Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146) стр. 31

11.35. При содержании искусственных сооружений выполняют работы по очистке элементов проезжей части и несущих конструкций, а также водопропускных труб от пыли, грязи, снега и льда, исправляют мелкие повреждения секций или элементов перил и ограждающих устройств, тротуаров, съемных элементов деформационных швов; заменяют мастику в швах; окрашивают отдельные элементы металлических конструкций; заменяют ослабленные заклепки; устраняют раковины и одиночные трещины на бетонных и железобетонных конструкциях, используя полимербетон (полимер-раствор), а также полимерцементные краски; устраняют повреждения в сварных стыках диафрагм между балками в сборных пролетных строениях путем подварки старых или приварки новых металлических накладок взамен поврежденных (новые накладки после приварки очищают от ржавчины и окрашивают синтетическими или полимерцементными красками); осуществляют на опорных частях подтяжку болтов, окраску, устраивают защитные коробы, исправляют положения катков, заменяют съемные детали без подъема пролетных строений.
Содержание водопропускных труб заключается в заполнении швов между секциями, заделке трещин в теле трубы, выравнивании лотка трубы и русла около трубы, устранении локальных повреждений укреплений насыпи у оголовков.
В состав работ по содержанию искусственных сооружений входят пропуск ледохода, паводковых вод; предупредительные работы по защите мостов и труб от наводнений, заторов, размыва опор; обслуживание паромных переправ, наплавных мостов и др.
11.36. Содержание дорог в зимний период включает комплекс мероприятий по защите и очистке дорог от снега и борьбе с гололедом.
11.37. В процессе эксплуатации дороги дорожная служба обязана выявлять снегозаносимые места, устранять причины снежных заносов.
Если снегозащита организуется впервые, то на дорогах, проходящих в открытой местности, участки, подлежащие ограждению, определяют с учетом признаков заносимости, указанных в табл. 11.8.
Таблица 11.8
Категория заносимости участков
Краткая характеристика участка
Очередность ограждения
СильнозаносимыеНераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах. Все выемки на кривыхПервая
СреднезаносимыеРаскрытые выемки. Полувыемки-полунасыпи. Нулевые места и невысокие насыпи ниже . Пересечения в разных уровнях. Дороги, проходящие через небольшие населенные пункты в районах с интенсивными общими метелямиВторая
СлабозаносимыеНасыпи высотой от до . Пересечения в одном уровне. Насыпи с барьерами безопасностиТретья
Примечания: 1. - расчетная высота снежного покрова в месте, где сооружена насыпь, м; - высота незаносимой насыпи на данном участке дороги, м.
2. Незаносимыми в безлесной местности являются насыпи высотой и более, не имеющие барьерных ограждений, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить все количество снега, отлагающееся при метелях и снегопадах.
11.38. Для защиты дорог от снежных заносов применяют снегозащитные лесные полосы; снегозадерживающие заборы; переносные щиты; сетки из полимерных материалов; снежные траншеи.
При создании снегозащитных лесных полос и снегозадерживающих заборов следует руководствоваться пп. 7.29-7.31.
Расстояние установки переносных щитов от бровки земляного полотна назначают в зависимости от объема снегоприноса: до 25 - 30 м; до 50 - 40 м; до 75 - 50 м и более 75 - 60 м.
Сетки на полимерной основе (просветность 50-55%) располагают на расстоянии 60 м от бровки земляного полотна защищаемой дороги. Сетку крепят к кольям (стойкам) на высоте 25 см над уровнем земли.
11.39. Снежные траншеи применяют как самостоятельное средство защиты на слабозаносимых участках дорог или в сочетании с другими средствами снегозащиты в равнинной и слабопересеченной местности. Траншеи устраивают при толщине снежного покрова более 20 см с помощью двухотвальных снегоочистителей или бульдозеров. Оптимальное расстояние между осями соседних траншей составляет 12-15 м. Ближайшую к дороге траншею при отсутствии других средств снегозащиты размещают на расстоянии 30-100 м от бровки полотна дороги. Если траншеи служат дополнительным средством защиты к имеющимся насаждениям (заборам или щитам), то ближайшую к дороге траншею размещают с полевой стороны имеющихся снегозащитных линий на расстоянии 20-30 м от них. Траншеи возобновляют до тех пор, пока толщина снегоотложений в них не достигнет 1,0-1,5 м, после этого параллельно имеющимся закладывают новые траншеи.
В течение зимнего периода рекомендуется следующее минимальное количество траншей: при объеме снегоприноса до 100 - 3; до 200 - 4; более 200 - 5.
11.40. Очистка дорог от снега должна быть организована так, чтобы в максимальной степени обеспечить бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств, свести к минимуму объем снегоуборочных работ и не создавать на полотне дороги препятствий, которые могут вызвать снежные заносы.
Для выполнения этих условий большое значение имеют оперативность и качество снегоочистки. К снегоочистке необходимо приступать сразу же с началом метели или снегопада.
Снегоочистительные машины должны работать на возможно большой скорости.
Исключительное значение имеет поддержание поверхности дороги в обтекаемом для снеговетрового потока состоянии. Нельзя оставлять по краям дороги снежные валы, которые служат главной причиной образования заносов. Валы необходимо полностью разбрасывать или разравнивать за бровкой земляного полотна. Снегу, убранному за бровку (в надкюветное пространство), придают уклон не менее 1:8.
11.41. Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими веществами или пескосоляной смесью.
При интенсивности снегопада от 1 до 3 мм/ч к распределению твердых химических веществ по поверхности дороги приступают через 15-20 мин после его начала, а при интенсивности 0,5-1 мм/ч - через 30-45 мин. Розлив жидких химических веществ целесообразно производить в начале снегопада.
11.42. На дорогах, где поддерживается регулярный режим зимнего содержания, а дорожные условия позволяют применять быстроходные машины, основой снегоочистительных мероприятий должна быть патрульная очистка.
11.43. Мероприятия по борьбе с гололедом нужно проводить на всем протяжении дороги, но в первую очередь на подъемах и спусках с большими уклонами, кривых малого радиуса, участках с плохой видимостью, пересечениях в одном уровне, искусственных сооружениях, подходах к ним и во всех других местах, где может потребоваться экстренное торможение.
11.44. Основным способом борьбы с гололедом является применение (профилактическое или после образования обледеневшего слоя) химических веществ. Фрикционный способ борьбы применяют в исключительных случаях.
11.45. При химическом способе борьбы с зимней скользкостью используют твердые и жидкие хлориды:
хлористый натрий в виде поваренной соли солепромыслов;
соли сильвинитовых отвалов и зубера, являющихся отходом калийных комбинатов;
хлористый кальций в виде чешуированного продукта содовых заводов;
смесь хлористо-натриевой соли или соли сильвинитовых отвалов с хлористым кальцием чешуированным в соотношении 88:12.
Одно- и многокомпонентные жидкие хлориды применяют в виде промышленных рассолов, в том числе получаемых в виде отходов промышленности, и природных рассолов подземных озерных и лиманных.
Примечание. С целью снизить отрицательное влияние на окружающую среду в хлориды вводят добавки (ингибиторы) фосфатов. Для твердых хлоридов хлористо-натриевого и хлористо-кальциевого составов следует применять добавки в виде однозамещенного фосфата натрия в количестве 5-7%. В рассолы с преимущественным содержанием хлористого натрия вводятся 0,5-1% хорошо растворимого в соляном растворе однозамещенного фосфата натрия и 2-3% двузамещенного фосфата натрия, а в хлористо-кальциевые рассолы 2-3% двойного суперфосфата.
11.46. Нормы распределения основных видов хлоридов (на 1 дорожного покрытия при 1 мм осадков), дифференцированные в зависимости от концентрации вещества и температуры воздуха в момент распределения, для разных видов отложений приведены в табл. 11.9.
Таблица 11.9
Хлориды
Содержание основного вещества, %
Норма распределения хлоридов для борьбы
с накатом и рыхлым снегом
с гололедом
при температуре воздуха, °С
-5
-10
-15
-20
-2
-4
-6
Твердые хлориды,
Хлористый натрий в виде: а) поваренной соли; б) соли сильвинитовых отвалов; в) смеси солей а и б с хлористым кальцием в соотношении 88:12; г) зубера
90
20
35
50
65
40
75
110
80
25
40
55
70
45
85
125
50
35
65
90
115
70
135
200
Хлористый кальций в виде: а) чешуированного хлористого кальция; б) хлористого кальция фосфатированного
76
25
45
55
70
55
110
150
67
30
55
65
80
60
125
170
Жидкие хлориды,
Рассол хлористо-натриевый
25
0,05
0,10
0,13
0,15
0,13
0,29
0,48
20
0,07
0,12
0,16
-
0,17
0,41
0,72
15
0,10
0,14
-
-
0,25
0,67
-
Рассол хлористо-кальциевый
35
0,40
0,06
0,08
0,09
0,10
0,21
0,31
30
0,04
0,08
0,10
0,11
0,12
0,26
0,40
20
0,06
0,12
0,16
-
0,12
0,52
-
Примечания: 1. При других значениях температуры и концентрации вещества нормы для конкретного случая распределения того или иного вида хлорида определяют путем интерполяции. Если количество выпавших осадков, выраженное в мм водяного столба, не равно 1 мм, то норму распределения умножают на величину замеренного количества осадков.
2. Для многокомпонентных рассолов величина их расхода устанавливается по соли, преобладающей в нем.
3. Прочерк означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.
4. Общее количество соли, рассыпаемой за зимний период, не должно превышать 2 для II дорожно-климатической зоны и 1,5 - для III.
11.47. При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью в качестве противогололедного материала применяют песчано-соляную смесь. Еe приготавливают на пескобазах путем смешения фрикционных материалов с кристаллической солью в соотношении 90:10 (по массе). В качестве фрикционных материалов применяют песок, шлак, каменные высевки и другие местные материалы, не содержащие примесей (глину, золу и пр.), которые могут загрязнять дорожное покрытие или повышать его скользкость. Размер частиц фрикционных материалов не должен превышать 5-6 мм.
11.48. Оперативность борьбы с зимней скользкостью, стоимость и потребность в машинах в существенной мере зависят от организации складирования противогололедных материалов. Склады целесообразно размещать около источников получения хлоридов и непосредственно у дорог на экономически оправданных расстояниях. Для дорог общего пользования в зависимости от вида применяемого хлорида расстояние между складами назначают в пределах от 20 до 50 км.
11.49. Уровень зимнего содержания автомобильных дорог в зависимости от их административного и народно-хозяйственного значения должен отвечать требованиям, приведенным в табл. 11.10.
Таблица 11.10
Народно-хозяйственное и административное значение дорог
Интенсивность движения, авт./сут
Минимальная ширина полностью очищенной поверхности дороги, м
Допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм
Допустимая толщина уплотненного снега на проезжей части, мм
Допустимая толщина уплотненного снега на обочинах, мм
Максимальный срок снегоочистки и ликвидации зимней скользкости, ч
1
2
3
4
5
6
7
Общегосударственные и республиканские
1000-3000
7
25
-
60
5
500-1000
6
30
-
70
6
200-500
6
35
-
80
8
Областные или краевые, а также местные с регулярным автобусным движением в зимний период
1000-3000
6
40
-
70
5
500-1000
5
60
-
80
6
До 500
3
70
50
100
10
Местные без автобусного движения непрерывного действия
200-500
-
70
70
120
12
До 200
-
80
100
150
16
Местные с допускаемым кратковременным перерывом в движении
Движение нерегулярное
-
-
100-150
180-200
48
Примечание. Максимальный срок снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента выполнения указанных в графах 3-6 требований, а максимальный срок ликвидации гололеда и зимней скользкости - с момента их обнаружения до полной ликвидации.

Ремонт дорог

11.50. Работы по ремонту дорог в отличие от содержания выполняются в значительно больших объемах с периодичностью 1 раз в несколько лет. Такие работы обеспечивают не только восстановление дороги, но и улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, а также дорожных сооружений с учетом требования автомобильного движения.
11.51. При ремонте земляного полотна выполняют работы по предотвращению пучинообразования путем частичной или полной замены грунта, увеличения высотных отметок насыпи, замены материала дренирующего слоя, устройства прикромочного дренажа, восстановления работоспособности всей системы водоотвода. Укрепляют обочины и откосы в необходимых местах, уширяют земляное полотно на отдельных участках.
11.52. Ремонт дорожных одежд включает работы по их усилению при недостаточной прочности конструкции, уширению в необходимых местах и (или) восстановлению ровности и сцепных свойств дорожного покрытия, а также возобновлению слоев износа.
11.53. Усиление дорожных одежд выполняют одним из трех основных способов: строительство нового покрытия поверх старой дорожной одежды с учетом требуемой прочности дорожной конструкции; замена верхнего или всех слоев покрытия с сохранением или усилением основания; полная замена всей дорожной одежды с учетом перспективы роста интенсивности движения. Работы выполняют, руководствуясь требованиями к новому строительству.