Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146) стр. 16

______________________________
* Только для фракции 70-120 мм.
Конструкции слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается применять без использования расклинивающего материала.
К трудноуплотняемым материалам относят щебень из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более; прочный, хорошо окатанный гравий; шлаки остеклованной структуры. К легкоуплотняемым материалам относят щебень из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, щебень из осадочных пород, неокатанный гравий, шлаки с пористой структурой.
5.80. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси N 3 и 5 - для покрытий и N 1, 2, 4, 6 и 7 - для оснований).
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 5.20.
Таблица 5.20
Показатель
Для покрытий
Для оснований
Тип дорожной одежды
переходный
капитальный
облегченный
переходный
Марка по прочности при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
щебня из изверженных и метаморфических пород
600
800
600
400
щебня из осадочных пород
600
600
400
300
гравия и щебня из гравия
Др16
Др16
Др24
Др24
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
400
400
300
200
Марка по истираемости, не ниже
ИIII
ИIII
ИIV
ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха, °С, наиболее холодного месяца:
до минус 5
15
-
-
-
от минус 5 до минус 15
25
15
-
-
от минус 15 до минус 30
50
25
15
15
ниже минус 30
75
50
25
25
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % массы, не ниже
80
70
25
25
5.81. В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50% зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве не менее 25% массы для улучшения уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.
5.82. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог II-с категории содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15% массы, а для оснований дорог всех категорий - 35%.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований - не ниже 2-й марки.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластинчатоcти должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах III категории - не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, I-c и II-с категорий - не ниже марки Пл3.
5.83. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 5.21.
Таблица 5.21
Номер смеси
Полный остаток, % массы, на сите с размером отверстий, мм
70
40
20
10
5
2,5
0,63
0,16
0,05
1
0
10-20
20-40
25-65
40-75
60-85
70-90
90-95
97-100
2
0
0-5
0-10
10-40
30-70
45-80
60-85
75-92
97-100
Коэффициент фильтрации смесей для подстилающих слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.
5.84. Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд допускается использовать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-85, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25% массы, пылевато-глинистых частиц - не более 5%, в том числе глинистых частиц для природного песка - не более 0,5% и для дробленого - не более 1% массы. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Приемка выполненных работ

5.85. При приемке выполненных работ следует производить освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах о выполнении отдельных видов работ и предъявлять техническую документацию в соответствии со СНиП 3.01.01-85.
5.86. При приемочном контроле следует проверять соответствие фактических значений параметров проектным:
размещения оси земляного полотна;
высотных отметок продольного профиля;
расстояния между осью и бровкой земляного полотна;
крутизны откосов;
поперечных уклонов проезжей части;
водоотводных устройств;
плотности грунта на обочинах;
ширины укрепления обочин;
ширины покрытия проезжей части;
толщины и прочности материала слоя покрытия;
ровности покрытия проезжей части;
разницы в уровне поверхности в швах монолитных цементобетонных покрытий;
превышения граней смежных плит сборных цементо- и железобетонных покрытий;
плотности слоев дорожных одежд;
коэффициента сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части;
шероховатости покрытия.
5.87. Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок продольного профиля и параметров элементов поперечного профиля следует производить о помощью геодезических инструментов и шаблонов, как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки.
5.88. Качество уплотнения покрытий из щебня и гравия, обработанных вяжущими, проверяют путем контрольного прохода катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после чего на покрытии не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.
5.89. Плотность материала в покрытии, устраиваемом способом смешения на дороге, следует контролировать по трем вырубкам (кернам) на 1 км по ГОСТ 12801-84.
5.90. Качество асфальтобетонных покрытий следует проверять по соответствию нормам ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84 показателей кернов (вырубок), взятых в трех местах на 7000 покрытия.
5.91. Качество поверхностной обработки следует контролировать по однородности и равномерности распределения щебня, равномерности распределения вяжущего материала.
5.92. Контроль качества строительства железобетонных покрытий должен включать проверку цельности плит, заполнения швов и превышения граней смежных плит.
5.93. При приемке работ оценка ровности покрытий в продольном направлении проводится в соответствии с п. 14.5 СНиП 3.06.03-85.
5.94. Коэффициент сцепления проверяется на увлажненной поверхности покрытия динамометрическим прицепным прибором типа ПКРС-2 или другими приборами, показания которых должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.
Измерения коэффициента сцепления следует производить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия.
Измерения надлежит выполнять по одной полосе наката колес автомобилей на каждой полосе движения. На каждые 1000 м необходимо делать 3-5 измерений (в зависимости от состояния покрытия) по каждой полосе движения.
Полученные значения коэффициента сцепления (для шин, имеющих протектор с рисунком) должны быть не ниже указанных в табл. 5.22.
5.95. Шероховатость дорожных покрытий следует определять методом "песчаного пятна" (прибор КП-139) на одной полосе наката на каждой полосе движения. На 1000 м полосы движения следует производить пять измерений.
Таблица 5.22
Условия движения
Характеристика участков дорог
Коэффициент сцепления
ЛегкиеУчастки прямые или на кривых в плане с радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более , с элементами поперечного профиля (см. табл. 2.2), с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне
0,45
ЗатрудненныеУчастки на кривых в плане с радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до ; участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции)
0,50
ОпасныеУчастки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне
0,60