В особо трудных условиях горной и пересеченной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при обосновании с учетом 4.8 допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в таблице 5.3, но не более чем на 20‰.
При сооружении в горной и пересеченной местности проезжей части дорог категории I раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20‰.
5.5 При назначении параметров элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, допускаемым 5.4, проводят оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.
5.6 Исключен
5.7 Во всех случаях, когда смежные элементы плана трассы в месте их сопряжения отличаются по кривизне более чем 1/2000, предусматривают их плавное сопряжение кривыми с переменной кривизной - переходными кривыми.
Таблица 5.4. Исключена
Длины переходных кривых (особенно на дорогах категорий I-II) должны определяться не условиями кинематики (скорость нарастания ускорения), а по зрительному восприятию. При этом их длины должны составлять 150-200 м.
Наименьшие длины переходных кривых с линейным законом изменения кривизны (клотоид), сопрягающих прямые и кривые, в зависимости от радиуса этих кривых следует принимать по таблице 5.5.
Таблица 5.5
Радиус круговой кривой, м | 30 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600-1000 | 1000-2000 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 100 |
5.8 Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать согласно таблице 5.6.
Таблица 5.6
Радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в таблице 5.3, ‰, не менее | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
5.9 Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости определяют расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки принимают одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
5.10 Длину участка с затяжным уклоном в горных условиях определяют в зависимости от величины уклона, но она не должна превышать значений, приведенных в таблице 5.7.
Таблица 5.7
Продольный уклон, ‰ | Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м | |||
1000 | 2000 | 3000 | 4000 | |
60 | 2500 | 2200 | 1800 | 1500 |
70 | 2200 | 1900 | 1600 | 1300 |
80 | 2000 | 1600 | 1500 | 1100 |
90 | 1500 | 1200 | 1000 | - |
5.11 На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 5.7.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и, по возможности, у источников воды.
Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
5.12 Параметры элементов серпантина принимают по таблице 5.8.
Таблица 5.8
Параметры элементов серпантина | Параметры серпантина при расчетной скорости движения, км/ч | ||
30 | 20 | 15 | |
Наименьший радиус кривых в плане, м | 30 | 20 | 15 |
Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰ | 60 | 60 | 60 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 25 | 20 |
Уширение проезжей части, м | 2,2 | 3,0 | 3,5 |
Наибольший продольный уклон в пределах серпантина, ‰ | 30 | 35 | 40 |
Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах категорий IV и V при запрещении движения автопоездов габаритом по длине свыше 11 м.
5.13 Расстояние между концом сопрягаемой кривой одного серпантина и началом сопрягающей кривой другого следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог категорий II и III, 300 м - для дорог категории IV и 200 м - для дорог категории V.
5.14 Проезжую часть на серпантине допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения предусматривают за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.
Условия видимости
5.15 Расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия. Наименьшие расстояния видимости следует принимать по таблице 5.9.
Таблица 5.9
Расчетная скорость, км/ч | Наименьшее расстояние видимости, м | ||
для остановки | встречного автомобиля | при обгоне | |
150 | 300 | - | - |
120 | 250 | 450 | 800 |
100 | 200 | 350 | 700 |
80 | 150 | 250 | 600 |
60 | 85 | 170 | 500 |
50 | 75 | 130 | 400 |
40 | 55 | 110 | - |
30 | 45 | 90 | - |
20 | 25 | 50 | - |
Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,0 м от поверхности проезжей части. Расстояние видимости наряду с расчетной скоростью является основным параметром для определения геометрических элементов в плане и продольном профиле с учетом поперечного профиля.
При сооружении в горной местности участков подходов дорог к тоннелям элементы плана и профиля назначают, исходя из условий обеспечения необходимой видимости при заданной расчетной скорости.
5.16 Исключен
5.17 Исключен
Таблица 5.10. Исключена
5.18 В пересеченной местности для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3-4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка следует принимать в зависимости от расчетной скорости движения, геометрических параметров участка автомобильной дороги и состава движения.
Таблица 5.11. Исключена
5.19 Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог категорий I-III и 15 м для дорог категорий IV и V.
Поперечный профиль
5.20 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблице 5.12.
Таблица 5.12
Ширина земля- ного полотна, м | Кате- гория дороги | Число полос движения | Ширина, м | ||||||
полосы движе- ния | укреп- ленной полосы обочины | цент- раль- ной раз- дели- тельной полосы | остано- вочной полосы | обо- чины, см. 5.21 | укреп- ленной полосы на разде- литель- ной полосе | ||||
28,5 и более | IА | 4 и более в каждом направлении | 3,75 | - | См. 5.28 | 6* | Не менее 2,50, см. 5.22 | 3,75 | 1 |
27,5 и более | IБ | 3,75 | - | 5* | 2,50, см. 5.22 | 3,75 | 1 | ||
22,5 и более | IВ | 4 | 3,75/3,50 | 0,75/0,50 | - | 2,50, см. 5.22 | 3,75 | 1 | |
15 и более | II | 2 | 3,75/3,50 | 0,75/0,50 | - | 2,50, см. 5.22 | 3,75/2,5 | - | |
12 | III | 2 | 3,5 | 0,50 | - | - | 2,5 | - | |
10 | IV | 2 | 3,0 | 0,50 | - | - | 2,0 | - | |
* Наименьшая ширина центральной разделительной полосы согласно 5.29. Примечания 1 Ширину центральной разделительной полосы с ограждением по оси на дорогах категории IВ допускается принимать равной ширине полосы для установки ограждения плюс полоса безопасности. Ширину полосы безопасности следует определять в зависимости от типа ограждения (жесткое, нежесткое). 2 Ширину полосы движения на дорогах категорий I-II следует назначать на основе технико-экономических расчетов в зависимости от состава движения. 3 В обоснованных случаях на дорогах категории II допускается устройство четырехполосной проезжей части с шириной полосы движения 3,5 м при расчетной скорости движения не более 100 км/ч. |
5.21 Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог категорий IA, IБ, IB и II и до 1 м - для дорог остальных категорий.
5.22 Остановочные полосы являются обязательными элементами автомагистралей и скоростных дорог на всем их протяжении и устраиваются с обоих сторон шириной 2,5 м.
5.23 Число полос движения на дорогах категории I устанавливают в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по таблице 5.13.
Таблица 5.13
Рельеф местности | Интенсивность движения, ед./сут | Число полос движения | |||
Равнинный и пересеченный | Свыше | 7000 | до | 20000 | 4 |
" | 20000 | " | 40000 | 6 | |
" | 40000 | 8 | |||
Горный | Свыше | 7000 | до | 17000 | 4 |
" | 17000 | " | 35000 | 6 | |
" | 35000 | 8 |
При последующей реконструкции дороги ширину полосы отвода и параметры искусственных сооружений и земляного полотна рассчитывают на перспективное число полос движения.
При определении сроков последующей реконструкции с увеличением числа полос движения, следует исходить из достигаемого на определенный период уровня удобств движения.
Необходимое число полос движения определяется технико-экономическим расчетом из условия минимума интегральных дисконтированных затрат. При этом учитывают рациональную загрузку дороги, характеризуемую коэффициентом загрузки.