Государственный стандарт СССР ГОСТ 21015-88 "Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по станда стр. 3

RZ - отрезок исходной оси длиной 530 мм, измеряемый вверх от точки R;
ZX - отрезок длиной 120 мм, перпендикулярный средней продольной плоскости транспортного средства и измеряемый от точки Z в направлении крепления;
- отрезок длиной 60 мм, перпендикулярный плоскости, проходящей через отрезки RZ и ZX, и измеряемый от точки X по направлению к передней части.
Точка расположена симметрично точке по отношению к вертикальной продольной плоскости, проходящей через исходную линию спинки сиденья.
2.8. Наличие антикоррозионной защиты наружных и внутренних поверхностей, на которых расположены места крепления РБ и зон кузова (кабины), могущих оказывать влияние на прочность мест крепления, проверяют визуально с учетом представляемой изготовителем технической документации.
2.9. Прочностные свойства мест крепления РБ должны определяться по схемам нагружения с учетом места расположения сиденья.
2.9.1. Боковые посадочные места переднего ряда сидений должны испытываться:
по схеме диагонально-поясного РБ с креплением в трех точках, оснащенного втягивающим устройством с направляющим кронштейном в верхней точке крепления;
если в нижнем боковом месте крепления отсутствует втягивающее устройство или втягивающее устройство установлено в верхнем месте крепления или в каком-то дополнительном (четвертом и т.д.), то нижние места крепления РБ должны также подвергаться испытанию по схеме поясного РБ,
2.9.2. Боковые посадочные места любого ряда сидений (кроме переднего) и любые центральные посадочные места для сиденья должны испытываться:
по схеме диагонально-поясного РБ с креплением в трех точках без втягивающего устройства;
два нижних места крепления испытываются по схеме поясного РБ.
Если изготовитель автомобиля предусматривает РБ (с различными вариантами крепления втягивающих устройств, ранцевые и т.д.) или удерживающие системы, то места крепления для этих РБ должны дополнительно подвергаться испытанию, при котором усилия передаются на них с помощью устройств, воспроизводящих геометрию РБ, для которого эти места крепления предназначены. Методика этих дополнительных испытаний может быть оговорена в программе испытаний этих РБ. В этом случае при нагружении необходимо, чтобы конструкция автомобиля, поддерживающая диагональную лямку РБ, не опускалась ниже точки С.
Для всех посадочных мест, для которых предусмотрены только два нижних места крепления РБ, испытания проводятся по схеме поясного РБ.
2.10. Все места крепления ремней безопасности, относящиеся к одной группе сидений, должны испытываться одновременно.
Общее место крепления двух смежных РБ должно испытываться при суммарной нагрузке, соответствующей обоим типам РБ.
Определение прочностных свойств начинается с мест крепления РБ переднего ряда сидений, затем следующего ряда по всем предписуемым для данного автомобиля схемам нагружения. По требованию предприятия-изготовителя для каждой новой схемы нагружения может быть использован новый автомобиль или кузов (кабина).
Нагрузка на места крепления РБ должна передаваться от силонагружающего устройства через систему тросов (штанг) на специальные нагружающие блоки, имитирующие торс и таз человека в соответствии со схемой нагружения. При этом должны быть соблюдены минимальные расстояния между нижними эффективными точками крепления РБ, а также положение верхней эффективной точки крепления. Нагрузка на места крепления от специальных устройств должна передаваться через РБ. В случае его недостаточной прочности допускается применение тросов, при этом в верхней точке должен устанавливаться специальный ролик или направляющий кронштейн от штатного РБ. Длина лямок РБ или заменяющих их тросов должна соответствовать положению сиденья яра размещении на нем антропометрического манекена 50-го уровня репрезентативности.
При испытаниях должны быть смонтированы все переходные или и дополнительные детали, обычно применяемые при установке данного РБ (защитной системы) и влияющие на геометрию его расположения или прочность мест крепления РБ
Нагружающие блоки должны соответствовать обязательному приложению 4.
Автомобиль (кузов, кабина) фиксируется на основании стенда таким образом, чтобы не повышалась прочность и жесткость мест крепления ремней безопасности Фиксирующее устройство должно располагаться на расстоянии не менее 500 мм спереди от испытываемого места крепления и на расстоянии не менее 300 мм сзади от этого места крепления Кузов (кабину) необходимо устанавливать на опоры приблизительно на уровне осей колес или, если это невозможно, на уровне точек крепления подвески.
Для автомобилей категории N кабина (кузов) должна быть смонтирована на раме (части рамы) с помощью штатных элементов крепления. К основанию стенда крепление объекта испытаний осуществляется только за раму
Сиденья и механизмы их перемещения и блокировки должны быть смонтированы и установлены в положение, наиболее неблагоприятное с точки зрения прочности. Если угол между спинкой сиденья и подушкой регулируется, он должен составлять 25° для автомобилей категории и 15° для автомобилей категории N и , если предприятие изготовитель не дает других рекомендаций. Положение сиденья и угол наклона спинки при испытаниях должны отмечаться в протоколе испытаний.
Двери автомобиля должны быть смонтированы и закрыты на штатный замок, но не заблокированы.
Если испытания проводятся на кузове (кабине), то допускается установка любых штатных узлов или агрегатов данного автомобиля, могущих повлиять на прочность мест крепления РБ.
Усилие, прикладываемое к местам крепления РБ, должно действовать вперед вверх в средней продольной плоскости сиденья под углом по отношению к порогам или раме автомобиля. Усилие должно прикладываться к каждому блоку, имитирующему торс и таз человека, под заданным углом.
Для прохождения нагружающих элементов тросов и блоков, в конструкции кузова (кабины) могут удаляться некоторые его элементы.
Допускается применение другого способа нагружения, если он дает эквивалентные результаты.
2.11. При проведении испытаний по оценке прочности мест крепления РБ значительная деформация мест крепления РБ и прилегающих зон кузова (кабины), появление трещин не считается неудовлетворительным результатом, если контрольная нагрузка выдержана в течение предписанного времени.
Смещение кабины (кузова) относительно рамы автомобилей категории N, приводящее к разрушению крепления кабины (кузова) к раме не допускается.
Двери, а также система блокировки и перемещения сидений, которые обычно используются для посадки водителя и пассажиров, после снятия нагрузки должны обеспечить эвакуацию из автомобиля всех пассажиров и водителя.
2.12. Оформление и оценка результатов испытаний
После всех видов испытаний оформляется протокол испытаний, который должен содержать результаты проверки соответствия общим свойствам мест крепления РБ, геометрических параметров их расположения, антикоррозионной защиты и результаты прочностных испытаний; обозначения разрешенных изготовителем к использованию типов РБ для каждого посадочного места должны указываться в соответствии с Приложением 3 (наноситься на схему автомобиля).
Приложение 1
Справочное

Пояснение терминов, применяемых в настоящем стандарте

Место крепления РБ - элемент конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части автомобиля (например, каркаса сиденья), к которому крепится РБ
Взрослый пассажир - пассажир массой более 36 кг и возраст которого старше 12 лет
Эффективная точка верхнего (нижнего) крепления РБ - материальная точка, определяющая положение лямки РБ на теле пользователя в момент его удержания при столкновении для любого положения регулирования сиденья при его нормальном использовании
Примечания:
1. В случае, когда РБ содержит жесткую деталь, которая присоединяется к месту крепления РБ неподвижно или шарнирно, эффективной точкой крепления является точка пересечения центральной линии лямки с местом ее фактического крепления к этой жесткой детали.
2. Если используется направляющий кронштейн, эффективной точкой крепления является средняя точка направляющего кронштейна в том месте, где лямка выходит из него со стороны пользователя. Для определения положения лямки верхнего крепления должна использоваться дополнительная точка как это определено в п. 3.4 настоящего стандарта. Для нижнего крепления - точка H.
Если лямка проходит непосредственно от пользователя к втягивающему устройству, прикрепленному к конструкции автомобиля без применения направляющего кронштейна, эффективной точкой крепления является пересечение центральной линии лямки с плоскостью, проходящей через ось катушки и линию фактического схода лямки с катушки втягивающего устройства.
Защищенное посадочное место сиденья - место для сиденья пассажира, для которого общая поверхность защитной зоны в пределах защитного пространства составляет не менее . Под защитным пространством подразумевается пространство перед сиденьем, расположенное между двумя горизонтальными плоскостями, проходящими через точку Н и на 400 мм выше ее; между двумя вертикальными плоскостями, симметричными по отношению к точке Н и расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга; до поперечной вертикальной плоскости, расположенной перед точкой Н на расстоянии 1,3 м.
Под защитной зоной в какой-либо вертикальной поперечной плоскости подразумевается такая сплошная поверхность, на которой в защитном пространстве не будет ни одного проема, в который (может пройти сфера диаметром 165 мм, если ее спроектировать на эту поверхность в горизонтальном продольном направлении, проходящем через какую-либо точку этой зоны и через центр сферы.
Точка R - исходная точка данного сиденья, определяемая по ГОСТ 20304-85.
Точка H - фактическая исходная точка сиденья, определяемая до ГОСТ 20304-85.
Точка - является исходной точкой сиденья, которая соответствует точке Н для каждого положения нормального использования сиденья.
Точка ( ) - вспомогательные условные точки, служащие для фиксации положения лямки РБ относительно верхнего крепления РБ, если в нем применен направляющий кронштейн
Углы и - углы, образованные горизонтальной плоскостью и плоскостями, перпендикулярными к средней продольной плоскости автомобиля и проходящими через точку H и соответственно через и .
Точка С - точка, расположенная на вертикали, проходящей через точку R.