6.12. Малые и средние автодорожные и городские мостовые сооружения*, в также трубы разрешается располагать на участках дороги (улицы) с любым профилем и планом, принятым для проектируемой дороги (улицы).
Продольный уклон ездового полотна должен быть не более:
- для больших автодорожных,
- городских и
- всех сооружений с деревянным настилом. При возможных частых обледенениях проезжей части продольный уклон ездового полотна принимать более
не рекомендуется. Продольный уклон ездового полотна рекомендуется назначать не менее
.





6.13. Толщину засыпки над звеньями или плитами перекрытия труб (включая пешеходные тоннели), а также над сводами мостов следует принимать не менее следующих значений:
над железобетонными трубами - 0,5 м;
над металлическими гофрированными - 0,5 м, но не менее 0,8 м от верха звена трубы до поверхности дорожного покрытия;
над сводами мостов - 0,2 м.
Толщина засыпки принимается от верха звена (плиты перекрытия) трубы до низа дорожной одежды.
Основные требования к конструкциям
6.14. Основные размеры пролетных строений и опор мостовых сооружений, а также труб следует назначать с соблюдением принципов модульности и унификации.
Расчетные пролеты или полную длину пролетных строений автодорожных и городских мостовых сооружений на прямых участках дорог при вертикальных и перпендикулярных продольной оси сооружения опорах следует назначать равными 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 33 и 42 м, а при больших размерах пролетов - кратными 21 м.
Приведенные размеры следует принимать в качестве полной длины для разрезных и температурно-неразрезных пролетных строений пролетами до 33 м включительно. Во всех остальных случаях, а также для пролетных строений со сквозными главными фермами приведенным размерам должны соответствовать расчетные пролеты.
Отступление от указанных размеров допускается на основе технико-экономических расчетов при проектировании: мостовых сооружений, возводимых вблизи существующих; многопролетных путепроводов через железнодорожные станционные пути; деревянных мостов пролетами менее 9 м, а также отдельных пролетов мостовых сооружений сложных систем (неразрезных, рамно-подвесных, рамно-консольных).
6.15. Массу и размеры элементов сборных конструкций следует, как правило, назначать исходя из возможности использования при монтаже и перевозке общестроительных и специализированных кранов и транспортных средств.
6.16. Конструкция деформационных устройств (опорных частей, шарниров, деформационных швов) и их расположение должны обеспечивать необходимую свободу предусматриваемых перемещений (линейных, угловых) отдельных частей (элементов) сооружения.
Проектная документация должна содержать указания по установке деформационных устройств с учетом степени готовности сооружения и температуры во время замыкания конструкции согласно требованиям СНиП 2.05.03-84.
6.17. Поперечное сечение опор моста в пределах затопления водой до расчетного уровня следует проектировать, как правило, обтекаемым.
6.18. На мостовых переходах при необходимости регулирования направления потока и предотвращения неравномерных размывов подмостового русла и берегов надлежит предусматривать устройство струенаправляющих и берегоукрепительных сооружений.
При расчетном пойменном расходе 15% и более или средних скоростях течения воды под мостом до размыва более 1 м/с, а также при прижимных течениях, перекрытиях проток и т.п. следует применять шпоровидные эллиптические дамбы (при косом пересечении водотока) и грушевидные, а для отжима мощных течений (навала) потока - прямолинейные дамбы. При необходимости защиты откосов земляного полотна от воздействия пойменных течений должны применяться поперечные сооружения (траверсы).
Для труб и малых мостов на основании гидравлических расчетов следует предусматривать углубление, планировку и укрепление русел, установку устройств, препятствующих скоплению наносов, а также устройств для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе сооружения.
При строительстве с сохранением вечной мерзлоты воздействие струенаправляющих и берегоукрепительных сооружений не должно вызывать нарушения условий протекания грунтовых вод, местных застоев воды и других значительных изменений бытового режима водотока, а также изменения состояния вечномерзлых грунтов в основании.
6.19. Отверстия труб на автомобильных дорогах следует принимать равными, не менее:
1,0 м - при длине трубы до 30 м;
0,75 м - при длине трубы до 15 м;
0,5 м - на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока (уклон
и более) и ограждений на входе.

Для районов орошаемого земледелия в поселках и сельских населенных пунктах на автомобильных дорогах по согласованию с минавтодорами союзных республик допускается применять трубы отверстиями 0,5 м с устройством в пределах трубы быстротока и ограждений на входе.
Отверстия труб на внутрихозяйственных автомобильных дорогах при длине трубы 10 м и менее также допускается принимать равными 0,5 м.
Отверстия труб на автомобильных дорогах общего пользования в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40°С следует назначать не менее 1,5 м независимо от длины трубы.
Отверстия труб и малых мостов допускается увеличивать для использования их в качестве пешеходных переходов, скотопрогонов, а в случае технико-экономической целесообразности - для пропуска транспортных средств низких, узкозахватных сельскохозяйственных машин с обеспечением соответствующих габаритов.
6.20. Водопропускные трубы следует проектировать, как правило, на безнапорный режим работы. Допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы для пропуска только расчетного расхода. При этом под оголовками и звеньями следует проектировать фундаменты, а при необходимости и противофильтрационные экраны. Кроме того, при напорном режиме следует предусматривать устройство специальных входных оголовков и обеспечение водонепроницаемости стыков между торцами звеньев и секциями фундаментов, надежного укрепления русла, устойчивости насыпи против напора и фильтрации.
Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40°С, не допускаются полунапорный и напорный режимы работы, за исключением случаев расположения труб на скальных грунтах.
6.21. Водопропускные трубы следует проектировать, как правило, с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.
Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом - не менее чем на 0,5 м.
6.22. Трубы не допускается применять при наличии ледохода и карчехода, а также в местах возможного возникновения селей и образования наледи.
В местах возможного образования наледи в виде исключения допускается применять прямоугольные железобетонные трубы (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.
Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты с отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.
6.23. В проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия по необходимой защите элементов и частей мостовых сооружений и труб от повреждений при отсыпке насыпи и укреплении откосов от засорения и загрязнения, вредных воздействий агрессивных сред, высоких температур, блуждающих токов и т.д.
6.24. Для вновь проектируемых мостовых сооружений расстояние между соседними главными фермами (балками) следует назначать с учетом возможности осмотра, текущего содержания и окраски отдельных частей конструкций. При раздельных пролетных строениях (под проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету между смежными главными фермами (балками) должно быть не менее 1,0 м.
Габариты
6.25. Габариты мостовых сооружений в уровне проезжей части должны назначаться в соответствии с шириной проезжей части на дороге и включать в себя собственно проезжую часть, количество и ширина полос движения на которой равны принятым на дороге, и полосы безопасности.
Габариты условно обозначают буквой Г и числом (после тире), равным расстоянию между лицевыми поверхностями ограждений полос движения противоположного направления.
6.26. Габариты мостовых сооружений на автомобильных дорогах (рис. 6.1) принимают по табл. 6.2. Габариты мостовых сооружений в городах и других населенных пунктах принимают в соответствии со СНиП 2.05.03-84.

Таблица 6.2
Категория автомобильной дороги | Число полос движения | Ширина, м | Габарит мостового сооружения | |
проезжей части В | полосы безопасности П | |||
III | 2 | 7,0 | 1,5 | Г-10 (Г-10,5) |
IV, I-c | 2 | 6,0 | 1,0 | Г-8 (Г-10) |
II-с | 1 | 4,5 | 1,0 | Г-6,5 (Г-8) |
Примечания: 1. В скобках указаны габариты мостовых сооружений, проектируемых с учетом перевода дороги в перспективе (после 20 лет эксплуатации) на категорию выше.
2. По конструктивным соображениям допускается менять указанные габариты мостовых сооружений за счет изменения ширины полосы безопасности на величину не более 0,15 м в сторону уменьшения или 0,4 м в сторону увеличения.
3. При наличии движения на дорогах II-с категории широкогабаритных сельскохозяйственных машин, имеющих ширину в транспортном положении более 5,5 м, допускается принимать габарит мостового сооружения Г-8.
6.27. При проектировании мостового сооружения на кривой в плане необходимо предусматривать уширение проезжей части в соответствии с требованиями п. 2.16.
Уширение проезжей части допускается производить за счет уменьшения ширины полосы безопасности (см. табл. 6.2), но не более чем на 0,15 м.
6.28. Габариты мостовых сооружений на съездах транспортных развязок принимают равными ширине проезжей части дороги на съезде с двумя полосами безопасности по 0,5 м.