СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением N 1) стр. 9

Для вновь возводимых и реконструируемых автомобильных дорог категорий IА и IБ пешеходные переходы проектируют в разных уровнях с проезжей частью.
6.7 Исключен
412 × 260 пикс.     Открыть в новом окне
I - нерегулируемые переходы; II - переходы со светофорным регулированием; III - пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные)
Рисунок 6.1* - Области применения пешеходных переходов различных типов
6.8 На территории малого населенного пункта протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух наземных пешеходных переходов с интервалом 150-200 м; в крупных населенных пунктах протяженностью более 0,5 км интервал между пешеходными переходами должен быть не более 200 м. Места устройства наземных пешеходных переходов должны быть видимы с основной дороги на расстоянии не менее 150 м и должны располагаться с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.
6.9 При устройстве пешеходных переходов в разных уровнях устанавливают ограничивающие пешеходные ограждения для исключения возможности выхода пешеходов на проезжую часть дороги, на искусственных сооружениях - удерживающие.
Подземные и надземные пешеходные переходы обозначаются соответствующими знаками, устанавливаемыми у лестничных сходов пешеходных тоннелей, мостов и путепроводов.
Пересечения и примыкания в одном уровне
6.10 Выбор типов пересечений и примыканий в одном и разных уровнях производится на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом категорий пересекающихся дорог, пропускной способности, безопасности и удобства движения по ним, стоимости строительства, затрат времени пассажиров, транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов, стоимости отводимых под строительство земель.
6.11 Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде:
простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 приведенных ед/сут;
канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед/сут;
кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед/сут и относительном равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, при условии, что они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот, составляет не менее 40% суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.
6.12 Круговая проезжая часть должна быть шириной не менее 11,25 м. Диаметр центрального островка принимают согласно расчету, но не менее 60 м. При этом длина зоны перераспределения потоков на кольцевых проездах развязки между двумя соседними примыканиями дорог должна быть не менее указанной в таблице 6.2.
Таблица 6.2 - Длина зоны перераспределения автомобильных потоков на кольцевых проездах развязки
Длина зоны перераспре-
деления, м
Пропускная способность зоны перераспределения потоков, приведенных ед/ч при скорости, км/ч
40
50
60
30
700
550
400
60
1000
800
650
90
1200
950
800
120
1400
1150
950
150
1600
1350
1100
Примечание - Скорость автомобильного потока 40 км/ч обеспечивает максимальную пропускную способность развязки; скорость 60 км/ч - оптимальная расчетная скорость для движения грузовых автомобилей на развязках.
6.13 Выделение полос движения на основных дорогах направляющими островками без возвышения над проезжей частью предусматривают в виде разметки соответствующих зон.
6.14 В случае пересечений и примыканий дорог в одном уровне независимо от схемы пересечений при назначении угла пересечения следует учитывать обзор с места водителя. Оптимальный угол пересечения необходимо принимать в интервале 60°-100°, считая от направления главной дороги к второстепенной против хода часовой стрелки. В случаях, когда транспортные потоки не пересекаются, а разветвляются или сливаются, допускается устраивать пересечения дорог под любым углом с учетом обеспечения требуемого расстояния видимости.
6.15 Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:
категорий I, II - не менее 25 м;
категории III - 20 м;
категорий IV, V - 15 м.
При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25% в составе потока) радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м.
Сопряжение дорог в одном уровне выполняют с применением переходных кривых.
6.16 На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в таблице 5.9, в зависимости от категорий пересекающихся дорог. Схемы обеспечения видимости представлены на рисунке 6.2.
Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только при техническом обосновании.
6.17 Исключен
278 × 370 пикс.     Открыть в новом окне
а - на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне; б - на примыканиях автомобильных дорог в одном уровне; Lа и Lд - расстояние видимости поверхности дороги; Lб - расстояние боковой видимости; граница зоны видимости показана пунктиром
Рисунок 6.2 - Схемы обеспечения видимости
6.18 Расстояния видимости поверхности дороги Lа и Lд  должны соответствовать расчетным скоростям движения на пересекаемых дорогах (А-А и Д-Д) и продольным уклонам на подходах (таблица 6.3).
Таблица 6.3
Продольный уклон, ‰
Расчетная скорость, км/ч
150
120
100
80
60
50
40
Минимальные расстояния видимости поверхности дороги, м
Плюс 40
230
160
130
90
65
50
40
Плюс 20
240
165
135
95
70
55
45
0
250
175
140
100
75
60
50
Минус 20
260
180
145
105
80
65
55
Минус 40
270
190
150
110
85
70
60
При этом расположение глаз водителя принимают на расстоянии 1,75 м от кромки проезжей части и на высоте 1,20 м над проезжей частью. Кроме того, главная дорога при приближении к пересечению должна просматриваться на расстоянии, большем приведенного в таблице 6.3, для своевременного фиксирования пересечения водителями автомобилей, движущихся по главной дороге, и для возможности оценки обстановки на ней (обзорности) водителями автомобилей, остановившихся на второстепенной дороге (рисунок 6.3). Это необходимо при расположении пересечений в зоне вертикальных выпуклых и горизонтальных кривых для назначения их радиусов. Автомобиль, подъезжающий по второстепенной дороге, останавливается в 10 м от кромки проезжей части главной дороги. Схема видимости по главной дороге и обзорности с второстепенной дорогой представлена на рисунке 6.3.
455 × 133 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.3 - Схема видимости по главной дороге и обзорности с второстепенной дорогой
6.19 Расстояние обзорности Lобз соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 600 м. На дорогах категорий III-V, если не предполагается в перспективе перевод дороги в более высокую категорию, можно уменьшить Lобз на дорогах категории III - до 400 м, на дорогах категории IV - до 300 м и на дорогах категории V - до 200 м.
В пределах зоны видимости посадка насаждений и застройка не допускаются, а имеющиеся должны быть устранены, если они не представляют собой особой ценности.
Пересечения и примыкания в разных уровнях*
6.20 Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) следует проектировать на дорогах:
- категорий IА и IБ - с автомобильными дорогами всех категорий;
- категории IВ - с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сут;
- категории IВ с числом полос движения шесть и более - с автомобильными дорогами всех категорий;
- категорий II и III - между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12000 ед./сут.
Транспортные развязки проектируют, чтобы на дорогах категорий I и II не было левых поворотов, при которых пересекались бы в одном уровне потоки основных направлений движения.
6.21 Выбор вида транспортных развязок должен обосновываться расчетами их пропускной способности.
6.22 Элементы соединительных ответвлений транспортных развязок в целях уменьшения общей площади их размещения предусматривают исходя из переменной скорости движения.
Правоповоротные съезды на пересечениях в разных уровнях предусматривают из условия обеспечения расчетных скоростей на них не менее 60 км/ч для съездов с дорог категорий I и II и не менее 50 км/ч - с дорог категории III, причем при острых углах примыкания дорог их следует выполнять единой кривой без прямых вставок. Сопряжения с применением обратных кривых допускаются только при техническом обосновании.
Радиусы кривых левоповоротных съездов пересечений и примыканий с элементами транспортных развязок типа "клеверный лист" следует принимать равными не менее 60 м для дорог категорий I и II и не менее 50 м для дорог категории III. Левоповоротные съезды должны сопрягаться с участками прямых направлений через переходные кривые.