СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 22

224 × 24 пикс.     Открыть в новом окне
, (5.14)
где C1, C2, CN - собственные распределенные емкости одной фазы трехжильного кабеля в соответствии с таблицей 15, мкФ/км; 
L1, L2, LN - суммарные длины участков кабельной сети одного сечения, км.
5.9.3.9 В осветительных сетях тоннелей, сооружающихся из сборной железобетонной обделки, при отсутствии повышенной влажности допускается применение светильников на напряжение 220 В, при этом должны быть соблюдены меры по автоматическому контролю изоляции с действием на отключение поврежденной сети. В осветительных сетях подземных выработок на напряжение 220 В должны применяться энергоэкономичные источники света: газоразрядные лампы, светодиоды и т.д., а при повышенной влажности - светильники на напряжение не выше 42 В и переносные светильники - не выше 12 В.
5.9.3.10 Потери напряжения в сетях до 1 кВ в подземных выработках от шин подстанций до наиболее удаленных электроприемников должны составлять в нормальном режиме не более 10%, в аварийном - не более 12%.

5.9.4 Заземление и зануление

5.9.4.1 На строительных площадках защита персонала от поражения электрическим током должна осуществляться выполнением защитного зануления. В подземных выработках должны применяться защитное заземление и непрерывный автоматический контроль изоляции сетей с действием на отключение поврежденной сети. Контроль изоляции сетей с действием на сигнализацию допускается для главных водоотливной и вентиляторной установок, пассажирских и грузопассажирских подъемных установок.
5.9.4.2 Магистральные заземляющие проводники должны размещаться по обеим сторонам подземных выработок в местах установки конструкций для прокладки кабелей. К магистральным заземляющим проводникам должны быть присоединены открытые проводящие части электрооборудования, а также сторонние проводящие части, нормально не находящиеся под напряжением.
5.9.4.3 Магистральные заземляющие проводники, устанавливаемые в подземных выработках, должны быть присоединены к внешнему заземляющему устройству, размещаемому на портале. В качестве внешнего заземляющего устройства может быть использован внешний контур заземления трансформаторной подстанции, размещаемой на портале.

5.9.5 Вентиляция

5.9.5.1 Вентиляцию с механическим побуждением подземных выработок следует применять на всех стадиях тоннельных и строительно-монтажных работ в соответствии с [20]. При перерыве в работах по сооружению подземных выработок вентиляция должна обеспечивать режим их консервации.
Системы вентиляции для тупиковых выработок выполняют в соответствии с [20, подраздел 12.4].
Тупиковые выработки, в которых используются машины с дизельным двигателем, следует проветривать по нагнетательной схеме с использованием гибких вентиляционных труб.
При проектировании искусственной вентиляции во время строительно-монтажных работ в выработках со сквозной вентиляционной струей следует учитывать влияние на проветривание естественной тяги.
Система вентиляции выработок со сквозной вентиляционной струей должна обеспечивать реверсирование воздушной струи.
Объем воздуха, проходящего по выработкам в реверсивном режиме проветривания, должен составлять не менее 60% объема воздуха, проходящего по ним в нормальном режиме.
При сквозном проветривании выработок могут быть использованы стационарные или передвижные вентиляционные установки эжекционного действия (струйные вентиляторы) без устройства перемычки (шлюза) в подземной выработке, обеспечивающие реверсирование вентиляционного потока.
В период строительства монтажные, демонтажные котлованы проветриваются за счет естественной инверсии. При устройстве постоянной обделки или перекрытий котлованов должно быть организовано искусственное проветривание.
Схемы вентиляции для всех стадий сооружения тоннеля определяются проектом. В случае поступления выработку вредных газов, не обнаруженных в процессе изысканий, изменение схем вентиляции производится проектной организацией на стадии рабочей документации.
5.9.5.2 Количество воздуха, необходимое для проветривания сооружаемых подземных выработок, должно выбираться из условия непревышения содержания вредных и ядовитых газов, а также пыли предельно допустимых концентраций, установленных в [20].
Объем воздуха, подаваемого в забой при строительстве тоннеля, должен быть не менее 6 м3/мин на одного человека, считая наибольшее количество одновременно работающих людей в смену, и 15 м3/мин на одного человека на радиационно опасных объектах.
Все работающие дизельные, бензиновые строительные машины должны быть оборудованы системами нейтрализации выхлопных газов двигателей.
5.9.5.3 Вентиляторные агрегаты, воздуховоды и другие элементы временных вентиляционных систем следует по возможности принимать с учетом их использования в течение всего периода строительства.
5.9.5.4 При строительстве в суровых климатических условиях порталы выработок в зимнее время должны оборудоваться устройствами, препятствующими проникновению холодного воздуха в тоннель и снижению температуры в забое. Тип и конструкции этих устройств устанавливаются проектом.
5.9.5.5 Вентиляция тоннельных выработок в вечномерзлых грунтах должна осуществляться по температурному режиму, установленному ПОС в зависимости от принятого принципа сохранения вечномерзлого состояния грунтов или их оттаивания при проходке тоннелей а также с учетом предотвращения образования наледей.
5.9.5.6 При расчете выброса воздуха из вентиляционных систем в атмосферу на селитебных территориях должны соблюдаться предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, регламентируемые [30].
5.9.5.7 Вентиляционная установка (или ВУ для тупиковых выработок) на поверхности должна располагаться на расстоянии не менее 15 м от воздухоподающего ствола или портала.
Вентиляционная установка должна оборудоваться глушителями шума, если уровень шума от вентиляторов превышает величины, установленные в [15].
5.9.5.8 Скорость движения воздуха в подземных выработках должна быть не выше:
6 м/с - в горизонтальных и наклонных выработках;
8 м/с - в стволах, оборудованных подъемом;
15 м/с - в вентиляционных стволах и каналах, где отсутствует подъем, но не менее 0,1 м/с, а на радиационно опасных объектах - не менее 0,3-0,4 м/с.

5.10 Монтаж оборудования в транспортных тоннелях

5.10.1 Работы по монтажу запроектированного постоянного оборудования, устройств автоматики, телемеханики, связи и громкоговорящего оповещения, контактных сетей, наружных и внутренних коммуникаций, санитарно-технических устройств в тоннелях должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов на указанные работы и требованиями настоящего раздела.
5.10.2 Готовность отдельных сооружений или участков тоннелей к производству монтажных работ устанавливается комиссией в составе представителей заказчика, генподрядной и монтажной организации и фиксируется актом готовности объекта строительства к производству монтажных работ.
5.10.3 Монтаж электротехнических устройств, устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), связи, громкоговорящего оповещения, электрочасов и санитарно-технического оборудования надлежит производить в законченных строительством сооружениях при отсутствии в них капежа и при влажности воздуха не выше 80%.
5.10.4 На период монтажа, наладки и регулировки устройств в релейных шкафах следует включать освещение для обогрева и предупреждения коррозии токоведущих частей.
5.10.5 Монтажные работы считаются законченными после выполнения их в полном соответствии с рабочими чертежами, постановки под напряжение и проведения индивидуальных испытаний всех устройств электроснабжения, СЦБ, связи, громкоговорящего оповещения.
После окончания монтажных работ должны быть выполнены регулировочные и наладочные работы и уточнена исполнительная документация.

5.11 Контроль качества и приемка работ

5.11.1 Организация производственного контроля качества работ по сооружению тоннелей должна осуществляться согласно требованиям СП 48.13330.
5.11.2 Качество выполненных работ надлежит оценивать при приемке скрытых работ, выполненных этапов работ и приемке ответственных конструкций: обделок, внутренних сборных железобетонных конструкций и отдельных конструкций наземных сооружений (вестибюлей, вентиляционных киосков и др.), а также предпортальных подпорных стен.
5.11.3 Результаты производственного контроля за качеством работ должны фиксироваться в общем журнале работ и в журналах производства работ. Показатели оценки качества выполненных работ должны отражаться в соответствующих актах их приемки.
5.11.4 Пространственное расположение подземных и наземных сооружений, а также их геометрические размеры должны систематически контролироваться маркшейдерской службой в процессе строительства в соответствии с ГОСТ 23616.
5.11.5 Правильность сборки колец тоннельных обделок следует систематически проверять путем измерения горизонтального и вертикального диаметров каждого кольца, а также двух диаметров под углом 45° к горизонту.
Допускаемые отклонения фактических размеров сборных обделок тоннелей от их проектного положения не должны превышать нормативных величин (приложение А).
5.11.6 Суммарные величины отклонений внутренних фактических размеров обделок транспортных тоннелей от их проектного положения не должны нарушать габаритов приближения строений (приложение А).
5.11.7 Приемку с составлением акта освидетельствования скрытых работ надлежит производить по выполнении следующих работ:
нагнетания раствора за обделку (первичного и контрольного);
установки арматуры монолитных железобетонных обделок;