17. Теоретическое обучение включает изучение общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин и осуществляется с учетом политехнической и практической направленности преподавания. Теоретическое обучение призвано обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами, раскрывающими тенденции и перспективы научно-технического и социального прогресса, выработку навыков и умений применять полученные знания на практике, особенно для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.
Уровень общеобразовательной подготовки в училище должен соответствовать единому уровню общего среднего образования, установленному в стране.
Учащимся предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов с помощью факультативных и кружковых занятий.
18. Производственное обучение и производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся и включают:
обучение учащихся в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебном хозяйстве училища, а также в цехах и на участках, полях и фермах, предоставляемых училищу базовым предприятием. Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия и органов профессионально-технического образования;
обучение непосредственно на рабочих местах и условиях производства с целью прочного овладения учащимися практическими навыками и умениями эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитание у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело;
производственную практику на базовом предприятии, которая имеет целью достижение установленного уровня квалификации по профессии, завершает профессиональное обучение и обеспечивает социальную, психологическую и профессиональную адаптацию учащихся в трудовом коллективе этого предприятия.
Производственное обучение и производственная практика учащихся проводятся, как правило, на предприятии, где учащиеся будут работать после окончания училища, под руководством мастеров производственного обучения училища в составе лучших бригад и звеньев, комсомольско-молодежных коллективов, особенно в тех, где внедрен хозрасчет и оплата труда производится по конечным результатам. Для руководства практикой учащихся привлекаются передовики и новаторы производства, ветераны труда, опытные наставники.
Учащиеся во время производственной практики в списочный состав работников предприятия или организации не включаются.
Производственная практика учащихся среднего профессионально-технического училища организуется в соответствии с положением о производственной практике, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
19. Воспитательная работа осуществляется в единстве с учебным процессом в целях всестороннего и гармоничного развития личности и предусматривает тесную взаимосвязь всех видов коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, военно-патриотического, правового, эстетического, физического, а также координацию усилий педагогического и ученического коллективов, общественных организаций училища и коллектива базового предприятия по формированию личности молодого рабочего.
20. Учебный год в среднем профессионально-техническом училище начинается 1 сентября, а на отделениях, укомплектованных выпускниками средней общеобразовательной школы, - не позднее 1 октября.
В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения, на вечерних (сменных) отделениях училища, при обучении лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, а также при переподготовке рабочих кадров начало занятий устанавливается по мере укомплектования учебных групп.
Для учащихся, обучающихся один учебный год и более, устанавливаются каникулы, во время которых организуется отдых учащихся, проводятся мероприятия, направленные на развитие у них общественно-политической и трудовой активности. Сроки предоставления учащимся каникул и их продолжительность устанавливаются учебными планами.
Учебная нагрузка учащихся среднего профессионально-технического училища определяется учебными планами и, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. В училище, где обучение ведется на нерусском языке, выделяется дополнительно время на изучение русского языка.
Продолжительность работы учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, и не превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.
В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения и на вечерних (сменных) отделениях училища порядок осуществления учебного процесса устанавливается с учетом характера работы базового предприятия.
21. Учащиеся среднего профессионально-технического училища объединяются по профессиям в учебные группы по 25 - 30 человек.
Группы с числом учащихся свыше 25 человек делятся на две подгруппы на занятиях по иностранному языку, а также при изучении русского языка и литературы в училищах, где обучение ведется на нерусском языке.
Занятия по физическому воспитанию проводятся раздельно для юношей и девушек при наличии в группе не менее 25 человек, из которых не менее 8 юношей или девушек.
Производственное обучение по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных или сложных работ, осуществляется в группах по 12 - 15 человек. Перечень этих профессий определяется Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
22. Основной формой организации теоретического и производственного обучения в среднем профессионально-техническом училище является урок. Кроме того, проводятся лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации, самостоятельные и лабораторные работы, факультативные занятия.
23. Продолжительность урока по предметам теоретического обучения устанавливается 45 минут, длительность перемен - не менее 10 минут, а после двух уроков, как правило, - не менее 15 минут. Занятия в учебно-производственных мастерских проводятся с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут в первый год и через каждые 1 час 50 минут во второй и последующие годы обучения. Перерыв на обед продолжительностью не менее 1 часа устанавливается, как правило, после четвертого часа занятий.
Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий.
24. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).
Поведение учащихся оценивается как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Так же оценивается прилежание учащихся в учении и производительном труде.
25. Учащиеся среднего профессионально-технического училища, закончившие полный курс обучения и имеющие положительные итоговые оценки по всем предметам, производственному обучению и поведению, допускаются к сдаче выпускных квалификационных экзаменов. Порядок перевода учащихся училища на следующий курс и проведения выпускных квалификационных экзаменов определяется инструкцией, утверждаемой Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
26. Среднее профессионально-техническое училище поддерживает связь со своими выпускниками, изучает их производственную деятельность и общественную активность и на основе анализа этих данных совершенствует формы работы по обучению и воспитанию учащихся.
27. Среднее профессионально-техническое училище оказывает общеобразовательным школам содействие в трудовом воспитании, обучении и профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии, предоставляет в установленном порядке учебно-производственные мастерские для трудового обучения, общественно полезного, производительного труда школьников.
28. Среднее профессионально-техническое училище оказывает базовому предприятию методическую помощь в профессиональном обучении рабочих непосредственно на производстве.
Раздел III Учащиеся среднего профессионально-технического училища
29. В среднее профессионально-техническое училище принимаются граждане СССР в возрасте до 30 лет - на дневное обучение и без ограничения возраста - на вечернее обучение и в отдельные группы по переподготовке рабочих кадров.
Прием в среднее профессионально-техническое училище производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, и с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению учащихся профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных рабочих кадров в этом училище, утверждаемого Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС.
См. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2009 г. N 4
Медицинский отбор лиц, поступающих в училище, проводится на основании справки установленного образца о состоянии здоровья с заключением врача о профессиональной пригодности.
30. Учащимся среднего профессионально-технического училища выдаются билет учащегося и книжка успеваемости установленных Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию образцов.
31. Учащиеся среднего профессионально-технического училища имеют право:
пользоваться учебными кабинетами и лабораториями, учебно-производственными мастерскими и участками, полигонами, библиотеками и читальными залами, спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием, находящимися в распоряжении училища и базового предприятия;
участвовать в решении вопросов, связанных с совершенствованием учебно-воспитательной работы, укреплением трудовой и учебной дисциплины, повышением качества знаний, развитием умений и навыков, улучшением социально-культурных и жилищно-бытовых условий;
принимать участие в общественной жизни училища и базового предприятия, в деятельности органов ученического самоуправления.
Информация об изменениях:
Постановлением СМ СССР от 6 ноября 1986 г. N 1326 в пункт 32 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
32. Долг и обязанность учащихся среднего профессионально-технического училища - быть достойными гражданами социалистической Родины, знать и соблюдать Конституцию СССР, уважать Герб, Флаг и Гимн СССР, последовательно вырабатывать коммунистические убеждения и умение отстаивать их, быть верными революционным трудовым и боевым традициям Коммунистической партии и советского народа, воспитывать в себе чувство товарищества и коллективизма, активно участвовать в общественной жизни.
Учащиеся среднего профессионально-технического училища обязаны:
систематически и глубоко овладевать знаниями основ наук, вырабатывать умение применять их на практике, регулярно посещать учебные занятия, в установленные сроки добросовестно выполнять работы, предусмотренные учебными программами, и домашние задания;