СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением N 1) стр. 5

Предусматривают проектные решения и мероприятия по снижению влияния вредных факторов воздействия движения автотранспортных средств (загрязнение атмосферного воздуха, шум, вибрация) на население и окружающую среду.
4.13 Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению земель.
Земельные участки, предоставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов. Организация строительных работ и санитарно-бытовое обеспечение персонала в целях обеспечения оптимальных условий труда, снижения риска нарушения здоровья работающих, а также населения, проживающего в зоне проведения работ, регламентируются СанПиН 2.2.3.1384.

5 Основные технические нормы

Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории
Параметры элементов автодороги
Категории
II
III
IV
Общее число полос движения, шт.
4 и более в каждом направлении
4 и более в каждом направлении
4
2
2
2
Ширина полосы движения, м
3,75
3,75
3,5-3,75
3,5-3,75
3,5
3,0
Ширина обочины, м, не менее
3,75
3,75
3,75
3,75-2,5
2,5
2,0
Ширина разделительной полосы, м
6
5
-
-
-
-
Пересечение с автодорогами
В разных уровнях
В разных уровнях
Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км
В одном уровне
В одном уровне
В одном уровне
Пересечение с железными дорогами
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях при пересечении трех или больше железнодорожных путей
В разных уровнях при пересечении трех или больше железнодорожных путей
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне
Допускается не чаще чем 10 км
Допускается не чаще чем через 5 км
Допускается не чаще чем через 5 км
Допускается
Допускается
Допускается
Расчетные скорости
5.1 Расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения принимают по таблице 5.1а.
Таблица 5.1а
Категория дороги
Расчетные скорости, км/ч
Основные
Допускаемые на трудных участках местности
пересеченной
горной
IA
150
120
80
120
100
60
IB
100
100
60
II
120
100
60
III
100
80
50
IV
80
60
40
V
60
40
30
Расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам категорий IБ, IB и II допускается при технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог категории III, a по нормам категорий III, IV - на категорию ниже соответственно.
Для подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам категорий IБ и II при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие категории III.
Примечание - При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенного пункта, при технико-экономическом обосновании (согласно 4.8), допускается принимать расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной местности.
Расчетные нагрузки*
5.2 Расчетная нагрузка должна быть указана в задании на проектирование. Если в задании на проектирование расчетная нагрузка не оговорена, то расчетную нагрузку следует принять исходя из состава транспортного потока на период окончания межремонтного срока службы дорожной одежды.
Расчет на прочность дорожной одежды основных полос движения ведется на многократное воздействие кратковременной нагрузки расчетного автомобиля, укрепленных обочин и различного рода площадок для стоянки автомобилей - на однократное длительное воздействие расчетного автомобиля.
В зависимости от состава движения в перспективный период, равный межремонтному сроку службы дорожной одежды, в качестве расчетной нагрузки может быть принята нормативная статическая нагрузка на одиночную ось расчетного автомобиля, равная:
- для капитальных дорожных одежд - 115 кН;
- для облегченных и переходных дорожных одежд - 100 кН.
Проектирование дорожных одежд следует выполнять по соответствующим нормативным документам, технической документации и рекомендациям по проектированию дорожных одежд и назначению межремонтных сроков их службы. Дорожную одежду всех полос проезжей части автомобильных дорог и городских улиц следует проектировать на ту же расчетную нагрузку, что и одежду крайней справа полосы.
План и продольный профиль
5.3 В качестве элементов трассы, определяющих план и продольный профиль, следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров рекомендуется принимать:
продольные уклоны - не более 30‰;
радиусы кривизны:
для кривых в плане - не менее 3000 м,
для кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м,
вогнутых - не менее 8000 м;
длины криволинейных участков продольного профиля:
непрерывно выпуклых - не менее 300 м,
непрерывно вогнутых - не менее 100 м.
Трассу прокладывают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и переломов проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости и проектных решений в поперечном профиле. Рекомендуемые радиусы выпуклых кривых - не менее 20000 м, вогнутых кривых - не менее 6000 м.
При этом следует обеспечить для кривых в плане:
скорость нарастания центробежного ускорения - не более 1,0 м/с3;
коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 5.2;
для кривых в профиле:
расстояние видимости для остановки автомобилей - не менее 450 м;
расстояние видимости встречного автомобиля - не менее 750 м;
центробежное ускорение - 0,4-0,5 м/с2.
Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны следует проверять расчетом максимальную скорость нарастания центробежного ускорения. При проектировании плана и профиля следует учитывать возможность реконструкции трассы и не принимать минимально допустимые параметры трассы.
Таблица 5.2
Расчетная скорость, км/ч
150
120
100
80
60
50
40
30
Коэффициент поперечной силы
0,08
0,09
0,12
0,14
0,17
0,19
0,23
0,28
5.4 Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования 5.3 или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний 4.8. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по таблице 5.3 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в таблице 5.1а.
Таблица 5.3
Расчетная скорость, км/ч
Наибольшие продольные уклоны, ‰
Наименьшие радиусы кривых, м
в плане
в продольном профиле
выпуклых
вогнутых
Основные
В горной местности
Основные
В горной местности
150
30
1200
1000
30000
8000
4000
120
40
800
600
15000
5000
2500
100
50
600
400
10000
3000
1500
80
60
300
250
5000
2000
1000
60
70
150
125
2500
1500
600
50
80
100
100
1500
1200
400
40
90
60
60
1000
1000
300
30
100
30
30
600
600
200
Длины участков продольного профиля, запроектированных выпуклыми и вогнутыми кривыми, допускается уменьшать по сравнению со значениями, приведенными в 5.3, при условии обеспечения расстояний видимости, соответствующих расчетной скорости.
В случаях необходимости резкого изменения направления дорог категорий II-V в горных условиях допускается устройство серпантина.