Государственный стандарт СССР ГОСТ 21015-88 "Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по станда стр. 2

1) соответствуют требованиям пп. 1.3.3.1 - 1.3.3.5 и могут использоваться без применения инструментов и располагаются в одной из зон, определенных путем перемещения зоны, указанной на черт. 1, на 80 мм вверх или вниз в вертикальном направлении;
2) дополнительные места крепления двухплечевых РБ должны иметь эффективную точку верхнего крепления выше точки С, если они располагаются сзади поперечной плоскости, проходящей через исходную линию спинки сиденья, и расположены следующим образом:
в случае наличия одного места крепления - в зоне, общей для двух двугранных углов, ограниченных вертикальными плоскостями, которые проходят через точки в и горизонтальные проекции которых показаны на черт. 2;
в случае наличия двух мест крепления - в одном из соответствующих двугранных углов, определенных выше, при условии, что ни одно из мест крепления не располагается на расстоянии более 50 мм от точки симметрии, расположенной против другого места крепления по отношению к плоскости Р рассматриваемого сиденья.
1.4. Прочность мест крепления РБ
1.4.1. Места крепления РБ должны выдерживать следующие нагрузки:
1) при испытании по схеме диагонально-поясного РБ независимо от типа втягивающего устройства - на каждую ветвь РБ для автомобилей категории , и ; на каждую ветвь РБ для автомобилей категории и ;
2) при испытании по схеме поясного РБ - для автомобилей категории и и 11100 Н+-200 Н для автомобилей категорий и .

Эффективные точки верхнего крепления для двухплечевых РБ

1.4.2. Если места крепления РБ находятся на сиденье или распределены между сиденьем и кузовом (кабиной), то кроме вышеуказанных нагрузок к сиденью должно быть приложено дополнительное усилие, равное 20-кратному весу сиденья в сборе для автомобилей категории , и и 10-кратному весу сиденья для автомобилей категории и .
1.4.3. Места крепления РБ должны выдерживать испытательную нагрузку, прилагаемую кратковременно, в течение не менее 0,2 с.
1.5. Антикоррозионная защита мест крепления РБ
Места крепления РБ и прилегающие к ним поверхности конструкции кузова, (кабины), влияющие на прочность мест крепления РБ, должны быть защищены от коррозии. При этом закрашивание (или покрытие мастикой) резьбовых отверстий не допускается.

2. Методы испытаний

2.1. Общие положения
2.1.1. Контроль соответствия автомобилей требованиям настоящего стандарта осуществляется при доводочных, предварительных, приемочных испытаниях и на образцах установочной серии.
Ежегодно должна проводиться проверка размеров, применяемых материалов и технологии изготовления мест крепления РБ на соответствие технической документации.
2.1.2. Количество объектов испытаний должно устанавливаться программой испытаний, но при приемочных испытаниях должно быть не менее двух образцов автомобиля (кузова, кабины).
2.1.3. Испытаниям должен подвергаться автомобиль или крашеный кузов (кабина) (с обивкой, дверями, замками дверей, сиденьями и ремнями безопасности), соответствующий ТУ изготовителя в части конструкции мест крепления РБ.
2.1.4. Вместе с автомобилем, передаваемым для проведения испытаний, представляются:
чертежи кузова автомобиля с указанием расположения мест крепления РБ и особенностей их конструкции, режима и технологии изготовления (сварки);
координаты точки R всех посадочных мест для сидения;
техническое описание мест крепления РБ и примененного изготовителем способа защиты их от коррозии (если места крепления РБ располагаются на сиденье, то дополнительно представляются подробные чертежи сидений, их креплений к автомобилю и систем регулирования, перемещения и блокировки сидений);
руководство по эксплуатации и монтажу ремней безопасности;
руководство по эксплуатации автомобиля с указанием типов и моделей РБ, применение которых допускается на данном автомобиле (для каждого посадочного места сиденья в соответствии с условными обозначениями, указанными в обязательном приложении 3);
сведения о порядке оснащения на изготовителе выпускаемых автомобилей ремнями безопасности (защитными системами), соответствующими ГОСТ 18837-82;
показатели массы автомобиля и кузова.
2.2. Контрольно-измерительная аппаратура и оборудование
2.2.1. Аппаратура и инструмент, применяемые при испытаниях мест крепления РБ, должны обеспечить измерение:
силы в интервале 1000 - 25000 Н с погрешностью не более 1,5% от измеряемой величины;
времени с погрешностью не более 0,005 с за период 0,1 с.
Все средства измерений должны быть исправны, удовлетворять предъявляемым к ним требованиям и иметь действующие сроки метрологической поверки.
2.2.2. Для проведения испытаний мест крепления РБ необходимо следующее оборудование и аппаратура:
мерительная площадка с размерами, достаточными для обмеров автомобиля (кузова) и размещения мерительного оборудования (негоризонтальность не более 2,5 мм на метр длины);
трехкоординатное измерительное устройство для измерения внутренних размеров автомобиля иди комплект инструментов для линейных и угловых измерений (линейки 0 - 1000 мм, 0 - 500 мм, штангенрейсмас, отвес, угломер);
манекен посадочный по ГОСТ 20304-85;
стенд с нагружающими устройствами (число нагружающих устройств, достаточное для одновременного нагружения всех мест крепления РБ одного ряда сидений; усилие, развиваемое каждым устройством, 0 - 28000 Н; ход, достаточный для нагружения мест крепления РБ нормируемыми нагрузками и жестким устройством для закрепления объекта испытаний (рекомендуемые длина не менее 6000 мм, ширина не менее 3000 мм);
приспособление для определения "зоны возможного удара головой";
комплект контрольно-измерительной аппаратуры для измерения силы (число измерительных устройств по числу нагружающих элементов) и времени.
2.3. Испытания проводятся в помещении при температуре воздуха , давлении , относительной влажности .
2.4. Приемка объектов испытаний, техническая экспертиза для определения соответствия представленных образцов конструкторской и нормативно-технической документации, определение категории автомобиля в соответствии с принятой классификацией производится на основе представленной документации, результатов обмеров и взвешивания автомобиля.
2.5. Количество мест крепления РБ для каждого посадочного места для сидения и возможность правильного монтажа требуемых типов или моделей РБ определяют визуально.
Таким методом проверяют отсутствие контакта РБ с острыми или жесткими частями сиденья или кузова (кабины), которые в процессе эксплуатации могут повредить или способствовать истиранию частей РБ при их нормальном применении. При наличии соприкасающихся с РБ жестких деталей автомобиля их радиусы скруглений (определяемые замером) должны быть не менее 2,5 мм.
2.6. Координаты точки Н и фактического угла наклона спинки и сравнение их с координатами точки R сиденья и конструктивным углом наклона спинки, заданных в технической документации изготовителя, определяют методом линейных и угловых измерений с использованием трехмерного посадочного манекена по методике, изложенной в ГОСТ 20304-85.
Координаты точки Н должны укладываться в квадрат со стороной 50 мм с пересечением диагоналей в точке R сиденья и одной стороны квадрата, расположенной горизонтально. Фактический угол наклона спинки сиденья не должен отличаться от конструктивного более чем на 5°.
При неудовлетворительных результатах определения координат точки Н и фактического угла наклона спинки или непредставления этих данных изготовителем дальнейшие испытания проводятся по фактически полученным измерениям. При этом за координаты точки Н принимаются средние арифметические значения величин координат по трем определениям фактической точки Н или угла наклона спинки.
2.7. Геометрические параметры расположения мест крепления РБ определяют путем проведения линейных и угловых измерений с дальнейшим нанесением их на масштабную схему с указанием фактического расположения и допустимых зон расположения мест крепления РБ.
Автомобиль (кузов) при проведении замеров должен выставляться на мерительной площадке на регулируемых подставках по указанию изготовителя. Если такие указания отсутствуют, то кузов выставляется по порогам (для автомобилей категории ) или раме (для автомобилей категории N) в том положении, которое они занимали при определении точки Н относительно опорной поверхности мерительной площадки.
В случае использования направляющего кронштейна ремня безопасности или аналогичного приспособления, которое оказывает влияние на положение эффективной точки верхнего крепления РБ, положение эффективной точки определяют по положению крепления. При этом центральная продольная линия лямки проходит через точку , положение которой последовательно определяют по точке R с помощью трех следующих отрезков: