Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и мет стр. 11

1) Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий.2) Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; ие) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.10.5]
Важнейшим в системе управления охраной труда является обеспечение безопасности работ при нахождении работников нескольких работодателей на одной промышленной площадке, в одной рабочей зоне. Особенно актуально это для крупных организаций, которыми принята политика, направленная на освобождение от любых непрофильных функций, и, как следствие, осуществляется передача всех сервисных работ подрядным организациям.
Подрядчики (и субподрядчики) являются одним из ключевых факторов, влияющих на результаты деятельности подрядодателя*(12) в области охраны труда. Поэтому подрядодателю следует применять к подрядчикам концепцию "единой охраны труда", согласно которой работники подрядчиков обязаны соблюдать эквивалентные по уровню требования охраны труда и безопасного производства работ. Другими словами, уровень охраны труда у подрядчиков не должен быть ниже, чем у подрядодателя.
Организация-подрядодатель для поддержания должного уровня своей охраны труда и безопасности производства должна активно работать с подрядчиками, принуждая их привести организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями системы управления охраной труда подрядодателя.
Целесообразно, чтобы договор на проведение подрядных работ определял ответственность подрядчика и организации-подрядодателя за согласованные действия по безопасному ведению работ.
Работники подрядчика, работающие на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о соответствующих проверках знаний по охране труда.
Контроль за безопасностью осуществления субподрядных работ возлагается на руководителя структурного подразделения подрядчика, на объектах которого работает субподрядчик, и соответствующее должностное лицо подрядчика. Желательно назначать для этого специального супервайзера за безопасностью работы подрядчиков.
Для обеспечения безопасного ведения работ подрядными организациями в рамках эффективно функционирующей системы управления охраной труда необходимо предусмотреть следующие мероприятия по организации безопасного ведения подрядных работ, которые образуют три основных этапа.
Первый этап связан с учетом показателей деятельности потенциального подрядчика по обеспечению требований охраны труда (согласно представленной претендентом на подряд информации при выборе подрядчика на этапе проведения конкурса/тендера).
Для этого организация-подрядодатель предоставляет претенденту на подряд:
- систему критериев по охране труда, необходимых для объективной оценки состояния охраны труда у претендента на подряд;
- формы предоставления претендентом информации по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;
- систему интегральных показателей, позволяющих использовать полученную информацию при подведении итогов конкурса (тендера).
Например, одним из обязательных условий участия в конкурсе (тендере) на проведение работ может являться предоставление претендентом следующих данных:
- сведения о производственном травматизме и острых профессиональных заболеваниях за последние пять лет (в абсолютных и относительных цифрах с указанием причин);
- сведения о руководителях и специалистах: образование, стаж работы по специальности, подготовка в области охраны труда, повышение квалификации за последние пять лет;
- сведения об организации работ по охране труда: наличие службы или специалиста по охране труда, комитета по охране труда, уполномоченных по охране труда, порядок проведения инструктажей и подготовки, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, результаты мониторинга условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда и т.п.) и др.
Весьма перспективным видится проведение до стадии конкурса (тендера) инспекционного аудита деятельности претендента в области охраны труда.
Второй этап связан с официальным разграничением обязанностей и ответственности организации-подрядодателя и организации-подрядчика в области охраны труда при заключении договора на проведение подрядных работ и юридически грамотное их оформление.
Одновременно с подписанием договора на выполнение подрядных работ может подписываться "Соглашение о разграничении обязанностей и ответственности сторон по безопасному производству работ", которое является неотъемлемой частью договора, имеет потому юридическую силу и регулирует следующие вопросы:
а) порядок допуска подрядчика на объекты организации-подрядодателя;
б) порядок взаимодействия организации-подрядодателя и подрядчика при проведении подрядных работ;
в) обязанности, права и ответственность организации-подрядодателя;
г) обязанности, права и ответственность подрядчика в области:
1) подготовки персонала;
2) обеспечения персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) расследования инцидентов, аварий и несчастных случаев (а также острых отравлений);
4) ведения документации в области охраны труда;
5) функционирования системы управления охраной труда;
6) другое.
Третьим этапом является осуществление организацией-подрядодателем производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства при выполнении работ подрядчиком на объектах организации-подрядодателя.
Такую систему производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства работ следует сделать неотъемлемым элементом системы управления охраной труда организации-подрядодателя. В рамках осуществления этапов производственного контроля в программы контроля включаются отдельные элементы обеспечения безопасности со стороны подрядчика. В отдельных случаях проводятся комплексные целевые проверки подрядчиков.
Практика свидетельствует, что наличие эффективно функционирующих систем управления охраной труда как у организации-подрядодателя, так и у подрядчика значительно упрощает процедурное и документальное оформление взаимоотношений и выполнения требований охраны труда.
5.4 Оценка
5.4.1 Мониторинг исполнения и оценка результативности
5.4.1.1 Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены.5.4.1.2 Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.5.4.1.3 Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;б) поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.5.4.1.4 Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; ив) фиксироваться документально.5.4.1.5 Наблюдение должно обеспечивать:а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;б) информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;в) основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда,5.4.1.6 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.5.4.1.7 Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;б) других потерь, таких как имущественный ущерб;в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.11]
Организации следует контролировать эффективность своей деятельности по охране труда в рамках функционирования системы управления охраной труда. Для этого организации необходимо создать систему контроля в качестве составной части системы управления охраной труда.
Система контроля эффективности управления охраной труда в организации должна предусматривать дособытийный (предупреждающий/профилактический/проактивный) и послесобытийный (реагирующий/реактивный) мониторинг (наблюдение) с соблюдением следующих правил:
- предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения) следует применять для проверки соответствия деятельности организации в области охраны труда (например, мониторинг частоты проведения проверок состояния охраны труда и их эффективности);
- реагирующий мониторинг (расследования) применяется для расследования, анализа и документирования отказов системы управления охраной труда, включая инциденты, любые несчастные случаи, случаи ухудшения здоровья и заболевания, причинения ущерба имуществу организации.
При этом превалировать должен предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения), позволяющий предвидеть возможную неблагоприятную ситуацию и вовремя предотвратить ее.
Использование реагирующего мониторинга состоит главным образом в проверке того, созданы ли условия для неповторения случившегося неблагоприятного случая после расследования его причин и принятия соответствующих мер.
Для оценки результативности (качественной или количественной) системы управления охраной труда применяют:
- анализ результатов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;
- плановую оценку условий труда;
- проверки состояния охраны труда, например, в виде инспекций и/или обходов;
- предварительную оценку безопасности новых установок, оборудования, материалов, химических веществ, технологий, процессов, процедур или методов работы;
- проверки оборудования и установок специального назначения для контроля надежности смонтированных частей, связанных с безопасностью, и их состояния;
- выборочные проверки по охране труда;
- выборочные проверки опасных и вредных факторов производственной среды - измерение результатов действия производственных факторов и сравнение их с установленными гигиеническими нормами;