Постановление СМ СССР от 22 февраля 1985 г. N 177 "Об утверждении положения о среднем профессионально-техническом училище" стр. 4

Раздел IV Мастера производственного обучения, преподаватели и воспитатели среднего профессионально-технического училища

46. Решающая роль в обучении и коммунистическом воспитании учащихся в среднем профессионально-техническом училище принадлежит мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям.
47. Мастера производственного обучения и преподаватели отвечают за качество профессиональной и общеобразовательной подготовки учащихся, воспитание у них высоких идейно-политических качеств, осознанного отношения к учебе, привитие любви к избранной профессии, труду и уважения к людям труда.
48. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Из числа преподавателей директор училища назначает классных руководителей, обязанности которых определяются положением о классном руководителе, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. Воспитателями назначаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.
Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища.
49. Мастера производственного обучения, преподаватели - классные руководители и воспитатели среднего профессионально-технического училища проводят во внеучебное время воспитательную и культурно-массовую работу с учащимися, направленную на воспитание у них высоких моральных качеств, культуры поведения и навыков личной гигиены, оказывают помощь в выполнении домашних заданий, организации быта и досуга, проводят совместно с медицинскими работниками мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию учащихся.
Мастера производственного обучения, преподаватели и воспитатели работают в тесном контакте с ученическими профсоюзной и комсомольской организациями, советом общежития, советом коллектива физкультуры, родителями учащихся.
50. Обязанности мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей среднего профессионально-технического училища определяются квалификационными характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.
Указанные работники проходят в установленном порядке аттестацию, по результатам которой мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям могут присваиваться звания: "Мастер производственного обучения I категории", "Мастер производственного обучения II категории", "Преподаватель-методист", "Старший преподаватель" и "Воспитатель-методист".
51. Мастера производственного обучения, преподаватели и воспитатели среднего профессионально-технического училища участвуют в обсуждении на педагогическом совете, методических комиссиях, совещаниях и конференциях вопросов учебно-воспитательной, методической и производственной работы и вносят предложения по ее совершенствованию.

Раздел V Руководство средним профессионально-техническим училищем

52. Основные обязанности руководящих работников среднего профессионально-технического училища определяются квалификационными характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, положениями и инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.
53. Руководство всей деятельностью среднего профессионально-технического училища осуществляет его директор на основе настоящего Положения, приказов, инструкций и указаний вышестоящих органов.
Директор среднего профессионально-технического училища осуществляет руководство инженерно-педагогическим коллективом, подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения идейно-политического уровня, педагогической квалификации и профессионального мастерства инженерно-педагогических работников; организует работу по профессиональной ориентации и обеспечивает выполнение планов приема молодежи в училище и выпуска квалифицированных рабочих; направляет деятельность инженерно-педагогических работников на достижение высокой эффективности процесса обучения и воспитания учащихся, несет ответственность за идейно-политическую направленность преподавания, за качество общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, состояние их здоровья и физическое развитие, охрану труда, содержание и организацию внеучебной воспитательной работы; обеспечивает в училище обстановку высокой требовательности и образцовый порядок, осуществляет контроль за учебно-воспитательным процессом и деятельностью работников училища; организует хозяйственную деятельность и обеспечивает строгое соблюдение плановой, финансовой и штатной дисциплины.
Директор среднего профессионально-технического училища имеет право: производить расходы в пределах утвержденных смет по бюджетным и внебюджетным средствам; списывать с баланса в порядке, установленном для бюджетных учреждений, морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, когда их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы; издавать в пределах своей компетенции приказы по училищу; принимать на работу и увольнять работников училища в соответствии с трудовым законодательством.
Директор назначается в установленном порядке органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее, как правило, профилю училища, и стаж инженерной или педагогической работы не менее 5 лет.
54. Заместитель директора по учебно-производственной части (работе) среднего профессионально-технического училища является непосредственным организатором учебно-производственной и методической работы в училище и отвечает за выполнение учебных планов и программ, идейно-политическую направленность обучения, качество профессиональной подготовки, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации инженерно-педагогических работников; осуществляет контроль за работой мастеров производственного обучения и преподавателей, посещаемостью занятий, успеваемостью и поведением учащихся.
Заместитель директора по учебно-производственной части (работе) назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора этого училища из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю училища, и стаж инженерной или педагогической работы не менее 3 лет.
55. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе среднего профессионально-технического училища является непосредственным руководителем и организатором воспитательной и культурно-массовой работы в училище, отвечает за выполнение учебных планов и программ, качество знаний учащихся по общественным дисциплинам, идейно-политическую направленность преподавания; организует работу классных руководителей, воспитателей, библиотечных работников, руководителей кружков художественной самодеятельности, координирует их работу с мастерами производственного обучения по вопросам коммунистического воспитания учащихся; принимает участие в развитии военно-патриотической и физкультурно-спортивной работы; осуществляет контроль за учебно-воспитательным процессом и внеучебной работой с учащимися, помогает в работе ученическим профсоюзной и комсомольской организациям, совместно с ними организует деятельность органов ученического самоуправления.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы с молодежью не менее 3 лет.
56. Старший мастер среднего профессионально-технического училища организует производственное обучение учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ, непосредственно руководит работой мастеров производственного обучения, персонала учебно-производственных мастерских и учебного хозяйства училища. Старший мастер работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю училища, высокую производственную квалификацию и опыт работы по профессиональному обучению не менее 3 лет.
57. Заведующий учебной частью по общеобразовательным дисциплинам среднего профессионально-технического училища организует общеобразовательную подготовку учащихся, отвечает за выполнение учебных планов и программ, идейно-политическую направленность и качество общеобразовательной подготовки, осуществляет контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью и поведением учащихся, участвует в составлении расписания учебных занятий.
Заведующий учебной частью работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
58. Управляющий учебным хозяйством среднего профессионально-технического училища обеспечивает ведение учебного хозяйства в соответствии с задачами производственного обучения учащихся, несет ответственность за выполнение производственных планов и соблюдение сметно-финансовой дисциплины, организует производственное обучение учащихся в учебном хозяйстве.
Управляющий учебным хозяйством работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило, высшее сельскохозяйственное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.
59. Начальник (заведующий) учебно-производственной мастерской среднего профессионально-технического училища совместно со старшим мастером обеспечивает мастерские необходимыми оборудованием, материалами, инструментами, совместно с механиком - правильную эксплуатацию и ремонт оборудования, соответствие его состояния требованиям безопасности труда; ведет учет и отчетность, несет ответственность за соблюдение плановой, финансовой, договорной и трудовой дисциплины, связанной с производственной деятельностью мастерской.
Начальник (заведующий) учебно-производственной мастерской работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и старшего мастера и назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование, соответствующее профилю училища, и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
60. Руководитель физического воспитания среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы физической подготовки учащихся, качество учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, участвует в военно-патриотическом воспитании.
Руководитель физического воспитания назначается директором училища в установленном порядке из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по физической культуре и спорту.
61. Военный руководитель среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы начальной военной подготовки учащихся, организует и проводит учебные занятия, осуществляет совместно с общественными организациями военно-патриотическое воспитание учащихся, руководит работой кружков по изучению основ военного дела, заведует кабинетом по начальной военной подготовке, обеспечивает сохранность оружия, боеприпасов и исправное состояние материально-технических средств для военной подготовки учащихся.
Военный руководитель назначается директором училища по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом из числа лиц, имеющих соответствующую военную подготовку.
62. Заведующий филиалом среднего профессионально-технического училища является непосредственным организатором учебно-воспитательного процесса в филиале и подотчетен в своей деятельности директору училища. Должность заведующего филиалом среднего профессионально-технического училища (на правах заместителя директора училища) устанавливается при численности учащихся в филиале не менее 150 человек. При количестве учащихся менее 150 человек руководство учебным процессом возлагается на директора училища и его заместителей.
Заведующий филиалом назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж инженерной или педагогической работы не менее 3 лет, с учетом рекомендаций руководства базового предприятия.
63. Для обеспечения коллегиального рассмотрения вопросов учебно-воспитательной и методической работы и производственной деятельности в среднем профессионально-техническом училище организуется педагогический совет из числа инженерно-педагогических работников, представителей общественных организаций и базового предприятия. Состав и деятельность педагогического совета определяются положением о педагогическом совете, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
64. Работники среднего профессионально-технического училища систематически повышают свой идейно-политический и общеобразовательный уровень, педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство. Мастера производственного обучения в установленном порядке проходят стажировку на передовых предприятиях (в объединениях, организациях).
65. Работники среднего профессионально-технического училища обязаны соблюдать социалистическую законность, государственную и трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу училища, правильно осуществлять эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования и инструментов, экономно расходовать материальные ценности и денежные средства училища.
66. Орган профессионально-технического образования, в ведении которого находится среднее профессионально-техническое училище, обязан проявлять заботу о поддержании авторитета и престижа инженерно-педагогических работников, всемерно способствовать их политической учебе, повышению квалификации, самообразованию; принимать необходимые меры к закреплению педагогических кадров, заботиться об улучшении условий их труда и быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении, предоставлении им жилья.

Раздел VI Общественные организации среднего профессионально-технического училища и ученическое самоуправление

67. В соответствии с Уставом профессиональных союзов СССР в среднем профессионально-техническом училище создаются первичные профсоюзные организации учащихся и работников. Профсоюзная организация учащихся в своей деятельности руководствуется положением о профсоюзной организации учащихся профессионально-технического училища, утверждаемым ВЦСПС. Она принимает активное участие в повышении качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, формировании социально активных тружеников, воспитании их на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса, способствует развитию у учащихся интереса к техническому и художественному творчеству, совместно с комсомольской организацией, администрацией организует социалистическое соревнование в коллективе учащихся, проявляет заботу об улучшении условий учебы, быта, труда, отдыха и медицинского обслуживания учащихся.
68. В соответствии с Уставом ВЛКСМ в среднем профессионально-техническом училище создается комсомольская организация, которая оказывает помощь педагогическому коллективу в идейно-политическом воспитании учащихся, повышении качества их учебы, укреплении дисциплины и формировании культуры поведения. Все вопросы обучения, труда, быта и отдыха учащихся решаются при непосредственном участии комсомольской организации.
69. В среднем профессионально-техническом училище в установленном порядке создаются первичные организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, Всесоюзного совета научно-технических обществ, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, Всесоюзного добровольного спортивного общества "Трудовые резервы" и другие.
Создаются также ученические кружки, общественные конструкторские бюро, спортивные секции, клубы и другие объединения учащихся.
70. В среднем профессионально-техническом училище, имеющем общежитие, из числа проживающих избирается совет общежития. Деятельность совета общежития определяется типовым положением о совете общежития среднего профессионально-технического училища, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
71. Для обеспечения постоянной связи педагогического коллектива среднего профессионально-технического училища с семьей избирается родительский комитет училища, деятельность которого определяется положением, утверждаемым государственным комитетом союзной республики по профессионально-техническому образованию.

Раздел VII Учебно-материальная база, финансирование и отчетность среднего профессионально-технического училища

72. К учебно-материальной базе среднего профессионально-технического училища относятся здания и сооружения, земельные участки, инвентарь и другое оборудование, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника.
Для обеспечения высокого качества подготовки квалифицированных рабочих кадров среднее профессионально-техническое училище должно располагать:
учебными кабинетами и лабораториями, оснащенными учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями;
учебно-производственными мастерскими и участками для подготовки рабочих по каждой профессии или группе профессий, по которым осуществляется обучение, учебным хозяйством, полигонами, оснащенными современным оборудованием, отвечающим требованиям безопасности труда, материалами, инструментами и приспособлениями;
помещениями, спортивными сооружениями и инвентарем для проведения уроков физического воспитания и начальной военной подготовки учащихся, учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, занятий кружков художественной самодеятельности и технического творчества;