В таблице 5.14 приведены предельные значения коэффициентов загрузки, соответствующие предельным условиям функционирования дорог различного назначения, требующих реконструкции.
Таблица 5.14
Автомобильные дороги | Категория | Коэффициент загрузки дороги |
Подъездные к аэропортам классов I и II, морским и речным портам группы I и II | IA | 0,60 |
Автомагистрали, скоростные магистральные дороги | IA, IБ | 0,65 |
Обычные дороги | IB, II и III | 0,70 |
Проектирование автомобильных дорог с многополосной проезжей частью следует обосновывать технико-экономическим расчетом путем сопоставления с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
5.24 Дополнительной полосой для тихоходных транспортных средств является правая полоса движения, которая в конце вливается в основную полосу, находящуюся слева от нее. Дополнительные полосы проезжей части для грузового транспорта в сторону подъема следует предусматривать на участках дорог категории II (независимо от количества полос движения), а также на участках дорог категории III при интенсивности движения свыше 2000 ед./сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации), при продольном уклоне более 30‰ и длине участка свыше 1 км, при уклоне более 40‰ и длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения принимают равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом принимают по таблице 5.15.
Таблица 5.15
Интенсивность движения в сторону подъема, ед./сут | 2000 | 2500 | 3250 | 4000 и более |
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м | 50 | 100 | 150 | 200 |
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.
5.25 Исключен
5.26 На участках дорог категории V с уклонами более 60‰ в местах с неблагоприятными гидрологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин предусматривают устройство разъездов. Расстояния между разъездами принимают равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах принимают по нормам дорог категории IV, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной осуществляют на протяжении 10 м.
5.27 Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам длиной не менее 10 м должна превышать расстояние между перилами искусственных сооружений на 0,5 м в каждую сторону. Переход от уширенного земляного полотна к нормативному выполняют на длине 15-25 м.
5.28 Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, увеличивают на 7,5 м по сравнению с показателями таблицы 5.12 и принимают равной: не менее 13,5 м - для дорог категории IA, не менее 12,5 м - для дорог категории IБ.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придают уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине предусматривают устройство специальных коллекторов для отвода воды.
5.29 Ширину разделительной полосы на участках дорог категории I, проложенных в горной местности, на искусственных сооружениях (мостов, путепроводах), при устройстве дорог в застроенных районах и т.п., при технико-экономическом обосновании допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100:1.
Разделительные полосы предусматривают с разрывами через 5-7 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. Величину разрыва устанавливают расчетом с учетом состава транспортного потока и радиуса поворота автомобиля или, если не производится расчет, величиной 30 м. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
5.30 Проезжую часть предусматривают с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог категории I и радиусом 2000 м и более - для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом предусматривают устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей), исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
5.31 Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) принимают в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таблице 5.16.
Таблица 5.16
Категория дороги | Поперечный уклон, ‰ | |||
Дорожно-климатические зоны | ||||
I | II, III | IV | V | |
I | ||||
а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части | 15 | 25 | 25 | 20 |
б) при односкатном профиле: | ||||
первая и вторая полосы от разделительной полосы | 15 | 20 | 20 | 15 |
третья и последующие полосы | 20 | 25 | 25 | 20 |
II-IV | 15 | 20 | 20 | 15 |
На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25-30‰ , а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - 25-35‰.
5.32 Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10-30‰ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов:
30-40‰ - при укреплении с применением вяжущих;
40-60‰ - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
50-60‰ - при укреплении дернованием или засевом трав.
Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50-80‰.
Примечание - При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40‰.
5.33 Односкатный поперечный профиль закругления (вираж) следует предусматривать при радиусах кривизны меньше, чем 3000 м для дорог категории I и 2000 м - для дорог категорий II-V. Уклоны виража на всем участке круговой кривой назначают в зависимости от радиусов кривизны по таблице 5.17.
Таблица 5.17
Радиусы кривых в плане, м | Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰ | |||||
основной, наиболее распространенный | в районах с частым гололедом | |||||
на дорогах категорий I-V | на подъездных дорогах к промышленным предприятиям | |||||
От 3000 до 1000 для дорог категории I | 25-40 | - | 20-30 | |||
От 2000 до 1000 для дорог категорий II-V | 25-40 | - | 20-30 | |||
От | 1000 | до | 800 | 30-50 | - | 30-40 |
" | 800 | " | 700 | 30-50 | 20 | 30-40 |
" | 700 | " | 650 | 40-50 | 20 | 40 |
" | 650 | " | 600 | 60 | 20 | 40 |
" | 600 | " | 500 | 60 | 20-30 | 40 |
" | 500 | " | 450 | 60 | 30-40 | 40 |
" | 450 | " | 400 | 60 | 40-60 | 40 |
" | 400 | и менее | 60 | 60 | 40 | |
Примечание - Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие значения - меньшим радиусам. К районам с частой гололедицей относятся районы, в которых обледенение покрытия проезжей части автомобильных дорог при понижении температуры (ниже 0°C) после оттепели и осаждения атмосферной влаги на охлажденную поверхность составляет более 10 дней в году. |
Если расстояние между двумя смежными закруглениями, обращенными радиусами в одну сторону, меньше суммы длин отгонов виражей для этих закруглений, то между ними предусматривают также непрерывно односкатный профиль с уклоном этих виражей. При этом минимальный уклон односкатного профиля должен быть не менее 20‰, а дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону не должен превышать соответствующие значения, принимаемые для участков отгона виража согласно 5.34.
В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 80‰.
5.34 Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на переходной кривой на предшествующем виражу прямолинейном и криволинейном участках трассы, радиусы кривизны которых больше значений, приведенных в 5.30. Длину участка отгона виража определяют из условия обеспечения минимального и максимального дополнительного уклона наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону.
Виражи на многополосных дорогах категории I, рекомендуется предусматривать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и необходимыми мероприятиями по отводу воды с проезжих частей и разделительной полосы.
На вираже поперечный уклон обочин и уклон проезжей части дороги принимают один и тот же. Допускается на верховой стороне в поперечном профиле обратный уклон обочины на виражах во избежание загрязнения покрытия проезжей части, для обеспечения водоотвода и безопасности дорожного движения (установка барьерного ограждения).
Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части рекомендуется производить на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Максимальный дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража принимают по таблице 5.18. Минимальный дополнительный продольный уклон в любой точке поверхности проезжей части на участке отгона виража не должен быть менее 3‰.
Таблица 5.18
Категория дороги | Тип местности | Максимальный дополнительный продольный уклон, ‰ |
I и II | Любой | 5 |
III-V | В равнинной местности | 10 |
III-V | В горной местности | 20 |
5.35 При радиусах кривых в плане 1000 м и менее предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог категорий I и II и не менее 1 м - для дорог остальных категорий.
Величины полного уширения двухполосной проезжей части дорог на криволинейных участках плана переменной кривизны должны быть пропорциональны кривизне трассы в каждой ее точке в соответствии с таблицей 5.19.
Таблица 5.19
Радиусы кривых в плане, м | Значение уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м | |||
автомобилей - 7 и менее, автопоездов - 11 и менее | 13 | 15 | 18 | |
1000 | - | - | - | 0,4 |
850 | - | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
650 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,7 |
575 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,8 |
425 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,9 |
325 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,1 |
225 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,5 |
140 | 0,9 | 1,4 | 1,5 | 2,2 |
95 | 1,1 | 1,8 | 2,0 | 3,0 |
80 | 1,2 | 2,0 | 2,3 | 3,5 |
70 | 1,3 | 2,2 | 2,5 | - |
60 | 1,4 | 2,8 | 3,0 | - |
50 | 1,5 | 3,0 | 3,5 | - |
40 | 1,8 | 3,5 | - | - |
30 | 2,2 | - | - | - |
При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий предусматривают соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части выполняют пропорционально расстоянию от начала криволинейного участка трассы, после которого радиусы кривизны меньше 2000 м.
Полное уширение проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более увеличивают соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшают в два раза по сравнению с указанными в таблице 5.19.
В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2-3 м необходимо обосновывать сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройств таких уширений.