11.54. При уширении проезжей части дорог общего пользования возможны два варианта: одностороннее (несимметричное) уширение и двустороннее. Выбор варианта и определение уширения осуществляют на стадии разработки проекта.
При одностороннем уширении дорожной одежды, как правило, укладывают выравнивающий слой и новое покрытие на всю ширину проезжей части. Этот вариант чаще требует и уширения земляного полотна с соответствующей стороны.
Двустороннее уширение может быть выполнено двумя способами: уширение проезжей части за счет обочин или краевых укрепительных полос (т.е. с каждой стороны на 0,5-0,75 м) без уширения земляного полотна; устройство дорожной одежды на уширенном с двух сторон земляном полотне.
11.55. Восстановление ровности гравийных, щебеночных и им подобных покрытий осуществляют методом сплошной ремонтной профилировки с добавлением нового материала и последующей обработкой верхнего слоя обеспыливающими материалами.
Асфальтобетонные и другие черные покрытия выравнивают путем укладки тонких слоев из асфальтобетонных и им подобных смесей, или методом термопрофилирования с применением комплекса специальных машин (ДЭ-232 и ДЭ-234). Работы выполняют в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
Для восстановления ровности цементобетонных покрытий на отдельных участках используют полимербетонные смеси (см. п. 11.27). Их укладывают по грунтовочному слою - эпоксидно-каменноугольному вяжущему (см. табл. 11.6, состав 2), которое наносят по норме 0,5
. Смесь распределяют через 25-30 мин (после подгрунтовки) асфальтоукладчиком, а при небольших объемах работ - вручную. Уплотняют легкими двухвальцовыми катками.

11.56. Слой износа, а также сцепные свойства дорожных покрытий восстанавливают способами поверхностной обработки, а также путем устройства тонких шероховатых слоев из специально подобранных смесей на основе органических вяжущих.
11.57. Различают три способа поверхностной обработки:
одиночная обработка, при которой на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующим распределением щебня определенных фракций и укаткой;
одиночная обработка с двукратным распределением щебня. При этом вяжущее наносят в большем количестве, чем в первом случае, и по нему распределяют сначала щебень размером зерен 15-25 мм с прикаткой катками, а затем щебень фракции 5-10 мм, который укатывают за 4-5 проходов катка по каждому следу со скоростью 2-3 км/ч;
двойная обработка покрытия с розливом вяжущего в два приема и распределением после каждого розлива щебня и его укаткой. Этот способ применяют преимущественно на цементобетонных покрытиях.
11.58. Для поверхностной обработки применяют вязкие дорожные битумы, а также битумные эмульсии.
Щебень должен быть из высокопрочных пород. В исключительных случаях допускается применять разнопрочный щебень с содержанием менее прочного компонента не более 50%. Используют следующие фракции щебня: 5-10, 10-15, 15-20 и 20-25 мм. Выбор той или иной (фракции зависит от состояния эксплуатируемого покрытия (сопротивление вдавливанию щебня), а также требуемой шероховатости поверхности покрытия.
11.59. Вяжущие материалы следует применять при температуре нагрева, обеспечивающей нормальное прилипание к минеральному материалу. Для улучшения сцепления вяжущего с каменным материалом используют поверхностно-активные добавки или активаторы.
Щебень должен быть обработан органическим вяжущим по норме 1-1,5% массы щебня (в том числе битумом марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 130/200, МГ 130/200, МГ 70/130 и др.). Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут. Не обрабатывают битумом щебень, используемый для второй россыпи при устройстве поверхностной обработки с двукратным распределением щебня (см. п. 11.57).
11.60. Поверхностную обработку устраивают на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже 15°С (при использовании битумных эмульсий работы можно проводить при температуре воздуха не ниже 5°С).
К устройству поверхностной обработки приступают только после устранения всех имеющихся повреждений и деформаций на покрытии (выбоин, просадок, наплывов, трещин и др.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. В отдельных случаях при невозможности обеспечить требуемую чистоту покрытия рекомендуется его подгрунтовывать путем розлива жидкого битума с расходом 0,3-0,5
.

11.61. Основной розлив вяжущего осуществляют на половине проезжей части в один прием без пропусков и разрывов. При возможности обеспечения объезда розлив вяжущего выполняют по всей ширине проезжей части.
11.62. По нанесенному тонкому слою вяжущего распределяют щебень самоходными, навесными или веерными распределителями и сразу же укатывают средними (за 2-3 прохода по одному следу), а затем тяжелыми (за 2 и более проходов) катками. Для лучшего формирования поверхностной обработки целесообразно применять самоходные катки на пневматических шинах или катки с обрезиненными металлическими вальцами.
11.63. При устройстве поверхностных обработок с применением эмульсии ее разливают первоначально в количестве 30% нормы и рассыпают щебень в количестве 70% нормы, а затем сразу разливают остальное количество эмульсии и распределяют оставшийся щебень. Укладку выполняют согласно п. 11.62, приурочивая ее к началу распада эмульсии.
11.64. Нормы расхода органических вяжущих и минеральных материалов для поверхностной обработки принимают в соответствии с табл. 11.11.
Таблица 11.11
Способ обработки | Фракция щебня, мм | Расход щебня | Расход вяжущего, ![]() | |
![]() | ![]() | |||
Одиночная с применением вязкого битума | 10-15 | 15-20 | 1,2-1,4 | 0,5-0,7 |
15-20 | 20-25 | 1,3-1,5 | 0,7-0,9 | |
20-25 | 25-50 | 1,4-1,6 | 0,9-1,2 | |
Одиночная с применением вязкого битума и двухкратной россыпью щебня | 15-25 (первая россыпь) | 16-18 | 1,2-1,4 | 1,4 |
5-10 (вторая россыпь) | 6-8 | 0,6-0,8 | - | |
Одиночная с применением битумной эмульсии 50%-ной концентрации | 5-10 | 12-15 | 0,9-1,1 | 1,1-1,8 |
10-15 | 15-20 | 1,2-1,4 | 1,8-2,0 | |
15-20 | 20-25 | 1,3-1,5 | 2,0-2,4 | |
20-25 | 25-30 | 1,4-1,6 | 2,4-2,6 | |
Двойная обработка с применением вязкого битума | 15-20 или | 20-25 | 1,3-1,5 | 1,1-1,8 |
20-25 (первая россыпь) | 25-30 | 1,4-1,6 | (первый розлив) | |
5-10 или | 12-15 | 0,9-1,1 | 0,6-0,8 | |
10-15 (вторая россыпь) | 15-20 | 1,2-1,4 | (второй розлив) |
Примечание. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 20%.
11.65. После открытия движения транспорта необходимо в течение первых 10 сут обеспечить тщательный уход за поверхностной обработкой. Для сохранения нормальных условий формирования обработки, а также во избежание отрыва щебенок и повреждения ими стекол проезжающих автомобилей следует в этот же период ограничить скорость движения до 40 км/ч и организовать его регулирование по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия не позднее чем через 1 сут после открытия движения. Дефектные места следует немедленно исправить.
11.66. На дорогах с интенсивным и тяжелым движением, вместо обычной поверхностной обработки в качестве слоя износа устраивают шероховатые слои толщиной 1,5; 2,0 и 2,5 см из специально подобранных горячих щебеночных (50-85% щебня) смесей на основе органических вяжущих. Технология приготовления таких смесей аналогична применяемой для получения асфальтобетонных смесей. До укладки слоя осуществляют необходимую подготовку покрытия в соответствии с п. 11.60.
Смесь распределяют асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом и виброплитой. Толщина слоя должна быть на 3-5 мм больше максимального размера щебня в смеси. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет от 30 до 60
. Уплотняют смесь пневмокатками: легкими (за 10-14 проходов) при температуре смеси 120-140°С и затем тяжелыми (за 6-10 проходов) при температуре смеси 90-120°С.

11.67. При ремонте искусственных сооружений осуществляют: смену покрытия (частично или полностью) на проезжей части и тротуарах мостов; восстановление или замену переходных плит, тротуарных блоков, ограждений, перил, бордюра, деформационных швов и их элементов; восстановление гидроизоляции на проезжей части и тротуарах; усиление и уширение мостов (путепроводов) с доведением их габаритов и грузоподъемности до требуемых значений; восстановление или замену пролетных строений (или их элементов), опорных частей; антисептирование, окраску, торкретирование и нанесение других защитных покрытий на пролетные строения и опоры; восстановление, усиление, ремонт, замену отдельных звеньев и оголовков труб, ремонт изоляции труб и стыков и др.
Ремонт, как правило, выполняют на основе проектно-сметной документации.
11.68. Ремонт элементов инженерного оборудования и обустройства дороги должен включать: восстановление или замену барьерных ограждений, направляющих элементов, дорожных знаков, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, а также переустройство существующих и устройство новых пересечений и примыканий дорог в одном уровне; восстановление или замену электроосвещения на отдельных участках дорог, а также технологической связи; устройство снегозащитных лесных полос, изготовление средств снегозащиты; восстановление существующих и строительство новых баз противогололедных материалов; обследование и диагностику дорог и дорожных сооружений; архитектурно-художественное оформление дороги или ее участков. Работы выполняют на основе соответствующей технической документации.
Организация работ по содержанию и ремонту дорог
11.69. В целях рациональной организации работ по содержанию и ремонту автомобильные дороги за подразделениями дорожной службы закрепляют по линейному, территориальному или линейно-территориальному принципу.
11.70. На закрепленных дорогах подразделения дорожной службы обязаны выполнять весь комплекс работ по содержанию. Ремонт дорог и дорожных сооружений может выполняться как собственными силами, так и с привлечением подрядных дорожных организаций.
11.71. Для повышения оперативности в ликвидации возможных причин возникновения ДТП, перерывов и ограничений движения создают в виде отдельного звена (или звеньев) дорожно-патрульную службу (ДПС). Звено ДПС оснащают специальным автомобилем, необходимым инструментом и инвентарем, а также средствами организации движения. Порядок патрулирования дорог устанавливает вышестоящая организация.
11.72. Подразделения дорожной службы должны быть оснащены машинами и оборудованием, позволяющими выполнять работы по содержанию и ремонту дорог механизированным способом на современном техническом уровне. Ориентировочная потребность в средствах механизации для выполнения ремонта и весенне-летне-осеннего содержания дорог (в расчете на 100 км дорог с разными типами дорожных одежд) приведена в табл. 11.12, а для зимнего содержания - в табл. 11.13.
Таблица 11.12
Средство механизации | Потребность в средствах механизации на 100 км дорог по типам дорожных одежд | |
капитальный и облегченный | переходным | |
1 | 2 | 3 |
Автогидроподъемник грузоподъемностью 300 кг | 2 | 1 |
Автогрейдер тяжелый | 1 | 2 |
Автогрейдер средний (в том числе прицепной к трактору кл. тяги 3 тс) | 1 | 1 |
Автогудронатор (вместимость цистерны 4-6 т) | 1 | - |
Асфальтоукладчик самоходный (производительность до 150 т/ч, ширина укладываемой полосы до 3,75 м) | 2 | - |
Бетоносмесительная установка (объем замеса 65 л) | 1 | - |
Битуморазогреватель передвижной | 1 | - |
Бульдозер на тракторе (кл. тяги 3-6 тс) | 2 | 3 |
Вибратор поверхностный электрический | В расчете на объем работ | |
Виброрейка (ширина захвата 1,5-4,5 м) | То же | |
Заливщик швов цементобетонных покрытий (производительность до 500 м/смену, вместимость котла 600 л) | 1 | - |
Каток малогабаритный вибрационный самоходный типа ДУ-60 | 2 | - |
Каток самоходный комбинированного действия типа ДУ-52 | 2 | - |
Каток статический самоходный трехвальцовый типа ДУ-51 | 2 | - |
Каток самоходный на пневматических шинах типа ДУ-55 | 3 | 1 |
Каток полуприцепной на пневматических шинах (масса 15 т, ширина уплотняемой полосы 2,6 м, кл. тяги 3 тс) типа ДУ-37Б | 1 | 1 |
Косилка (ширина окашивания 1,5 м, рабочая скорость до 4,6 км/ч) | 2 | 1 |
Котел для разогрева термопластика прицепной (вместимость 1,2 ![]() | 1 | - |
Кран автомобильный (грузоподъемность до 10 т) | 1 | 1 |
Кюветовосстановитель | 1 | 1 |
Машина дорожная комбинированная со сменным оборудованием для устранения мелких повреждений (деформаций) на асфальтобетонных и других черных покрытиях (на базе автомобиля ЗИЛ-133-Г2) | 2 | - |
Машина дорожная комбинированная (на базе автомобиля ЗИЛ-130) для содержания дорог (мойки, поливки, обеспыливания) | 1 | 1 |
Машина для осмотра и ремонта мостов | В расчете на объем работ | |
Машина маркировочная для разметки покрытий лакокрасочными материалами | 1 на 200 км | - |
Машина маркировочная для разметки покрытий термопластичными материалами | 1 на 200 км | - |
Машина специальная "Дорожная служба" | 2 | 1 |
Оборудование для мойки обустройства дорог | 1 | 1 |
Оборудование (комплект) для ремонта поверхностных дефектов железобетонных мостов | По потребности специализированных подразделений | |
Оборудование для нанесения защитных слоев одежды мостового полотна | То же | |
Погрузчик одноковшовый фронтальный (грузоподъемность 2 т) | 2 | 1 |
Силовой агрегат с набором ручного механизированного инструмента | По потребности специализированных подразделений | |
Универсальная базовая машина (трактор колесный, спецшасси) с комплектом сменного оборудования для содержания и ремонта дорог | 2 | 1 |
Термопрофилировочный комплект машин (ДЭ-232 + ДЭ-234) для восстановления асфальтобетонных покрытий | 1 на 200 км | - |
Щебнераспределитель для поверхностной обработки | 1 | 1 |
Ямобур | 1 | 1 |
Экскаватор с ковшом до 0,5 ![]() | 2 | 1 |
Электростанция передвижная (мощность 30 кВт) | По потребности специализированных подразделений по ремонту мостов | |
Электрогазосварочный передвижной агрегат на одноосном прицепе | То же |
Таблица 11.13
Наименование средств механизации | Потребность (на 100 км) в средствах механизации в зависимости | |||||||
от категории трудности снегоборьбы | ||||||||
I | II | III | IV | |||||
и категории дороги | ||||||||
III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Одноотвальный плужный снегоочиститель (ширина отвала 3 м, рабочая скорость 25-40 км/ч) | 4 ---- 3 | 3 ---- 2 | 6 ---- 5 | 4 ---- 2 | 8 ---- 6 | 5 ---- 4 | 9 ---- 7 | 6 ---- 5 |
Снегоочиститель шнекороторный на базе автомобилей ЗИЛ-131, ЗИЛ-157КЕ, УРАЛ-375Е (производительность 100-120 т/ч); фрезерно-роторный на базе трактора колесного K-701 (ширина захвата 3 м) | 1 ---- 0,5 | 1 ---- 0,5 | 1,5 ---- 1 | 1 ---- 0,5 | 3 ---- 1,5 | 2 ---- 1 | 4 ---- 2 | 3 ---- 1,5 |
Бульдозер с поворотным отвалом (мощность 118 кВт) | - | - | - | 1 ---- - | 1 ---- 1 | 3 ---- 1 | 2 ---- 1 | 4 ---- 2 |
Автогрейдер легкий (мощность 66 кВт) | 2 ---- 2 | 3 ---- 3 | 2 ---- 2 | 3 ---- 3 | 3 ---- 2 | 4 ---- 3 | 3 ---- 2 | 5 ---- 3 |
Распределитель твердых противогололедных материалов (вместимость бункера 5 ![]() | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 5 |
То же, жидких материалов (вместимость бункера 5 ![]() | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Примечания: 1. Над чертой - для заносимых автомобильных дорог, под чертой - для незаносимых.
2. I - районы легкой снегоборьбы; Калининградская обл.; II - средней трудности: Карельская АССР, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калининская, Костромская, Московская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Пермская, Свердловская обл.; южные районы Архангельской обл. и Коми АССР; северные районы Калужской и Горьковской обл.; Удмуртская АССР; III - трудной: Орловская, Рязанская, Тульская обл., центральные районы Архангельской обл. и Коми АССР; южный районы Мурманской, Калужской и Горьковской обл.; Марийская, Мордовская и Чувашская АССР; IV - очень трудной: северные районы Мурманской и Архангельской обл., северная часть Коми АССР.
Приемка и оценка качества работ
11.73. Приемке подлежат:
а) работы, которые будут частично или полностью скрыты при последующих работах, с целью проверки правильности их выполнения - приемка (освидетельствование) скрытых работ;
б) отремонтированные дороги или их участки с целью проверки соответствия выполненных работ по качеству и объему утвержденной технической документации по окончании указанных работ - приемка в эксплуатацию;
в) работы по содержанию дорог общего пользования с целью оценки деятельности дорожной службы за определенный период времени (месяц, квартал).
11.74. Приемку по п. 11.7, а, б осуществляет комиссия в составе: главный инженер, производитель работ, мастер или бригадир организации, выполнившей работы. Возглавляет комиссию представитель вышестоящей организации или заказчика. Могут также привлекаться специалисты-эксперты.
Приемку оформляют соответствующим актом, к которому прикладывают расчет оценки качества работ.
Приемку по п. 11.73, в осуществляет комиссия, состав которой устанавливает вышестоящая организация соответствующим приказом (распоряжением). Комиссия заполняет и подписывает карточку осмотра дороги, по которой рассчитывается оценка качества содержания дороги (участка).
11.75. Допускается качество ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования оценивать по показателю качества Р: