Ведомственные строительные нормы ВСН 004-88"Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация"(утв. приказом Миннефтегазстроя СССР 1 декабря 1988 г.) стр. 11

Размещение труб на верхней палубе

9. Схемы размещения труб на верхней палубе разрабатываются конструкторским бюро пароходства или судовой администрацией с учетом существующих типовых схем.
10. В каждом рейсе с трубами должно определяться допустимое число рядов для укладки на люковые крышки. При этом необходимо учитывать:
допустимую удельную нагрузку на люковые крышки;
требования к остойчивости (с учетом увеличения парусности).
11. Допустимое число рядов с учетом допустимой удельной нагрузки на люковые крышки составляет: при ; ; ; - 6 рядов.
12. На палубе трубы с полиэтиленовым покрытием укладывают не более чем в 6 рядов.
13. При погрузке труб на люковые крышки в плоскости элементов поперечного набора ставят деревянные прокладки сечением не менее 100x150 мм, число их должно составить не менее 6 шт. по длине трубы. На верхнюю палубу в аналогичных местах и при том же числе их укладывают деревянные прокладки, форма и размеры которых должны обеспечивать такое положение труб на палубе, чтобы оно сохраняло максимальную плотность укладки труб на люковых крышках.
Первую укладываемую в штабель трубу располагают таким образом, чтобы ее ось была параллельна диаметральной плоскости судна.
14. Каждую трубу нижнего ряда (в трюме и на палубе) укладывают на специальные опоры в виде деревянных прокладок и клиньев. Для этого под первую трубу с обеих сторон подкладывают клинья; их плотно подбивают под трубу и прибивают с торца двумя гвоздями длиной 200 мм к деревянным прокладкам.
15. На прокладку устанавливают трафарет (круг диаметром, равным диаметру трубы) и прижимают к первой трубе. Под трафарет с обеих сторон подводят вплотную клинья, трафарет затем убирают, клинья, не сдвигая с места, прибивают двумя гвоздями со стороны гипотенузы. Если при забивании гвоздей в материале клиньев появляются трещины, то клинья заменяются.
16. Разметку и установку клиньев делают на всех прокладках последовательно в процессе погрузки труб нижнего ряда.
17. При недостаточной устойчивости судна допускается перевозка труб только в один ряд. Число поперечных деревянных прокладок уменьшают до 3, а устойчивость труб обеспечивают только клиньями.
18. После окончания погрузки судно не должно иметь крена.

Крепление груза

19. Штабели труб на люковых крышках и верхней палубе должны быть закреплены охватывающими поперечными найтовами.
20. Найтовы крепят к рамам. Места установка рам определяет КБ пароходства с учетом местной прочности корпуса судна.
21. Число найтовов для крепления отдельного штабеля определяют как частное от деления 0,3 массы штабеля на разрывное усилие используемых для найтовов троса или цепи.
22. Два найтова заводят внахлест поверх поперечных найтовов с каждого борта на уровне половины высоты штабеля и крепят с торцов штабеля.
23. Найтовы представляют собой короткозвенную цепь из круглого железа диаметром не менее 19 мм или гибкий стальной трос диаметром 22 мм. Все элементы найтова должны быть равнопрочными.
24. Найтовы должны иметь устройство для натяжения (талреп или другое эквивалентное устройство), расположенное так, чтобы им было удобно пользоваться.
25. Во избежание повреждения покрытия труб в местах соприкосновения покрытия с найтовами ставят прокладки из резиновых или войлочных полос. Допускается применение другого материала, обеспечивающего сохранность покрытия.
26. Крайние поперечные найтовы располагают на расстоянии не менее 1 м от концов труб.
27. Для погрузки труб используют автоматические захваты, а также захваты с ручной строповкой и захваты-самоотцепы.
28. Захватный орган устройства должен располагаться на трубе на расстоянии не более 140 м от ее торцов.
29. Соприкосновение любых конструктивных элементов захвата (упоры, выступающие части и др.) с покрытием трубы не допускается.
30. Управление поворотом захвата с трубой или без трубы должно осуществляться из кабины крана или оттяжками (фалами) из мягкого каната, закрепленного на захвате.

Технические условия погрузки и размещения труб диаметром 1020, 1220 и 1420 мм на судах речного флота

31. Транспортировку труб рекомендуют производить на баржах-площадках проектов Р-56, 459К, 942, 349, 562Д/328, 1653, 944.
32. Размещение на судах труб производят с учетом обеспечения, сохранности судна и груза на всем пути следования, нормальных условий плавания (отсутствие крена и дифферента), свободного доступа ко всем палубным механизмам и швартовым устройствам.
33. При ширине грузовой палубы, превышающей длину перевозимых труб на 0,5 м и более, трубы укладывают поперек судна, при меньшей ширине грузовой палубы - вдоль судна.
34. Размещение труб на грузовой палубе параллельно диаметральной плоскости судна допускается при наличии по бортам деревянных или металлических стоек, исключающих возможность раскатывания труб. При необходимости стойки одного борта скрепляют со стойками противоположного борта проволочными стяжками.
При размещении труб с заводским изоляционным покрытием на грузовой палубе параллельно диаметральной плоскости в местах касания проволочными стяжками изоляции подкладывают деревянные или резиновые коврики.
35. Загрузку судов (в соответствии с требованиями, разработанными Главным ЦКБ МРФ) производят на причалах, оборудованных механизированными установками соответствующей грузоподъемности, с применением специальных захватных устройств.
36. Трубы на грузовой палубе укладывают в штабель. Вторые последующие ряды труб укладывают "в седло".
37. Число рядов труб определяют с учетом требований к остойчивости судна и к допустимой нагрузке на палубы из соотношения:
, (1)
где n - число рядов;
G - масса трубы, т;
g - допустимая нагрузка на складскую площадь, ;
L - длина трубы, м;
d - диаметр трубы, м.
Из условий прочности палубы число рядов труб в штабеле определяют по формуле
, (2)
где - допустимое нормальное напряжение для материала труб, ;
t - толщина стенки, см.
38. Свес труб верхнего ряда по отношению к трубам нижнего ряда не должен превышать 0,3 м.
39. При отсутствии на судне габаритных стенок крайние трубы второго и четвертого рядов закрепляют тросами, струбцинами и другими приспособлениями, а трубы первого ряда крепят клиньями, упорами и т.п.
40. Допускается перевозка на судне труб равного диаметра не более трех типоразмеров. Трубы разного диаметра укладывают отдельными штабелями.
41. Размещение труб на судне производят на подкладках из мягких пород древесины. Крайние подкладки укладывают на палубе на расстоянии 1,5 м от торцов труб. Ширина подкладок для труб должна быть не менее 200 мм, толщина 100 мм.