
устанавливать должностные оклады и ставки в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда);
устанавливать работникам надбавки за выполнение учебных планов и программ занятий с детьми, подростками и юношеством, сохранение основного состава учащихся в объединениях, творческие достижения, высокое качество проводимых мероприятий, выполнение особо важных работ. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста доходов. Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы, снижении наполняемости объединений учащихся и других показателей, невыполнении учебных планов и программ;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда);
применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда;
определять порядок и размеры премирования работников исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).
Условия и порядок премирования педагогических и других работников определяются советом трудового коллектива по согласованию с профсоюзной организацией.
Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителю внешкольного учреждения утверждаются решением вышестоящего органа управления.
При этом заработная плата работников, включая руководителей, максимальным размером не ограничивается.
На премирование работников учреждения, также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда учащихся.
4.7. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета во внешкольном учреждении определяется действующим законодательством.
Бухгалтерский учет, по усмотрению Совета внешкольного учреждения, может проводиться самостоятельно или совместно с другими внешкольными учреждениями, учебными заведениями, организациями и предприятиями, а также через централизованную бухгалтерию.
Отчетность внешкольного учреждения представляется в соответствии с требованиями Государственного комитета СССР по учету и статистике. Требование иной отчетности любыми государственными и общественными органами, а также возложение на педагогических работников внешкольных учреждений контролирующих инспекторских или иных несвойственных им функций запрещается.
4.8. Документация внешкольного учреждения ведется в соответствии с типовой инструкцией, утвержденной министерством народного образования (просвещения) союзной республики.
4.9. Материально-техническая база внешкольного учреждения включает в себя здания, плоскостные и спортивные сооружения, причалы, лагеря, туристские базы, транспортные и плавсредства, гужевой транспорт, машины и оборудование, иное имущество, находящееся в оперативном управлении этого учреждения.
Развитие материально-технической базы учреждения осуществляется на основе утвержденных общесоюзных социальных нормативов с учетом региональных и иных особенностей. Данные нормативы являются одним из определяющих оснований для принятия в установленном порядке решений об организации, реорганизации и ликвидации учреждения.
5. Правовое положение
5.1. Внешкольное учреждение является юридическим лицом, имеет гербовую печать и вывеску установленного образца со своим наименованием.
5.2. Внешкольное учреждение несет перед вышестоящим органом ответственность за реализацию поставленных перед ним целей и задач, соответствие применяемых содержания, форм и методов деятельности, охрану жизни и здоровья учащихся.