СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением N 1) стр. 8

Трассирование с учетом ландшафта
5.36 Трассу вновь строящихся дорог, а при технико-экономическом обосновании и реконструируемых дорог, следует предусматривать в виде плавной линии в пространстве. При этом необходима взаимная увязка элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги с учетом требований настоящего подраздела.
Плавность дороги проверяют расчетом через видимую кривизну ведущей линии и видимую ширину проезжей части в экстремальной точке в картинной плоскости. Для оценки зрительной ясности дороги рекомендуется построение перспективных изображений дороги.
Для дорог категорий I и II не допускается сочетание продольных уклонов, кривых в плане и продольном профиле с такими величинами, при которых создается впечатление провалов.
5.37 Кривые в плане и продольном профиле рекомендуется совмещать. При этом кривые в плане должны быть на 100-150 м длиннее кривых в продольном профиле, а смещение вершин кривых должно быть не более 1/4 длины меньшей из них.
Следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле. Расстояние между ними должно быть не менее 150 м. Если кривая в плане расположена в конце спуска длиной свыше 500 м и с уклоном более 30‰, то радиус ее должен быть увеличен не менее чем в 1,5 раза по сравнению с величинами, приведенными в таблице 5.3, с совмещением кривой в плане и вогнутой кривой в продольном профиле в конце спуска.
5.38 Длину прямых в плане следует ограничивать согласно таблице 5.20.
Таблица 5.20
Категория дороги
Предельная длина прямой в плане, м, на местности
равнинной
пересеченной
I
3500-5000
2000-3000
II, III
2000-3500
1500-2000
IV, V
1500-2000
1500
5.39 Минимальные радиусы смежных кривых в плане и максимальные скорости нарастания центробежного ускорения смежных переходных кривых рекомендуется назначать одинаковыми или различающимися не более чем в 1,3 раза.
5.40 При малых углах поворота дороги в плане следует применять радиусы круговых кривых не менее указанных в таблице 5.21.
Таблица 5.21
Угол поворота, град
1
2
3
4
5
6
7-8
Наименьший радиус круговой кривой, м
30000
20000
10000
6000
5000
3000
2500
5.41 Между двумя кривыми в плане, направленными в одну сторону, не рекомендуется проектировать прямую вставку менее 100 м. В этом случае целесообразно заменить эти кривые одной кривой большего радиуса. При длине 100-300 м прямую вставку следует заменять переходной кривой большего радиуса. Прямая вставка как самостоятельный элемент трассы допускается для дорог категорий I и II при ее длине более 700 м, для дорог категорий III и IV - более 300 м.
5.42 Недопустимы на участках прямых в плане длинные прямые вставки в продольном профиле. Их предельные длины приведены в таблице 5.22.
Таблица 5.22
Радиус вогнутой кривой в продольном профиле, м
Алгебраическая разность продольных уклонов, ‰
20
30
40
50
60
80
100
Наибольшая длина прямой вставки в продольном профиле, м
Для дорог категорий I и ll
4000
150
100
50
0
0
0
-
8000
360
250
200
170
140
110
-
12000
680
500
400
350
250
200
-
20000
-
-
850
700
600
550
-
25000
-
-
-
-
900
800
-
Для дорог категорий III и IV
2000
120
100
50
0
0
0
0
6000
550
440
320
220
140
60
0
10000
-
-
680
600
420
300
200
15000
-
-
-
-
-
800
600
5.42а При сопряжении выпуклой и вогнутой кривых в продольном профиле радиус выпуклой кривой не должен более чем в два раза превышать радиус вогнутой кривой.
Велосипедные, пешеходные дорожки и тротуары*
5.43 Велосипедные дорожки устраивают за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 5.23.
Таблица 5.23
Интенсивность движения автомобилей
(суммарная в двух направлениях), авт/ч
До 400
600
800
1000
1200
Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел/ч
70
50
30
20
15
В сельских поселениях велосипедные дорожки могут быть совмещены с пешеходными.
5.44 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.
5.45 Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром.
5.46 Основные параметры велосипедных дорожек приведены в таблице 5.24.
Таблица 5.24
Нормируемый параметр
Рекомендуемые значения
при новом строительстве
минимальные при благоустройстве и в стесненных условиях
Расчетная скорость движения, км/ч
25
15
Ширина проезжей части, м, для движения:
однополосного одностороннего
1,0
0,75
двухполосного одностороннего
1,75
1,50
двухполосного со встречным движением
2,50
2,00
Велопешеходная дорожка с разделением пешеходного и велосипедного движения
4,00*
3,25**
Велопешеходная дорожка без разделения пешеходного и велосипедного движения
2,50***
2,00****
Велосипедная полоса
1,20
0,90
Ширина обочин велосипедной дорожки, м
0,5
0,5
Наименьший радиус кривых в плане, м:
при отсутствии виража
50
15
при устройстве виража
20
10
Наименьший радиус вертикальных кривых, м:
выпуклых
500
400
вогнутых
150
100
Наибольший продольный уклон, ‰
60
70
Поперечный уклон проезжей части, ‰
20
20
Уклон виража, ‰, при радиусе:
10-20 м
Более 40
30
20-50 м
30
20
50-100 м
20
15-20
Габарит по высоте, м
2,50
2,25
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м
0,50
0,50
* Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м.
** Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м.
*** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 15 пеш/ч.
**** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 50 пеш/ч.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные - при возможности по обеим сторонам дороги.
5.47 Велосипедные дорожки должны иметь твердое покрытие из асфальтобетона, бетона или каменных материалов, обработанных вяжущим.
Тротуары предусматривают в соответствии с требованиями СП 42.13330.

6 Пересечения и примыкания

Пересечения и примыкания автомобильных дорог
6.1 Пересечения и примыкания автомобильных дорог проектируют, исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. При проектировании учитывают возможность стадийного развития узла.
6.2 Пересечения и примыкания дорог в плане проектируют на прямых участках или на кривых радиусами не менее 2000 м - на дорогах категорий IA, IБ, IB и II и с радиусами не менее 800 м - на дорогах категорий III и IV.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям и примыканиям в одном уровне на протяжении расстояний видимости для остановки автомобиля (согласно таблице 5.9) не должны превышать 40‰, чтобы обеспечить безопасные маневры для торможения, разгона, перестроения и поворота.
6.3 При проектировании пересечений (примыканий) различают главные и по отношению к ним второстепенные дороги различных категорий в сложившейся дорожной сети на автомобильных дорогах категорий I-III, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории IA вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II - 5 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).
6.4 Все (кроме сезонных) съезды и въезды на подходах к дорогам категорий IБ, IB, II и III должны иметь покрытия:
при песчаных, супесчаных и легких суглинистых грунтах - на протяжении 100 м;
при черноземах, глинистых, тяжелых и пылеватых суглинистых грунтах - 200 м.
Протяженность покрытий въездов на дороги категории IV предусматривают в два раза меньше, чем покрытий въездов на дороги категорий I-III.
Обочины на съездах и въездах при длине, установленной в настоящем пункте, следует укреплять на ширину не менее 0,5-0,75 м.
6.5 Полевые дороги и скотопрогоны при пересечении с дорогами категорий I-III следует отводить под ближайшие искусственные сооружения с их соответствующим обустройством.
В случае отсутствия таких сооружений на участках дорог протяженностью свыше 2 км при необходимости предусматривают их устройство.
Габариты искусственных сооружений для полевых дорог и скотопрогонов при отсутствии специальных требований заинтересованных организаций принимают по таблице 6.1.
Таблица 6.1
Назначение сооружения
Ширина, м
Высота, м
Для полевых дорог
6
4,5
Для прогона скота
4
2,5
6.6 При проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов и технической документации в области стандартизации.
Пешеходные переходы устраивают в местах концентрации пешеходного движения. Тип пересечения в одном или разных уровнях, их обустройство и количество устанавливают в зависимости от интенсивности пешеходного движения по согласованию с администрациями районов, муниципалитетов и местными органами ГИБДД.