Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и мет стр. 14

- эффективность процесса отчетности по опасностям;
- данные о произошедших несчастных случаях и инцидентах;
- зафиксированные случаи неэффективности процедур;
- результаты проверок системы управления охраной труда, проведенных со времени последнего анализа со стороны руководства, и оценку их эффективности;
- готовность к аварийным ситуациям;
- улучшения в системе управления охраной труда (например, новые мероприятия, которые следует внедрить, или же совершенствование текущих мероприятий);
- результаты расследований несчастных случаев и инцидентов;
- оценку результатов предполагаемых изменений законодательства или технологии.
Как правило, результаты анализа системы управления охраной труда и предлагаемые меры по ее совершенствованию докладываются представителем руководства на совещании.
Типичными результатами анализа руководства являются:
- протокол анализа;
- пересмотр политики и целей в области охраны труда;
- конкретные предупреждающие и корректирующие действия, предпринимаемые отдельными руководителями, с указанием сроков их исполнения;
- конкретные действия по улучшению системы с назначением ответственных лиц и сроков выполнения;
- дата анализа выполнения и результативности предупреждающих и корректирующих действий;
- важнейшие вопросы, которые должны быть отражены при планировании будущих проверок системы управления охраной труда.
Решение совета директоров об утверждении (одобрении) доклада устанавливает приоритеты политики организации для последующего планирования мероприятий и обоснования затрат по обеспечению требований охраны труда на всех уровнях управления производством.
5.5 Действия по совершенствованию
5.5.1 Предупреждающие и корректирующие действия
5.5.1.1 Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок системы управления охраной труда и анализа эффективности системы управления охраной труда руководством. Эти мероприятия должны включать;а) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и/или мероприятий систем управления охраной труда;б) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.5.5.1.2 Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие обстоятельствам другие меры, со гласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.15]
Сущность, сроки, лица, ответственные за выполнение предупреждающих и корректирующих действий, следуют из мониторинга исполнения и оценки результативности, проверок системы управления охраной труда и анализа эффективности системы управления охраной труда руководством.
Корректирующие действия являются основной частью системы управления охраной труда и проводятся с целью устранения причин выявленных несоответствий, несчастных случаев или инцидентов, чтобы исключить их повторение в будущем.
Предупреждающие действия также являются неотъемлемой частью системы охраны труда, но применяются только по мере необходимости, когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что имеется возможность предупредить реализацию опасностей и рисков или реализовать более результативные способы управления рисками.
Эффективность предпринятых корректирующих и предупреждающих действий должна проверяться, оцениваться и анализироваться.
О невыполненных действиях следует незамедлительно сообщить руководству.
Предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов как способы управлениями рисками заранее планируются и организуются. В случаях когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов являются неадекватными или могут стать таковыми, организации необходимо разработать, внедрить и документально оформить другие, более результативные и подходящие меры. При этом необходимо учитывать иерархию (приоритетность) в способах управления (см. 5.3.4.1).
5.5.2 Непрерывное совершенствование
5.5.2.1 Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом.Эти мероприятия должны учитывать:а) цели организации по охране труда;б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством;е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;ж) изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;и) новую информацию в области охраны труда;к) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.5.5.2.2 Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.16]
Поддержание результативного и эффективного функционирования системы управления охраной труда должно быть постоянной, непрерывно совершенствуемой деятельностью всех работников организации.
Для этого следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и СУОТ в целом.
Внедрение системы управления охраной труда на основе требований ГОСТ 12.0.230 предполагает новый, более высокий уровень организации охраны труда, требующий качественной перестройки работы структурных подразделений и функциональных служб любой организации. В силу этого внедрение СУОТ связано с большой вспомогательной работой, направленной на создание организационно-нормативной основы системы и на совершенствование всех сторон деятельности организации по обеспечению охраны труда.
Для использования наилучших практик управления и положительного опыта иных организаций следует результаты выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сопоставлять с достижениями в других организациях, в том числе с достижениями системного управления охраной труда.
_____________________________
*(1) Здесь и далее - ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"
*(2) От английского "policy" - курс, направление действий. Следует отличать от английского "politics" - политическая деятельность.
*(3) От английского "organizing" - организационная структура. Следует отличать от английского "organization" - процесс.
*(4) От английского "planning" - см. 3.12.
*(5) От английского "implementation" - внедрение, реализация.
*(6) От английского "evaluation".
*(7) От английского "action for improvement".
*(8) Следует вести регулярный контроль за исполнением графика проверки знаний по охране труда, а также вносить необходимые дополнения при штатных изменениях.
*(9) В перечень включается и неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током.
*(10) График проведения периодических медицинских осмотров обычно составляют специалисты службы охраны труда и отдела кадров совместно с руководителями подразделений.
*(11) Возникновение новых рисков и их управление при изменении места выполнения работы и связанное с передвижениями вне территории, контролируемой работодателем, связаны в первую очередь с безопасностью дорожного движения.
*(12) Этот новый термин введен для более внятного изложения, позволяющего однозначно именовать организацию-заказчика работ - основного работодателя и организацию-подрядчика (генерального подрядчика) - работодателя для своих работников.

Библиография

[1]*ILO-OSH 2001Руководство по системам управления охраной труда (Guidelines on management systems for occupational health and safety)
[2]МОТ-СУОТ 2001Руководство по системам управления охраной труда (Официальное издание на русском языке)
_____________________________
* См. также "Руководство по системам управления охраной труда". МОТ-СУОТ 2001. Официальное издание на русском языке. Женева, 2003.