Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 315 "О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров" (СП СССР, 1984 г., N 19, ст.104) Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о среднем профессионально-техническом училище.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 г. N 296 "Об утверждении Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР" (СП СССР, 1980 г., N 11, ст.77).
3. Распространить действие Положения о среднем профессионально-техническом училище на профессионально-технические училища системы Центросоюза с учетом особенностей их деятельности.
ПредседательСовета Министров СССР | Н. Тихонов |
Управляющий ДеламиСовета Министров СССР | М. Смиртюков |
Положение о среднем профессионально-техническом училище (утв. постановлением СМ СССР от 22 февраля 1985 г. N 177)
Раздел I Общие положения
Информация об изменениях:
Постановлением СМ СССР от 6 ноября 1986 г. N 1326 пункт 1 настоящего Положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Средние профессионально-технические училища осуществляют профессионально-техническое образование молодежи, обеспечивают планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Информация об изменениях:
Постановлением СМ СССР от 6 ноября 1986 г. N 1326 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Главными задачами средних профессионально-технических училищ являются:
подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;
осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;
идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;
воспитание будущих молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;
воспитание бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;
правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.
Средние профессионально-технические училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся.
3. Среднее профессионально-техническое училище входит в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, находится в непосредственном ведении государственного комитета союзной республики по профессионально-техническому образованию (в союзной республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования.
4. Среднее профессионально-техническое училище создается на базе предприятия (объединения, организации), с численностью работников 2 тыс.человек и более при наличии необходимой учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входит в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище может создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации.
5. Предприятие (объединение, организация), на базе которого создается и действует среднее профессионально-техническое училище, подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры, является базовым предприятием данного учебного заведения.
Взаимоотношения среднего профессионально-технического училища и базового предприятия определяются Положением о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища, утверждаемым Советом Министров СССР.
6. Подготовка и переподготовка рабочих кадров осуществляются в среднем профессионально-техническом училище с дневной и вечерней (сменной) формами обучения.
7. В среднем профессионально-техническом училище могут организовываться соответствующие отделения по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих, вечерние (сменные) отделения и филиалы. Филиалы являются структурным подразделением среднего профессионально-технического училища.
8. Среднее профессионально-техническое училище и его филиалы создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров союзной республики.
9. Среднее профессионально-техническое училище осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием:
из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, - срок обучения, как правило, 3 года;
из выпускников средней общеобразовательной школы - сроки обучения дифференцированы с учетом их трудовой, первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляют, как правило, до 1 года;
из числа лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, принятых на обучение при очередном приеме, непосредственно следующем за увольнением военнослужащего в запас, - сроки обучения сокращены.
Кроме того, в училище могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, а также группы по переподготовке рабочих кадров.
10. Среднее профессионально-техническое училище может организовывать в установленном порядке по договорам с предприятием (объединением, организацией) теоретическое обучение рабочих, получающих профессиональную подготовку на производстве.
11. Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (младшего технического персонала) в среднем профессионально-техническом училище, сроки обучения, возраст лиц, принимаемых на обучение, порядок аттестации и присвоения квалификации (разряда, класса, категории) выпускникам училища утверждаются в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
12. Планы приема молодежи в среднее профессионально-техническое училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям устанавливаются училищу вышестоящим по подчиненности органом профессионально-технического образования в соответствии с государственным планом экономического и социального развития, потребностями (заявками) базового предприятия в квалифицированных рабочих кадрах и учебно-материальной базой училища.
13. Типовые правила внутреннего распорядка среднего профессионально-технического училища утверждаются Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в установленном порядке. На основе типовых правил в каждом среднем профессионально-техническом училище разрабатываются правила внутреннего распорядка, утверждаемые директором училища по согласованию с профсоюзной и комсомольской организациями.
14. Обучение в среднем профессионально-техническом училище бесплатное.
Раздел II Организация учебно-воспитательного процесса
15. Учебно-воспитательный процесс в среднем профессионально-техническом училище осуществляется на основе ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом, направлен на подготовку учащихся к высокопроизводительному, творческому труду, воспитание у них социально-политической и общественно-трудовой активности и обеспечивает строгую преемственность обучения и воспитания учащихся с общеобразовательной школой.
16. Учебно-воспитательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику, физическое воспитание и начальную военную подготовку, а также внеучебную воспитательную работу с учащимися.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами, программами и другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.