Сагs, trucks and buses. Safety belt anchorages. General technical requirements and methods of tests
Дата введения 1 января 1989 г.
для грузовых автомобилей и автобусов 1 января 1990 г.
Взамен ГОСТ 21015-75
для грузовых автомобилей и автобусов 1 января 1990 г.
Взамен ГОСТ 21015-75
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на места крепления ремней безопасности (далее РБ), предназначенных для водителей и взрослых пассажиров легковых, грузовых автомобилей и автобусов (далее автомобилей), сидящих лицом как в направлении движения автомобиля, так и против движения. Автобусы, на места крепления РБ которых распространяется настоящий стандарт, должны иметь полную массу до 3,5 т.
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.
1. Технические требования
1.1. Общие требования к местам крепления РБ
1.1.1. Автомобили, на которые распространяется данный стандарт, должны быть оснащены РБ или другими защитными системами по ГОСТ 18837-82.
1.1.2. Места крепления РБ в автомобиле должны быть оборудованы на всех посадочных местах, предназначенных для взрослых пассажиров и водителя, за исключением мест, указанных в п. 1.2.4.
Для автобусов места крепления РБ должны быть предусмотрены только на сиденьях переднего ряда.
1.1.3. Места крепления РБ должны быть сконструированы и расположены таким образом, чтобы обеспечивались:
возможность установки соответствующего типа РБ, в том числе и для боковых посадочных мест переднего ряда сидений РБ, оснащенных втягивающим устройством с направляющим кронштейном;
Примечание:
Если места крепления рассчитаны на определенные модели РБ и изготавливается автомобиль, оборудованный этими моделями РБ, то условия применения указанных моделей РБ должны быть указаны в руководстве по эксплуатации и технических условиях на автомобиль.
снижение возможности повреждения или перетирания лямки РБ в результате контакта с острыми жесткими частями автомобиля или каркаса сиденья;
эффективное действие РБ (защитной системы) по снижению вероятности и тяжести травмирования пользователя при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП);
удобство посадки-высадки пассажиров, в том числе и у 2-дверных легковых автомобилей.
1.1.4. Места крепления РБ должны обеспечивать установку или замену РБ без применения специального инструмента и без каких-либо повреждений РБ или мест его крепления. Места крепления должны иметь крепежные отверстия с резьбой 7/16"-20UNF-2B, параметры которой приведены в приложении 2. При изготовлении автомобили с РБ (защитными системами), устанавливаемыми непосредственно на изготовителе, может применяться другое крепление, если оно удовлетворяет всем остальным требованиям настоящего стандарта.
1.1.5. Если автомобиль оборудуется местами крепления РБ, способными занимать различные положения при удержании пользователя и при его посадке в автомобиль, то требования настоящего стандарта касаются эффективных точек крепления РБ.
1.2. Количество мест крепления РБ
1.2.1. Для всех посадочных мест передних сидений автомобилей категории , N и должны быть предусмотрены два нижних и одно верхнее место крепления РБ.
Для среднего посадочного места переднего сиденья допускается только два нижних места крепления, если ветровое стекло расположено за пределами зоны возможного удара головой.
1.2.2. Для всех боковых посадочных мест сидений автомобилей категории должны быть предусмотрены два нижних и одно верхнее место крепления РБ.
Примечание.
Для специальных автомобилей, при движении которых на рабочих местах выполняются работы, количество мест крепления РБ устанавливается по согласованию с заказчиком.
1.2.3. Для всех остальных посадочных мест сидений автомобилей категории и для незащищенных посадочных мест сидений автомобилей категории N должны быть предусмотрены, как минимум, два нижних места крепления РБ.
1.2.4. Для посадочных мест откидных сидений, а также тех посадочных мест сидений автомобилей категории N и , которые не указаны в пп. 1.2.1 - 1.2.3, не требуется наличия каких-либо креплений РБ. Если автомобили оборудованы местами крепления РБ для этих посадочных мест сидений, то эти места крепления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
1.2.5. Для каждого посадочного места любого сиденья может быть применено любое количество дополнительных мест крепления защитной системы сверх указанных в пп. 1.2.1 - 1.2.4.
1.3. Геометрические параметры расположения мест крепления РБ
1.3.1. Общие требования
Места крепления РБ могут располагаться либо на кузове (кабине) автомобиля, либо на каркасе сиденья, либо на любой другой части автомобиля.
Одно и то же место для крепления РБ может использоваться для крепления двух смежных РБ при условии соответствия требованиям настоящего стандарта.
Требования к геометрическим параметрам расположения мест крепления РБ относятся к эффективным точкам крепления РБ и приведены на черт. 1.
1.3.2. Положение эффективных точек и нижних креплений РБ.
1.3.2.1. Углы и должны иметь значения в пределах 30 - 80° при всех положениях нормального использования сиденья, допускаемых его регулировкой. Если один из углов или для передних регулируемых сидений автомобилей является постоянным при всех положениях нормального использования сиденья, то его величина должна составлять . Эта же величина углов и рекомендуется как оптимальная и для других сидений.
Примечание.
Для задних сидений и сидений, оснащенных системой регулирования, угол спинки которых составляет менее 20°, углы и могут быть меньше допустимых, однако они должны быть не менее 20° во всех положениях нормального использования сиденья.
1.3.2.2. Расстояние между двумя вертикальными плоскостями, параллельными средней продольной плоскости автомобиля, каждая из которых проходит через одну из двух нижних эффективных точек крепления ( и ) одного и того же РБ, должно быть не менее 350 мм. Средняя продольная плоскость сиденья должна проходить между точками и на расстоянии не менее 120 мм от этих точек.
1.3.3. Положение эффективной точки L верхнего крепления РБ
1.3.3.1. Эффективная точка верхнего крепления РБ должна находиться под плоскостью FN, перпендикулярной средней продольной плоскости сиденья и образующей угол в 65° с исходной линией спинки сиденья. Для заднего сиденья этот угол может быть уменьшен до 60°. Плоскость FN должна пересекать исходную линию в точке D так, чтобы DR=315 мм +1,8 S, однако, если , то DR=675 мм.
1.3.3.2. Эффективная точка верхнего крепления РБ должна находиться за плоскостью FK, перпендикулярной средней продольной плоскости сиденья и пересекающей исходную линию спинки сиденья под углом 120° в точке В таким образом, чтобы BR=260 мм +S.
Если , то изготовитель может использовать по своему усмотрению зависимость BR=260 мм+0,8S.
1.3.3.3. Величина S должна быть не менее 140 мм.
1.3.3.4. Эффективная точка верхнего крепления РБ должна располагаться позади вертикальной плоскости, перпендикулярной средней продольной плоскости автомобиля и проходящей через точку R.
1.3.3.5. Эффективная точка верхнего крепления ремня должна располагаться над горизонтальной плоскостью, проходящей через точку С.
Расстояние между точками С и R должно быть 450 мм. Однако, если расстояние S, определенное в п. 1.3.3.3, превышает 280 мм и если изготовитель использует другую возможную зависимость (BR=260+0,8S), приведенную в п. 1.3.3.2, то расстояние по вертикали между точками С и R должно составлять 500 мм.
1.3.3.6. Кроме эффективных точек верхнего крепления РБ, указанных в п. 1.3.3, могут быть предусмотрены дополнительные места крепления РБ, если они отвечают одному из следующих условий: