Кроме того, в проектах дорог следует разработать схемы расстановки дорожных знаков с указанием способов их размещения и схемы горизонтальной и вертикальной разметки, руководствуясь требованиями настоящего раздела и ГОСТ 23457-86.
7.34. Проекты участков автомобильных дорог с предельно допустимыми нормами элементов плана и продольного профиля должны оцениваться по показателям скорости и безопасности движения в наиболее неблагоприятные периоды года и согласовываться с органами Госавтоинспекции МВД СССР.
Организация движения и обустройство участков дорог в зоне паромных переправ
7.35. На участках подходов автомобильных дорог к паромным переправам следует предусматривать комплекс планировочных мероприятий по организации и обеспечению безопасности движения, включающий устройство:
накопительных полос для упорядочения очереди автомобилей у паромной переправы и беспрепятственного пропуска приоритетного транспорта (уборочных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи, органов милиции и пожарной охраны);
полос для посадки пассажиров при съезде автомобилей с парома;
дополнительных полос для обгона в зоне наиболее интенсивных взаимодействий в потоке автомобилей, движущихся от паромной переправы.
Длину накопительных, посадочных и дополнительных полос для обгона следует назначать по табл. 7.6-7.8, а их ширину и вид покрытия - аналогично основным полосам проезжей части.
Таблица 7.6
Среднегодовая интенсивность движения, авт./сут | Длина накопительной полосы, м, при ширине реки в месте переправы, м | ||||
до 100 | 100-300 | 300-500 | 500-700 | 700 и более | |
400 | 35 | 45 | 55 | 60 | 70 |
800 | 45 | 55 | 60 | 70 | 80 |
1200 | 55 | 60 | 70 | 80 | 95 |
1600 | 60 | 70 | 80 | 95 | 105 |
2000 | 80 | 95 | 105 | 125 | 140 |
Таблица 7.7
Вместимость парома, авт. | Требуемое количество мест на посадочной полосе | Длина посадочной полосы, м |
До 15 | 5 | 60 |
15-24 | 6 | 70 |
25-44 | 7 | 80 |
45-54 | 8 | 95 |
55 и более | 9 | 110 |
Таблица 7.8
Вместимость парома, авт. | Расстояние от переправы до начала дополнительной полосы, м | Длина дополнительной полосы для обгона, м, при интенсивности встречного потока, авт./ч | |||
60 | 100 | 150 | 200 | ||
10-19 | 420 | - | 220 | 260 | - |
20-29 | 520 | 320 | 350 | 400 | 450 |
30-39 | 630 | 370 | 430 | 500 | 580 |
40-49 | 740 | 400 | 490 | 590 | 680 |
50-59 | 850 | - | 620 | 730 | 820 |
60-70 | 950 | - | 850 | 950 | 1050 |
Накопительные и посадочные полосы рекомендуется располагать на расстоянии 10-20 м от причала на горизонтальных участках или на участках с продольным уклоном не более
, а дополнительные полосы для обгона - по табл. 7.8.

Посадочные площадки для пассажиров устраиваются за счет досыпки и укрепления обочин; ширина площадки 1,5-2 м, длина равна длине посадочной полосы. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над покрытием и ограждены бордюрами.
Организацию движения и обустройство участков дорог в зоне накопительных, посадочных и дополнительных полос для обгона следует выполнять в соответствии с принципиальной схемой, показанной на рис. 7.5.

8. Сооружения дорожной и автотранспортной служб, объекты сервиса
8.1. Для организации служб по содержанию и ремонту автомобильных дорог, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок и участников движения в проектах автомобильных дорог следует предусматривать строительство соответствующих зданий и сооружений:
для дорожной службы - комплексы зданий и сооружений управления дорог и дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, пункты обслуживания мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи;
для автотранспортной службы на дорогах общего пользования - объекты автосервиса, включающие здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок (грузовые автостанции, контрольно-диспетчерские пункты), здания и сооружения обслуживания организованных пассажирских перевозок (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны), здания и сооружения для обслуживания участников движения в пути следования (мотели, кемпинги, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания, пункты торговли, автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывной связи); на внутрихозяйственных дорогах - автобусные остановки и павильоны, площадки для кратковременной остановки автомобилей;
для службы государственной автомобильной инспекции (ГАИ) - линейные сооружения по контролю дорожного движения.
8.2. Для основного звена дорожной службы (ДСРУ, ДПМК и др.) в проектах необходимо предусматривать административно-бытовой корпус, производственный корпус по ремонту и техническому обслуживанию дорожных машин и автомобилей, стоянки (холодные и теплые) на списочный состав парка машин, цех по ремонту технических средств организации дорожного движения, базу по приготовлению и хранению противогололедных химических материалов, склады; для низового звена дорожной службы, подчиненного основному звену, - производственный корпус по техническому обслуживанию дорожных машин и автонобилей с административно-бытовыми помещениями, стоянки (холодные и теплые) на списочный состав парка машин, расходные склады противогололедных химических материалов, склады.
8.3. Комплексы зданий и сооружений дорожной службы, как правило, следует располагать у населенных пунктов на единых для всего комплекса или близко расположенных площадках, непосредственно приникающих к полосе отвода автомобильных дорог.
Для комплексов зданий и сооружений следует предусматривать общее энергетическое снабжение, водопровод, канализацию, отопление, связь, ремонтную базу и пр. При этом необходимо учитывать возможность кооперирования с близкорасположенными предприятиями в части организации общественного питания, медицинского обслуживания, пожарной охраны, благоустройства прилегающих территорий.
8.4. Обустройство мест хранения производственного инвентаря, стоянки дорожных машин и автомобилей должно проводиться с учетом природных и производственных условий.
8.5. Здания и сооружения дорожной службы следует проектировать на основании заданий, учитывающих территориальный принцип ремонта и содержания автомобильных дорог, а также организационную структуру предприятия-заказчика.
8.6. Объекты автосервиса на дорогах III категории надлежит размещать по схемам развития автомобильного транспорта или заданиям соответствующих организаций, а на дорогах IV, I-c и II-с категорий - на основе территориального принципа (как правило, в пределах административного района).
8.7. Пропускная способность, размеры и другие параметры объектов автосервиса на дорогах III категории принимаются на 10-летнюю перспективную интенсивность движения, предполагая и дальнейшее их развитие.
Критерием для определения требуемой мощности объектов автосервиса на дорогах IV, I-c и II-с категорий являются численность населения, количество "прописанных" на данной территории автомобилей и размещение производительных сил в районе.
Размеры земельных участков объектов автосервиса для пассажирских автостанций и автовокзалов следует принимать по нормам проектирования, а грузовых автостанций - на основе технико-экономических показателей автомобильного транспорта. Планировочные решения размещения объектов автосервиса должны быть увязаны с генеральными планами населенных пунктов, разработанными в соответствии с пп. 1.8* и 1.9* СНиП II-60-75**.
8.8. Автобусные пассажирские станции устраивают на конечных пунктах маршрутов в райцентрах или в других крупных населенных пунктах с расчетным отправлением пассажиров от 100 до 1000 чел./сут. Выбор площадки для автостанции должен быть сделан с учетом местных пассажирских автотранспортных связей, планировочных решений населенного пункта и обеспечения удобства для населения. Во всех случаях следует обеспечить свободный проезд автобусов от дороги до автостанции (достаточные ширина улиц и видимость, допустимые плановые и профильные параметры проездов). Въезд на территорию автостанции и выезд с нее устраивают раздельно; проезды и территория автостанции должны быть освещены.
В комплекс автостанций, кроме зданий, входят перроны для посадки и высадки пассажиров, площадки для стоянки автобусов и легковых автомобилей, проезды для прибытия и отправления автобусов. В здании автовокзала должны быть предусмотрены зал ожидания, кассы, диспетчерская, буфет, телефон, санузел, медпункт, комнаты отдыха.
В стесненных условиях автостанции допускается посадочные перроны (площадки) с кассами (при кассовой продаже билетов) размещать отдельно от служебных помещений автостанции и площадок отстоя автобусов.
8.9. Автобусные остановки должны быть устроены на автомобильных дорогах с регулярным автобусным движением и оборудованы остановочными и посадочными площадками, павильонами для ожидания автобусов, информационными стендами, мусороприёмниками, а на дорогах III, IV-а и I-с-а категории - переходно-скоростными полосами, переходно-скоростными полосами, информационными стендами и мусороприемниками.
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, но не менее 3 м, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м.
Остановочные площадки на дорогах III, IV-а и I-с-а категорий следует отделять от проезжей части разделительной полосой, выполняемой в одном уровне с проезжей частью, шириной, равной ширине укрепленных полос обочин (краевых полос).
Сопряжение (въезд и выезд) остановочной площадки с проезжей частью дорог IV-б, IV-в, I-c-б, I-с-в и II-с категорий должно быть не менее 10 м.
Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и иметь покрытие на площади не менее 10x2 м и на подходе к павильону. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 2 м от кромки остановочной площадки.
В зоне автобусных остановок бордюр устанавливают без смещения от кромки остановочной полосы и прилегающих к ней участков переходно-скоростных полос.
От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки или тротуары шириной не менее 1 м до существующих тротуаров, улиц или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстояние не менее расстояния боковой видимости (см. п. 2.20).
Устройство тротуаров от посадочных площадок до пешеходного перехода через дорогу (включая последний) обязательно.
На конечных, а также промежуточных пунктах при интенсивности движения менее 10 автобусов в сутки допускается устройство одного павильона для двух направлений. На конечных пунктах при необходимости следует устраивать разворотные площадки радиусом 15 м.
Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов должны располагаться на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 600 м для дорог III категории и 400 м - для дорог IV, I-c и II-с категорий и при продольных уклонах не более
. При этом должны быть обеспечены соответствующие нормы видимости.

В зонах пересечений и примыканий неравнозначных дорог автобусные остановки следует располагать из условия фактических режимов движения и выполнения отдельных маневров (скорости и радиусы выезда на главную дорогу, объезд поворачивающих налево с главной дороги автомобилей с возвращением на основную полосу движения, смена полосы движения и т.п.), а также обеспечения видимости в соответствии с п. 3.22.
Автобусные остановки по обе стороны дороги следует смещать по ходу движения на расстояние не менее 15 м между ближайшими сторонами посадочных полос.
В населенных пунктах расстояние между автобусными остановками следует принимать 600-1000 м; вне населенных пунктов автобусные остановки следует устраивать в пассажирообразующих зонах.
На остановках, расположенных вне населенных пунктов, следует предусматривать туалеты, располагая их на расстоянии не менее 15 м от автобусного павильона.
8.10. Площадки для остановок и стоянок автомобилей надлежит располагать у административных, общественных и торговых зданий, медицинских учреждений, постов ГАИ, перед въездами на территорию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематических остановок автомобилей, а на дорогах III категории, кроме того, в зоне пересечений с дорогами IV, I-c и II-с категорий (на последних).