Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146) стр. 28

В районах размещения курортов, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей и т.п. трассы дорог следует прокладывать, как правило, за пределами установленных вокруг них санитарных зон.
Трассы транзитных дорог не должны проходить через мелиорированные сельскохозяйственные земли, леса I категории, водоохранные зоны рек и другие водоемы. Установлены следующие размеры водоохранной зоны от среднего летнего уреза воды: для рек длиной до 50 км - 100 м, до 100 км - 200 м, более 100 км и других водоемов - 300 м.
Назначать места переходов через водотоки и проектировать подходы к мостовым переходам необходимо с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам рек. При отсутствии на местности водоохранных лесных полос необходимость их устройства, а также ширина и протяженность полос у мостов и в других местах приближения дороги к берегу должны быть установлены при согласовании проекта с органами охраны природы.
9.3. Если в заданном направлении уже существует дорога или проезд, то трассу вновь строящейся дороги следует максимально совмещать с ними, используя имеющиеся земляные сооружения и сложившуюся полосу отвода.
Новые трассы следует, как правило, прокладывать по границам ландшафтов (урочищ, угодий) предпочтительно по водораздельным линиям.
По лесным массивам трассы автомобильных дорог необходимо прокладывать, максимально используя просеки и противопожарные разрывы, гранты предприятий и лесничеств и учитывая категорию защитности лесов и данные экологических обследований.
9.4. С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги, плодородный слой почвы надлежит снимать и использовать для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий или объектов предприятий лесного хозяйства.
9.5. Снятию подлежит плодородный слой почвы, обладающий физическими и химическими свойствами, отвечающими требованиям ГОСТ 17.5.1.03-78.
9.6. При устройстве выемок следует учитывать эффект дренирования и соответствующие изменения режима грунтовых вод на прилегающей полосе шириной, равной трем глубинам выемок для песчаных грунтов и двум глубинам для глинистых.
Если возведение земляного полотна (независимо от высоты насыпи) создает опасность подтопления поверхностными водами и заболачивания примыкающих к дороге земель, то в проекте следует предусматривать водоотводные и водопропускные сооружения, гарантирующие существующие до строительства (или улучшенные) условия для сельскохозяйственных культур или лесных насаждений.
9.7. При проектировании насыпей через болота с поперечным (по отношению к трассе дороги) движением воды в водонасыщенном горизонте в проекте необходимо предусматривать мероприятия, исключающие увеличение уровня воды и площади заболачивания в верховой части болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих материалов, устройства вдоль земляного полотна продольных канав, а в пониженных местах, если это необходимо, - искусственных сооружений.
9.8. Если грунт не может быть использован для отсыпки насыпей, то его следует применять для засыпки вершин оврагов (с одновременным их закреплением), эрозионных промоин, карьеров, свалок и других неудобий с последующим уплотнением и планировкой поверхности.
9.9. На мелиорируемых землях проложение трассы дороги, возвышение земляного полотна, размещение водоотводных и водопропускных сооружений должны быть увязаны с мелиоративными работами.
9.10. При приложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия проезжей части и типы укрепления обочин, исключающие пылеобразование.
9.11. При определении мест переходов через водотоки, выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений, особенно на косогорных участках дорог, наряду с технико-экономической целесообразностью строительства необходимо решать вопросы защиты полей от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного и дернового покрова, нарушения гидрологического режима водотока и природного уровня грунтовых вод.
9.12. При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для твердения отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", белитовые шламы и др.). При применении отходов производства следует учитывать возможную их агрессивность и токсичность по отношению к окружающей природной среде.
При наличии в отходах водорастворимых или испаряемых в естественных условиях веществ их применение должно быть согласовано с органами санитарного надзора.
9.13. Для неустойчивых и особо чувствительных к изменениям экологических районов (многолетние мерзлые водонасыщенные грунты, болота, пойменные зоны, оползневые склоны и т.п.) в проекте следует предусматривать меры, обеспечивающие минимальное нарушение экологического равновесия. При проектировании автомобильных дорог и водопропускных сооружений в северных областях Нечерноземья следует предусматривать меры по сохранению установившегося водно-теплового режима грунтов, торфомохового покрова и растительности. Перечень мер устанавливается в каждом конкретном случае.
9.14. На сельскохозяйственных землях выбор вида и размещение снегозадерживающих насаждений и временных устройств для снегозащиты должны быть согласованы с владельцами прилегающих земель и не наносить ущерба сельскохозяйственному производству.
9.15. На дорогах, проходящих через леса I и II групп, а также вблизи границ водоохранных и санитарных зон, заповедных и курортных территорий, должны быть приняты меры, препятствующие стихийным съездам автотранспортных средств за пределы проезжей части (включая места стоянок).
9.16. При наличии в районе строительства дороги проявлений отрицательных геодинамических процессов (эрозия, размывы, оползни, лавины, карстовые провалы и т.п.) следует рассматривать возможность их устранения в составе комплекса выполняемых работ.
9.17. В проектах автомобильных дорог должен быть установлен размер и порядок пользования территорией придорожной полосы, на которую распространяется особый режим согласно Постановлению Совета Министров СССР о землях транспорта.
9.18. В местах выхода родниковой воды после проведения анализа ее питьевых качеств следует предусматривать архитектурное оформление конструкций и отделку выхода воды как питьевого источника.
9.19. При пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению их безопасного передвижения.
9.20. При проектировании производственных баз, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб необходимо разрабатывать мероприятия, обеспечивающие соблюдение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.
9.21. В процессе строительства дороги необходимо контролировать развитие эрозионных процессов и ликвидацией возникающих очагов размыва. Не допускается оставлять на время весеннего и осеннего сезонов неукрепленными откосы легкоразмываемых (мелкозернистых, пылеватых) грунтов, быстротоки, лотки по краям проезжей части, незавершенными оголовки труб.
Очаги оврагообразования, приближенные к дороге, должны быть своевременно устранены засыпкой и укреплены дерном, травами, кустарником и деревьями.
9.22. При наличии в зоне строительства памятников истории или культуры (старинные постройки, захоронения, объекты особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) должны быть приняты меры к сохранению, а по возможности и улучшению их состояния, в том числе и в случаях, если эти объекты не охраняются государством.

10. Организация строительства автомобильных дорог

10.1. Поточный метод строительства следует применять как при проложении всей трассы дороги, так и ее участков, а также выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ.
Скорости потоков, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов организации строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (достигнутого уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих наиболее полно механизировать строительные процессы, использования местных материалов и др.).
10.2. В условиях строительства рассредоточенных объектов небольшой протяженности для выполнения одинаковых видов работ необходимо предусматривать организацию специализированных потоков, последовательно перемещающихся с одного объекта на другой в составе, как правило, одного комплексного потока, продукцией которого является группа объектов.
10.3. Выделение группы объектов для включения в состав сквозного комплексного потока следует производить по признакам технологической однородности работ, однотипности применяемых средств механизации и с учетом территориального расположения объектов.
При этом необходимо учитывать расположение существующих производственных предприятий или возможные пункты их размещения, предусматривая, чтобы все объекты, сооружаемые одним комплексным потоком, получали готовые смеси от предприятий, расположение которых обеспечивает технологически допустимую дальность возки.
10.4. Состав и количество специализированных потоков по каждой группе объектов следует устанавливать исходя из конструктивных особенностей объектов и объемов отдельных видов работ. При недостаточных для обеспечения долгосрочной загрузки специализированных потоков объемах работ их следует объединять с наиболее близкими по технологии и времени выполнения работами.
10.5. Состав и технологическая последовательность работ по устройству отдельных конструктивных элементов должны устанавливаться в проектах производства работ, технологических схемах и картах.
10.6. При определении технико-экономических показателей потоков работ следует предусматривать максимально возможное совмещение различных видов дорожно-строительных работ и обеспечение равномерной загрузки ресурсов дорожно-строительной организации.
10.7. Документация по организации строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог должна оформляться не менее чем на годовую программу работ дорожно-строительной организации с учетом каждого объекта.
10.8. При разработке документации по организации работ на годовую или двухлетнюю программу очередность строительства объектов должна определяться плановыми сроками их ввода в эксплуатацию с обязательным учетом затрат времени на передислокации с объекта на объект; суммарное время на передислокации должно быть минимальным.
10.9. Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства автомобильных дорог, по охране природной среды следует осуществлять по объектам или участкам дороги с учетом предусмотренных проектом очередности и сроков выполнения строительно-монтажных работ на каждом отдельном объекте или участке.
10.10. До начала подготовительных работ должны быть оформлены документы на отвод земельных участков для строительства дороги и сооружений, а также для предусмотренных проектом предприятий временной производственной базы, карьеров строительных материалов и грунта, временных дорог и т.д. согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог.
10.11. При строительстве внутрихозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях необходимо:
согласовывать сроки и порядок выполнения отдельных видов дорожно-строительных работ с теми землепользователями, на производственно-хозяйственную деятельность которых (выпас скота, орошение посевных площадей и т.п.) они могут повлиять;
предусматривать, в обоснованных случаях, возможность временного использования, по согласованию с сельскохозяйственными предприятиями и организациями, пригодных для нужд дорожного строительства (по их техническим характеристикам) сельскохозяйственных машин и прицепного (навесного) оборудования к ним, а также возможность временного привлечения трудовых ресурсов, высвобождающихся в сельскохозяйственных предприятиях и организациях в отдельные периоды сельскохозяйственного производства;
предусматривать, в обоснованных случаях, строительство указанных дорог стадийно, обеспечивая на первой стадии возможность открытия временного движения по земляному полотну или по одной из двух полос дорожной одежды (с ограничением вида и времени движения транспортных средств), а также улучшение, в первую очередь, сложных участков дороги.
10.12. Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечивать соблюдение принятой скорости и ритмичности потока работ по строительству автомобильных дорог.
10.13. Работы по переносу и переустройству пересекаемых трассой линий связи, электропередач, трубопроводов, сносу и переносу крупных зданий и сооружений должны производиться специализированными строительно-монтажными организациями.
10.14. В случаях, когда строительство автомобильной дороги опережает устройство пересекающих ее подземных коммуникаций, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.
10.15. При строительстве искусственных сооружений для обеспечения сквозного продвижения по трассе построечного транспорта трубы и малые мосты должны быть сооружены заранее до подхода к ним отряда, выполняющего работы по устройству земляного полотна.
10.16. Земляное полотно и другие конструктивные элементы автомобильных дорог должны возводиться с заделом, величина которого устанавливается в соответствии со СНиП 3.06.03-85. При строительстве объекта протяженностью до 5 км к моменту устройства дорожной одежды, земляное полотно должно быть полностью готово.