Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и мет стр. 12

- наличие и результативность использования персонала, имеющего опыт работы в области охраны труда или соответствующую квалификацию в этой области;
- анализ документации и записей данных;
- сравнение с результативностью деятельности других организаций в области охраны труда;
- проведение опросов для выявления отношения работников к системе управления охраной труда, деятельности в этой области, а также консультаций с работниками;
- другое.
Система управления охраной труда может подразумевать составление графика проведения проверок, основанного на результатах идентификации опасностей и оценки рисков, национальном законодательстве и предписаниях органов государственного надзора.
Периодически должен проводиться текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и практической деятельности, связанной с охраной труда.
Полезно составить инвентаризационную опись (с применением однозначной идентификации для всех ее позиций) обо всем оборудовании, которое должно подвергаться установленным законодательством проверкам (например, техническое освидетельствование, техническое диагностирование) или техническим проверкам соответствующим персоналом (который может быть из внешних организаций).
Представители руководства, осуществляющие контроль, могут проводить выборочные проверки работ, связанных с риском, для обеспечения соответствия требованиям охраны труда.
Привычной формой "мониторинга" - постоянного профилактического контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах является "производственный контроль". Осуществляется производственный контроль путем проведения целого комплекса мероприятий.
Основной принцип контроля за состоянием условий и охраны труда - регулярность проверок, проводимых руководителями разных уровней управления по определенной схеме. Такой контроль называется многоуровневым. Число уровней зависит от масштаба организации. Наиболее часто встречается трехуровневый контроль.
Типичный трехуровневый контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют:
- руководители первого уровня управления - непосредственные руководители работ на объектах (мастера, механики, энергетики, технологи и др.);
- руководители второго уровня управления - руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители);
- руководители третьего уровня управления - руководители и главные специалисты организации.
Руководители первого уровня управления осуществляют контроль ежедневно в ходе руководства работами (трудом своих подчиненных).
Руководители второго уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах. При территориальной разбросанности рабочих мест, оборудования, объектов контроль организуется так, чтобы в течение недели были проверены все рабочие места (объекты), где ведутся или будут производиться работы.
Руководители третьего уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц. При территориальной разбросанности подразделений и производственных объектов, отдельных рабочих мест и установок контроль организуется так, чтобы в течение месяца были проверены все объекты контроля.
Чтобы увязать физические возможности руководителей (особенно первого уровня) с требованиями систематического контроля, руководитель сам, проводя проверку на одних объектах, может привлечь к проверке других объектов своих заместителей, главных специалистов и других (подчиненных ему) руководителей и специалистов для того, чтобы все объекты контроля проверялись не реже одного раза в месяц.
5.4.2 Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов
5.4.2.1 Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть задокументировано.5.4.2.2 Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей.5.4.2.3 Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.5.4.2.4 Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.5.4.2.5 Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.5.4.2.6 Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.12]
Основные причины всех неблагоприятных происшествий, представляющих потенциальную угрозу или реальное причинение вреда здоровью работников, должны быть изучены (расследованы), и их опыт должен быть учтен.
Имеются две основные причины необходимости проведения такого расследования.
Первой причиной (и основной с точки зрения государства и закона) является квалификация происшедшего случая как "несчастного случая на производстве" или как "профессионального заболевания" для выплаты пострадавшему работнику (или его иждивенцам) компенсации за причиненный его здоровью вред.
Второй причиной (и основной с точки зрения работодателя и работника) является предотвращение повторения аналогичных происшествий путем выявления их причин(ы) и принятия соответствующих мер.
ГОСТ 12.0.230 в основном ориентирует расследование на установление причин произошедшего и выработку профилактических мер.
Квалификация профессиональных заболеваний - сложный процесс, включающий установление медицинского диагноза и расследование возможных причин возникновения профессионального заболевания. Основным документом, который используется при определении принадлежности данного заболевания к числу профессиональных, является список профессиональных заболеваний.
Случаи острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, расследуются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством или подзаконными актами.
Расследование, оформление, учет и отчетность о несчастных случаях на производстве производятся на основании и в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Работодатель (его представитель) при несчастном случае обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц (см. 5.3.4.3);
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае установленные законом органы и организации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с требованиями закона.
В акте о несчастном случае на производстве следует подробно изложить обстоятельства и причины несчастного случая, а также указать лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Сведения и информация о несчастных случаях и заболеваниях чрезвычайно важны, так как они непосредственно могут указывать на состояние охраны труда. Однако применять их следует с осторожностью, поскольку необходимо учитывать следующие моменты:
- в большинстве организаций несчастные случаи или профессиональные заболевания, непосредственно связанные с выполняемой работой, происходят очень редко. Необходимо отличать случайные события от закономерных;
- если одно и то же количество людей за одно и то же время выполняет больший объем работ, то эта повышенная нагрузка сама по себе может явиться причиной увеличения числа несчастных случаев;
- на продолжительность отсутствия на работе из-за полученной травмы и заболевания, связанного с выполняемой работой, могут влиять факторы, не связанные с серьезностью травмы или профессиональным заболеванием: например, моральная обстановка, монотонность работы, отношения между руководством и работниками;
- несчастные случаи часто скрываются (а иногда их число завышается). В этом отношении содержание отчетов может варьироваться. Отчетность может быть улучшена в результате большей осведомленности работников и использования улучшенной системы отчетности и регистрации;
- отказы в системе управления охраной труда и неблагоприятные события из-за этого могут быть разделены промежутком времени. Более того, для многих профессиональных заболеваний характерен длительный латентный (скрытый) период. Чтобы определить, нормально ли функционирует система управления охраной труда, не следует ждать, пока произойдет инцидент.
На основе проведенного анализа необходимо сделать правильные выводы и предпринять соответствующие предупреждающие и корректирующие действия (см. 5.5.1).
По меньшей мере раз в год результаты анализа несоответствий, несчастных случаев и инцидентов необходимо передавать руководству для дальнейшего применения их в анализе со стороны руководства (см. 5.4.4).
5.4.3 Проверка
5.4.3.1 Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.5.4.3.2 Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.5.4.3.3 В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем.Проверка должна охватывать:а) политику в области охраны труда;б) участие работников и/или их представителей;в) обязанности и ответственность;г) компетентность и подготовку;д) документацию системы управления охраной труда;е) передачу и обмен информацией;ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;и) предупредительные и регулирующие меры;к) управление изменениями;л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;м) снабжение;н) подрядные работы;п) мониторинг исполнения и оценку результативности;р) расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;с) анализ функционирования управления охраной труда руководством;т) предупредительные и корректирующие действия;у) непрерывное совершенствование;ф) любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости.5.4.3.4 В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:а) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;б) эффективными для содействия полному участию работников;в) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.5.4.3.5 Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.5.4.3.6 Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.5.4.3.7 Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, должны осуществляться с участием работников в установленном порядке.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.13]
Проверка (которую часто называют аудитом) системы управления охраной труда - это процесс, в котором организация может проверять и постоянно оценивать результативность и эффективность своей системы управления охраной труда и выполнение нормативных требований охраны труда. Проверки системы управления охраной труда необходимы, чтобы оценить результативность и эффективность функционирования всех элементов системы и всех установленных в системе процедур в области охраны труда. Проверки системы управления охраной труда позволяют получить полную и официальную оценку соответствия ведущихся в организации работ по охране труда установленным в системе процедурам и действиям в этой области.
Запланированные проверки системы управления охраной труда проводятся персоналом из числа сотрудников организации и/или внешним персоналом по выбору организации. Персонал, проводящий проверки системы управления охраной труда, везде и всегда должен действовать беспристрастно и объективно. Персонал проверяемых подразделений должен сотрудничать с проверяющими. Проверка системы управления охраной труда может быть проведена одним или несколькими лицами. Проверяющие должны быть независимыми относительно того подразделения организации или того вида деятельности, который они проверяют. Проверяющие должны понимать свои задачи и обладать компетентностью для их выполнения, в том числе им следует обладать опытом и знаниями соответствующих правовых и технических нормативных актов.