Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146) стр. 27

Вместимость площадок зависит от типа и количества одновременно останавливающихся транспортных средств, продолжительности их стоянки и т.п., но должна быть не менее 10 авт. для дорог III категории и не менее 5 авт. - IV и I-c категорий.
При гостиницах необходимо предусматривать охраняемые площадки для автотранспорта вместимостью 6-10 авт. на каждые 20-50 гостиничных мест.
Места стоянок транспортных средств должны размещаться за пределами проезжей части дорог. Продольный и поперечный уклоны площадок следует принимать, как правило, не более , а у погрузочно-выгрузочных фронтов - не более .
На территории площадок могут быть предусмотрены сооружения для технического осмотра автомобилей и пункты торговли.
8.11. Размещение автозаправочных станций (АЗС) и станций технического обслуживания (СТО) на дорогах должно проводиться на основе экономических и статистических изысканий. На дорогах III категории АЗС и СТО следует располагать по линейному принципу, исходя из расчетной интенсивности движения автомобилей и расстояний между ними, с учетом потребностей местного транспорта.
Мощность АЗС (число заправок в сутки или количество топливно-раздаточных колонок) и расстояние между ними на дорогах III категории в зависимости от интенсивности движения следует принимать по табл. 8.1.
Таблица 8.1
Расчетная интенсивность движения, авт./сут
Мощность АЗС
Расстояние между АЗС, км
заправок в 1 сут
количество топливно-раздаточных колонок
700-2000
750
10
60-40
2000-3000
750
10
30-20
На местных автомобильных дорогах АЗС следует размещать в местах дислокации автотранспортных предприятий и организаций, имеющих ведомственный транспорт, а также с учетом мест "прописки" индивидуального транспорта.
Мощность АЗС на списочный состав транспорта следует принимать по табл. 8.2.
Таблица 8.2
Списочный состав автомобилей
Мощность АЗС
государственных
индивидуальных
Число заправок в 1 сут
Количество топливно-раздаточных колонок
200
500
250
6
400
1000
500
8
600
1500
750
10
800
2000
1000
12
Примечания: 1. При определении мощности АЗС следует учитывать списочный состав транспортных средств, "прописанных" не далее 20 км от АЗС.
2. В населенных пунктах, удаленных от райцентра на 20 км и более, при списочном составе автотранспорта менее 200 авт. АЗС может быть размещена на основании технико-экономического обоснования.
АЗС на дорогах III категории следует располагать, как правило, вблизи населенных пунктов по возможности в комплексе с другими сооружениями дорожной службы и объектов автосервиса, службами ГАИ. При редком расположении населенных пунктов расстояние между АЗС может быть увеличено по сравнению с данными табл. 8.1 с соответствующим увеличением мощности АЗС по основным потребляемым сортам топлива, а при исключении использования АЗС местным транспортом расстояние между ними может быть увеличено без изменения мощности.
Мощность АЗС, расположенной в зоне пересечений автомобильных дорог, следует уточнять в зависимости от протяженности всех обслуживаемых прилегающих участков дорог, интенсивности движения на них, пользования АЗС местным транспортом. При этом не должна быть ограничена видимость в зоне пересечения.
На местных дорогах АЗС рекомендуется размещать в районных центрах, на центральных усадьбах колхозов и совхозов, на территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий при списочном составе автотранспорта не менее 200 авт.
АЗС следует размещать в придорожных полосах автомобильных дорог с учетом перспективного ее расширения и устройством необходимых подъездов: на прямых участках с продольным уклоном не более , на кривых в плане и продольном профиле, обеспечивающих на участках въезда и выезда с дорог требуемое расстояние видимости согласно табл. 2.6 и рис. 3.1; в зонах железнодорожных переездов и мостовых сооружений из условия завершения отгонов переходно-скоростных полос за 100 м до них.
В комплекс АЗС входят здание с помещениями для оператора и торговли смазочными материалами и автопринадлежностями, островки с раздаточными колонками, внутренние проезды и площадки-стоянки с осмотровой эстакадой. На АЗС, предназначенных для заправки транспортных средств индивидуального пользования, необходимо предусматривать посты мойки и мелкого аварийного ремонта, если в близлежащем населенном пункте отсутствует СТО.
8.12. Число постов на дорожных СТО в зависимости от расстояния между ними и интенсивности движения для дорог III категории рекомендуется принимать по табл. 8.3.
Таблица 8.3
Интенсивность движения, авт./сут
Число постов на СТО в зависимости от расстояния между ними, км
80
100
150
200
250
1000
1
1
1
2
2
2000
1
2
2
3
3
3000
2
2
3
3
5
При дорожных СТО целесообразно предусматривать АЗС.
На сети местных дорог СТО следует размещать, как правило в районном центре из расчета 1 пост на 200 "прописанных" легковых автомобилей.
Tcли через районный центр проходит автомобильная дорога III категории, то мощность СТО принимается по табл. 8.3 и корректируется с учетом числа "прописанных" автомобилей.
Целесообразно увеличивать число моечных постов для предоставления услуг транзитному и местному транспорту, но без технического обслуживания.
8.13. Вместимость (число спальных мест) транзитных мотелей и кемпингов следует принимать с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения автомобилей, выполняющих междугородние и международные перевозки.
Расстояние между мотелями и кемпингами следует принимать не более 500 км.
Мотели целесообразно проектировать комплексно, включая дорожные станции технического обслуживания, АЗС, пункты питания и торговли.
8.14. На объектах автомобильного сервиса при необходимости следует размещать пункты питания и торговли.
8.15. Специальные площадки для кратковременной остановки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей. На дорогах III категории их следует размещать за пределами земляного полотна.
8.16. Технологическую связь для обеспечения работы дорожной службы следует предусматривать на автомобильных дорогах III категории при наличии специальных требований.
8.17. Объекты автосервиса на сети дорог необходимо объединять в комплексы, рекомендуемые составы которых приведены в табл. 8.4.
Таблица 8.4
Наименование базового объекта для организации комплекса
Предприятия и объекты автосервиса, рекомендуемые для комплекса
Осмотровая эстакада
Моечный пункт
Стоянка
Туалет
Пассажирская автостанция
Автозаправочная станция
Станция технического обслуживания
Медицинский пункт
Пикет милиции
Телефон
Комната отдыха
Автобусная остановка
Павильоны
Посты мелкого ремонта личного автотранспорта
Пассажирская автобусная станция
-
-
+
+
+
-
-
+
+
+
+
-
-
-
Автобусная остановка
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
+
+
-
Автозаправочные станции для гос. транспорта
+
+
+
+
-
+
-
-
-
+
-
-
-
-
Автозаправочные станции для индивидуального транспорта
+
+
+
+
-
+
-
-
-
+
-
-
-
+
Станции технического обслуживания
-
+
+
+
-
-
+
-
-
+
+
-
-
-
Примечания: 1. В населенных пунктах туалеты на автобусных остановках не предусматриваются.
2. В одном населенном пункте осмотровая эстакада и моечный пункт должны объединяться на одной площадке.
3. При наличии в населенном пункте СТО посты для мелкого ремонта личных автомобилей могут не устраиваться.
4. Площадки-стоянки при различных учреждениях, зданиях, торговых предприятиях и предприятиях общественного питания, при гостиницах и т.п. к числу самостоятельных комплексов не относятся.

9. Охрана окружающей природной среды

9.1. При выборе вариантов трассы, конструкции, организации и технологии строительства автомобильной дороги, кроме технико-экономических показателей, следует учитывать прямой и косвенный ущербы, наносимые окружающей природной среде как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду.
Для этой цели принимаемые решения должны быть обоснованы, как правило, количественными характеристиками, в результате анализа следующих факторов:
постоянного изъятия земель для размещения дороги и входящих в ее комплекс сооружений. Площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемых дорогами, должна быть минимальной и включать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней бровки откоса водоотводной канавы. Если для обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения дорожных сооружений и устройств (автобусных остановок, съездов, уширений дороги для формирования автопоездов, устройства дорожных ограждений и др.) требуются дополнительные площади, то их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом;
временного изъятия земель для боковых и сосредоточенных резервов, карьеров, технологических проездов, размещения производственных предприятий и других нужд на время строительства с учетом затрат на их рекультивацию;
загрязнения прилегающей полосы в период эксплуатации дороги отработавшими газами двигателей, твердыми выбросами, пылью (на переходных и низших типах покрытий), солями, применяемыми для борьбы с гололедом, шумовое и вибрационное загрязнение;
изменения гидрологического режима местности, изменения и концентрации поверхностного стока, образования очагов эрозии, повышения или снижения уровня грунтовых вод, избыточного снегонакопления;
разделения целостности природного ландшафта или хозяйственного комплекса, нарушения единства биогеоценоза, хозяйственных связей, раздробления угодий, изменения сложившейся системы коммуникаций, перекрытия миграционных путей животных;
изменения микроклимата в зонах с приземным перемещением тепловых потоков и в других местах повышенного влияния изменения рельефа;
нарушения эстетической цельности ландшафта, внедрения в естественный ландшафт чужеродных по форме элементов (крупные геометрические объемы, резкие цвета, изменение естественных форм рельефа и т.п.), разрушения визуально привлекательных природных комплексов и живописных элементов, обозреваемых как с самой дороги, так и со стороны.
9.2. Не допускается проложение трасс автомобильных дорог по государственным заповедникам и заказникам, охраняемым урочищам и заповедным местам, отнесенным к памятникам природы и культуры.