Значения средней глубины впадин шероховатости, определенные методом "песчаного пятна", должны составлять при легких и затрудненных условиях не менее 1,0 мм для асфальтобетонных покрытий и поверхностной обработки и не менее 0,5 мм - для цементобетонных покрытий; при опасных условиях движения - не менее 1,8 и 1,0 мм соответственно.
5.96. Для обеспечения безопасных условий движения следует дополнительно контролировать показатели, приведенные в п. 14.8 СНиП 3.06.03-85.
5.97. Оценку качества строительно-монтажных работ при их приемке следует выполнять в соответствии с обязательным приложением 2 СНиП 3.06.03-85.
6. Мостовые сооружения и трубы
Общие указания
6.1. Проектирование новых и реконструкцию постоянных мостовых сооружений (мостов, путепроводов, виадуков, эстакад) и труб следует выполнять в соответствии с разд. 2-7 СНиП 2.05.03-84 и положениями, изложенными ниже, принимая класс нагрузки К11.
6.2. Строительство новых и реконструкцию существующих мостовых сооружений и труб следует производить с учетом требований СНиП III-43-75.
6.3. При проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и труб следует:
выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации сооружения, а также безопасности и комфортности движения транспортных средств, безопасности пешеходов и охраны труда рабочих в периоды строительства и эксплуатации;
предусматривать безопасность судоходства на водных путях, а также безопасный пропуск паводков, ледохода и лесосплава;
принимать проектные решения, обеспечивающие экономию материалов (металла, цемента, леса), топливно-энергетических ресурсов, снижение стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации;
предусматривать простоту, удобство и высокие темпы монтажа конструкций, возможность индустриализации строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, применения типовых решений, сборных конструкций, деталей и материалов, отвечающих стандартам и техническим условиям;
учитывать перспективы развития транспортных средств и дорожной сети, реконструкции имеющихся и строительства новых подземных и наземных коммуникаций; интересы благоустройства и планировки населенных пунктов; перспективы освоения земель в сельскохозяйственных целях;
предусматривать меры по охране окружающей среды (в том числе предотвращение заболачивания, термокарстовых, эрозионных, наледных и других вредных процессов), по поддержанию экологического равновесия;
проектировать мостовые сооружения длиной до 75 м силами подрядных строительных организаций только на основе типовых проектных решений.
6.4. Основные технические решения, принимаемые при проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и труб, следует обосновывать путем сравнения технико-экономических показателей конкурентоспособных вариантов.
При проектировании больших мостовых переходов и путепроводных развязок в городах и на подходах к ним, а также в зонах, имеющих природную и историко-архитектурную значимость, рекомендуется проводить конкурсы. В числе основных требований конкурса должны быть экономичность и эстетичность решений при безусловной сохранности исторических памятников.
6.5. Мостовые сооружения и трубы следует проектировать капитального типа. Не допускается проектировать деревянные трубы.
Применение деревянных мостовых сооружений из антисептированной древесины допускается:
на автомобильных дорогах ниже III категории - без ограничения;
на магистральных улицах районного значения (по СНиП II-60-75*) - с разрешения:
горисполкомов - для крупнейших, крупных, больших и средних городов;
райисполкомов - для малых городов, поселков и сельских населенных пунктов;
на улицах и дорогах местного значения (по СНиП II-60-75 и СНиП 2.05.11-83) - без ограничения.
В случае применения для деревянных мостовых сооружений бетонных и железобетонных опор последние следует проектировать с учетом возможности замены деревянных пролетных строений железобетонными.
Расположение мостовых сооружений и труб
6.6. Выбор места перехода, разбивку мостовых сооружений на пролеты, назначение положения сооружения в плане и профиле следует производить с учетом требований трассирования дороги и охраны окружающей среды; градостроительно-планировочных решений, строительных и эксплуатационных показателей рассматриваемых вариантов, а также русловых, геологических, гидрологических, ландшафтных и других местных условий, влияющих на технико-экономические показатели соответствующего участка дороги.
В тех случаях, когда из-за сложных грунтогеологических и гидрологических условий строительство мостового перехода затруднено или экономически не оправдано, а также, когда нормативные сроки строительства мостового перехода превышают 24 мес. на период его строительства для обеспечения транспортных связей допускается в качестве временных сооружений устраивать паромные переправы при соответствующем технико-экономическом обосновании.
При выборе оснащенности паромных переправ следует руководствоваться рекомендациями табл. 6.1.
Таблица 6.1
Вместимость парома, авт. | Пропускная способность паромной переправы, авт./сут, при ширине реки в месте переправы, м | ||||||||
до 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 3000 | |
10 | 1400 | 1300 | 1243 | 1180 | 1116 | 922 | 783 | 676 | 530 |
20 | 2000 | 1876 | 1817 | 1753 | 1678 | 1448 | 1270 | 1126 | 916 |
30 | 2300 | 2202 | 2148 | 2087 | 2016 | 1789 | 1604 | 1447 | 1210 |
40 | 2500 | 2411 | 2362 | 2300 | 2241 | 2027 | 1846 | 1688 | 1441 |
50 | 2600 | 2557 | 2513 | 2452 | 2403 | 2203 | 2030 | 1876 | 1627 |
60 | 2700 | 2665 | 2625 | 2576 | 2524 | 2338 | 2174 | 2026 | 1781 |
70 | 2800 | 2748 | 2711 | 2662 | 2618 | 2445 | 2291 | 2149 | 1910 |
Примечание. Значения пропускной способности приведены для паромных переправ с самоходными паромами при их работе 18 ч в сутки (с 6 до 24 ч).
6.7. Створ мостового перехода выбирается из условия наименьшего вмешательства в природную среду, а том числе наименьшей площади отводимых ценных земель, пастбищ и лесных угодий.
При пересечении автомобильной дорогой малых водотоков и глубоких логов в необходимых случаях рекомендуется выбор места перехода и типа водопропускного сооружения выполнять с учетом возможности устройства водоемов для нужд сельского хозяйства.
6.8. При проложении трассы мостового перехода на поймах рек следует по возможности избегать пересечения насыпями проток, староречий и озер. Не допускается образование застойных зон.
Мостовые переходы, как правило, должны быть удалены от устьев рыбоходных притоков, рыбных нерестилищ и зимовальных ям на расстояние, принимаемое по указаниям органов рыбоохраны.
6.9. При соблюдении условий, перечисленных в п. 6.8, на пересечении водотока, как правило, следует предусматривать одно водопропускное сооружение. Дополнительные сооружения на поймах проектируют при невозможности соблюдения п. 6.8, а также в следующих случаях:
трасса перехода пересекает протоку, используемую для судоходства;
необходим пропуск малого водотока, имеющего самостоятельный водосборный бассейн, или выпуск воды с пониженных участков поймы;
необходима разгрузка отверстия моста на главном русле по гидравлическим условиям;
необходимо сохранение ценных пойменных угодий или использование пойм для отдыха населения.
Устройство дополнительных водопропускных сооружений на поймах в каждом случае должно быть обосновано гидравлическими и экономическими расчетами с учетом экологических (в том число рыбохозяйственных) требований.
6.10. При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует:
мостовые переходы располагать перпендикулярно течению вода (с углом косины не более 10°) на прямолинейных участках реки с устойчивым руслом в местах с неширокой (малозатопляемой) поймой и удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,5 длины расчетного судового или плотового состава;
середину судоходных пролетов совмещать с осью соответствующего судового хода, учитывая возможные русловые переформирования и смещения за расчетный период службы моста;
обеспечивать параллельность оси судового хода, направления течения реки и плоскостей опор, обращенных в сторону судоходных пролетов;
принимать допустимое отклонение от параллельности судового хода и направления течения реки не более 10°;
не допускать увеличения скорости течения воды в стесненном мостовым переходом русле более чем на 20% при скорости течения воды в бытовых условиях до 2 м/с и более чем на 10% - при скорости свыше 2,4 м/с (при скорости течения воды в бытовых условиях свыше 2 до 2,4 м/с допускаемое увеличение средней скорости следует определять по интерполяции).
6.11. При определении параметров водопропускных сооружений на основе гидравлических расчетов необходимо учитывать влияние сооружения на окружающую среду.
Пропуск нескольких водотоков через одно сооружение дожжен быть обоснован, а при наличии лессовых, вечномерзлых грунтов, селевого стока и возможности образования наледи - не допускается.