Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146) стр. 25

в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 2 м на расстоянии, указанном в табл. 7.3;
Таблица 7.3
Радиус кривой в продольном профиле, м
Расстояние между столбиками, м
в пределах кривой
на подходах к кривой
от начала до первого
от первого до второго
от второго до третьего
300
9
15
30
50
400
11
17
33
50
500
12
19
37
50
1000
17
27
50
50
2000
25
40
50
50
3000
30
47
50
50
4000
35
50
50
50
5000
40
50
50
50
6000
45
50
50
50
8000
50
50
50
50
в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 2 м на расстоянии, указанном в табл. 7.4;
Таблица 7.4
Радиус кривой в плане, м
Расстояние между столбиками, м
в пределах кривой на стороне
на подходах к кривой
внешней
внутренней
от начала до первого
от первого до второго
от второго до третьего
60
6
12
15
25
50
100
10
20
25
42
50
200
15
30
30
45
50
300
20
40
40
50
50
400
30
50
50
50
50
500
40
50
50
50
50
600 и более
50
50
50
50
50
на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи не менее 2 м через каждые 50 м;
в пределах кривых сопряжения на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне на расстоянии, приведенном в табл. 7.4 для внешней стороны кривой;
на кривых в плане и продольном профиле при промежуточных значениях радиусов 5 и 50 м (см. табл. 7.3, 7.4); расстояние между столбиками следует определять интерполяцией;
на дорогах, проложенных на расстоянии менее 15 м от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м, через 10 м;
у мостового сооружения по три столбика до него и после с двух сторон дороги через каждые 10 м;
у водопропускных труб по два столбика с каждой стороны дороги до трубы и после нее на расстоянии 5 м от ее продольной оси.
7.17. Сигнальные столбики следует устанавливать на бровке земляного полотна; высота над уровнем обочины 0,75-0,80 м.
7.18. В населенных пунктах перед торцевыми частями подпорных стенок транспортных тоннелей, а также на приподнятых островках безопасности и направляющих островках следует устанавливать тумбы с искусственным освещением.
При наличии на указанных элементах освещаемых дорожных знаков или светофоров тумбы можно не устанавливать.
7.19. Направляющие островки надлежит устраивать при суммарной интенсивности движения на перекрестках не менее 1000 авт./сут, количестве поворачивающих транспортных средств, составляющем не менее 10% на дорогах вне населенных пунктов и не менее 20% - в населенных пунктах.
7.20. Островками безопасности должны быть оборудованы наземные пешеходные переходы при интенсивности движения не менее 400 авт./ч на одну полосу проезжей части; расстояние между тротуаром и краем островка следует назначать не менее 7,5 м для размеченных островков и не менее 10,5 м - при наличии защитных элементов.

Дорожные знаки и светофоры

7.21. Дорожные знаки, применяемые для организации дорожного движения, должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807-78 и размещаться на опорах, отвечающих требованиям ГОСТ 25458-82 и ГОСТ 25459-82, а также типового проектного решения 3.503.9-80.
Условия применения дорожных знаков и светофоров должны соответствовать ГОСТ 23457-86.
7.22. Дорожную разметку следует устраивать согласно ГОСТ 23457-86, а ее элементы должны отвечать требованиям ГОСТ 13508-74 и типового проектного решения 3.503-79.

Освещение

7.23. Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов надлежит выполнять согласно СНиП II-4-79.
7.24. На дорогах всех категорий мачты освещения следует располагать, как правило, за бровкой земляного полотна.
7.25. На мостах опоры контактной сети и освещения следует устанавливать в створе перил (при ширине тротуара 2,25 м и менее) или между трамвайными путями при их расположении на самостоятельном полотне.

Озеленение

7.26. На автомобильных дорогах всех категорий необходимо предусматривать оформление и озеленение с учетом соблюдения принципов ландшафтного проектирования, охраны природы, обеспечения естественного проветривания дорог, защиты придорожных территорий от шума, а также с учетом природных, хозяйственных, исторических и культурных особенностей районов проложения дорог.
7.27. Придорожные лесонасаждения следует располагать из условия исключения наездов на деревья и обеспечения боковой видимости:
на дорогах III категории на расстоянии не менее 25 м от кромки проезжей части;
на дорогах IV, I-c и II-с категорий - на расстоянии не менее 15 м.

Защитные сооружения

7.28. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по надежной защите от снежных заносов участков дорог, проходящих в открытой местности. К снегозаносимым относятся нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше объема снегоприноса к дороге; выемки раскрытые или с уположенными откосами; насыпи, высота которых меньше величин, указанных в п. 4.13.
На таких участках допускается отсутствие снегозащиты, если объемы снегоприноса составляют менее 25 на 1 км дороги, расположенной на ценных землях, и менее 10 - на остальных землях.
Не нуждаются в защите от снежных заносов насыпи, имеющие возвышение над расчетным уровнем снежного покрова на величину, указанную в п. 4.13; нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь объем снегоприноса; дороги, проложенные через лесные массивы, не имеющие разрывов и просек; участки дорог в населенных пунктах с плотной застройкой, не пропускающей метелевый снег к дороге.
7.29. На заносимых участках дорог всех категорий следует предусматривать снегозащитные насаждения, установку постоянных заборов, переносных щитов или сеток. В дополнение к указанным типам защиты могут использоваться временные защитные устройства из снега - снежные траншеи и валы.
В районах, где проводятся мероприятия по почвозащитному снегозадержанию на сельскохозяйственных полях, должна применяться система комплексного снегозадержания вдоль автомобильных дорог.
Ширину снегозащитных лесонасаждений с каждой стороны дороги, а также расстояние от бровки земляного полотна до них следует принимать по табл. 7.5.
Таблица 7.5
Расчетный годовой снегопринос,
Ширина снегозащитных лесонасаждений, м
Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м
От 10 до 25
4
15-25
Св. 25 до 50
9
30
Св. 50 до 75
12
40
Св. 75 до 100
14
50
Св. 100 до 125
17
60
Св. 125 до 150
19
65
Св. 150 до 200
22
70
Св. 200 до 250
28
50
Примечания: 1. Ширина снегозащитных лесонасаждений и их конструкция при снегоприносе более 250 определяется индивидуальным проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. Меньшие расстояния от бровки земляного полотна до лесонасаждений следует принимать при годовом снегоприносе 10 , большие - при 25 .
3. При снегоприносе от 200 до 250 лесонасаждения должны быть двухполосными с расстоянием между полосами 50 м.
7.30. На участках дорог, располагаемых на землях государственного лесного фонда, в случае намечаемого проведения рубок должны быть сохранены с обеих сторон дороги лесозащитные полосы шириной по 250 м (от оси дороги).
7.31. Постоянные снегозащитные заборы следует проектировать в один или несколько рядов (что обосновывается расчетом) для задержания максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью 1 раз в 15 лет, а в сильнозаносимых местностях - в 20 лет.
Постоянный забор располагают на расстоянии, равном 15-25-кратной высоте забора от бровки откоса выемки, а при расположении дороги на насыпи - от бровки земляного полотна. При этом большее расстояние принимают при уклоне местности от забора к дороге, меньшее - при горизонтальной прилегающей местности. При устройстве нескольких рядов заборов расстояние между ними принимают равным 30-кратной высоте забора.
Постоянные заборы следует сооружать с разрывами для проезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин в местах, согласованных с землепользователями.
7.32. Защиту дорог и дорожных сооружений от оползней, обвалов, размыва водными потоками и песчаных заносов следует осуществлять с помощью специальных насаждений в комплексе с геотехническими инженерными мероприятиями, предусматриваемыми при проектировании земляного полотна с учетом местного опыта.

Организация и безопасность движения

7.33. Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; безопасное расположение пересечений и примыканий.
В проектных решениях должны быть проработаны вопросы обустройства автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями в соответствии с требованиями настоящего раздела, а также размещения зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, объектов сервиса согласно требованиям разд. 8.