1311 × 580 пикс.   Открыть в новом окне |
10.1.8 Поперечный профиль дороги, рекомендуемый к применению на сырых участках местности с необеспеченным отводом поверхностных вод при поперечном уклоне местности более 1:25, изображен на рисунке 10.7.
1262 × 486 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2 Конструкции зимних лесовозных дорог
10.2.1 Общие указания
10.2.1.1 Зимние лесные дороги для вывозки древесины строят как самостоятельные дороги (зимник) или как продолжение лесных дорог круглогодового действия (зимняя лесовозная ветка).
10.2.1.2 Зимние лесовозные дороги устраивают для освоения лесных массивов зимней заготовки, расположенных на землях типа местности III, доступ к которым связан с преодолением значительных заболоченных участков.
10.2.1.3 Зимник проектируют двухполосным: одна полоса для грузового, а другая - для порожнего направлений. Обе дороги, как правило, располагают в одной просеке. Полосу, предназначенную для грузового движения, устраивают снежно-ледяной, а полоса для порожнего направления может быть снегоуплотненной.
10.2.1.4 Зимние дороги устраивают двух видов: снегоуплотненные и снежно-ледяные. Снегоуплотненные дороги строят путем уплотнения снега. Уплотнять снег на полотне дороги целесообразно при толщине снегового покрова до 0,10-0,15 м. Если снегопад или метель продолжаются, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка слоя снега толщиной более 0,25 м не дает требуемого эффекта. Уплотнение снега тонкими слоями рекомендуется осуществлять прицепными пневмокатками массой 10-15 т, пригруженными трайлерами, гладкими катками с набитыми на валец в шахматном порядке продольными рейками, пригруженными многополозными санями с трапецеидальным сечением полоза и другими устройствами. Снег слоями толщиной более 0,25 м уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на бульдозер вместо отвала; к указанному агрегату целесообразно прицеплять легкую гладилку или многополозные сани для частичного обжатия разрыхленного снега. Для предупреждения образования на поверхности полотна ям, выбоин, колей, ухабов, проломов и т.п. толщину тщательно уплотненного снежного покрытия ограничивают 0,20-0,25 м. Для существенного увеличения прочности снежного покрытия желательно по возможности поливать уплотненный снег водой из расчета 2-4 л на 1 покрытия.
10.2.1.5 Снежно-ледяные дороги устраивают путем поливки проезжей части дороги водой. Если основание дороги покрыто слоем снега, его нужно предварительно уплотнить, так же как при строительстве снегоуплотненных дорог. Поливку дороги водой проводят через 12-16 ч после уплотнения снега. Для полива могут быть использованы вакуум-цистерны, монтируемые на автомобилях и оборудованные устройствами для забора и слива воды, автополивщики, поливочные машины или цистерны, устанавливаемые на тракторных санях.
Наиболее благоприятная температура воздуха для полива - от минус 5°С до минус 18°С. При первой поливке расход воды должен составлять 5-6 на 100 м дороги при ширине поливаемой полосы 3,0 м (15-20 л на 1 проезжей части дороги). При последующих поливках расход воды уменьшают в три раза. Движение по дороге разрешается начинать только после полного замерзания воды.
10.2.2 Конструкции поперечного профиля зимних дорог
10.2.2.1 Поперечный профиль зимних дорог на участках типа местности III с постоянным избыточным увлажнением.
При устройстве основания зимней дороги на участках типа местности III проводят корчевку пней, планировку поверхности, устройство насыпей и выемок.
Земляное полотно грузовой и порожняковой полос проектируют по возможности в нулевых отметках, за исключением снегозаносимых участков, на которых полотно следует проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снежного покрова, но не менее 0,6 м. На рисунке 10.8 показана конструкция поперечного профиля в насыпи из снега.
1320 × 588 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.2.2 На рисунке 10.9 изображен поперечный профиль двухпутного зимника в нулевых отметках.
1270 × 404 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.2.3 На рисунке 10.10 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством насыпи.
1316 × 457 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.2.4 На рисунке 10.11 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством выемки.
1197 × 512 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.2.5 На рисунке 10.12 изображен поперечный профиль порожняковой зимней и грузовой летней дорог в одной просеке.
1312 × 446 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.3 Устройство зимних дорог на болотах
10.2.3.1 Устройство зимних дорог на болотах проводят с учетом глубины болота, свойства торфа и его промерзаемости без выторфовывания.
10.2.3.2 По условиям устойчивости консистенции болота применяют классификацию болот по трем типам:
- тип I - сплошь заполненные торфом устойчивой консистенции, подстилаемые достаточно плотными минеральными грунтами;
- тип II - заполненные торфом неустойчивой консистенции, подстилаемые органическими или полуорганическими илами (сапропелями);
- тип III - заполненные жидким торфом с плавающей торфяной корой (сплавиной).
10.2.3.3 При устройстве зимних дорог на хорошо промерзающих болотах типа I при толщине торфа до 1,0 м устраивают хворостяную выстилку, которую уплотняют продольными ходами трактора (три-четыре раза). Толщина слоя хворостяной выстилки после ее уплотнения должна составлять 0,2-0,3 м.
10.2.3.4 На хорошо промерзающих болотах, болотах типа II при толщине торфа от 1 до 2 м укладывают продольные лаги через 0,5 м, а по ним устраивают хворостяную выстилку, которая также уплотняется. На медленно промерзающих болотах при толщине торфа более 2 м укладывают продольные лаги, а по ним устраивают сплошной настил (слань) из тонкомерных бревен.
10.2.3.5 С наступлением морозов в целях ускорения промерзания и пуска в эксплуатацию зимней дороги проводят проминку подготовленного основания, которая продолжается до образования промерзшего слоя, выдерживающего прохождение транспортной техники. Проминку осуществляют гусеничными или колесными тракторами, работающими с прицепными катками.
10.2.3.6 Поперечный профиль зимней дороги на болотах при толщине торфа до 1 м изображен на рисунке 10.13.
1271 × 605 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.3.7 На рисунке 10.14 изображен поперечный профиль зимней дороги, проложенной по болоту с толщиной торфа от 1 до 2 м.
1287 × 617 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.3.8 Поперечный профиль зимней дороги, проложенной на медленно промерзающих болотах типа II при толщине торфа свыше 2,0 м изображен на рисунке 10.15. В целях сокращения затрат на строительство трассу прохождения зимника, изображенного на рисунке 10.15, следует выбирать в наиболее узком месте болота.
1291 × 523 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.3.9 Ширину просеки при устройстве зимних дорог устанавливают:
- при устройстве грузового и порожнякового путей в одной просеке - 14 м;
- при устройстве грузового и порожнякового путей в разных просеках: для грузового пути - 8 м, для порожнякового - 6,0 м.
10.3 Строительство и содержание временных летних лесовозных дорог
10.3.1 Строительство временных лесных дорог выполняется силами и средствами лесопользователя - арендатора лесного участка.
10.3.2 Конструкцию временных лесных дорог выбирают с учетом почвенно-грунтовых условий и рекомендаций, изложенных в 10.1 настоящего свода правил.
10.3.3 Прокладку трасс временных дорог осуществляют на основании утвержденной в установленном порядке технологической карты разработки лесосек.
10.3.4 Содержание лесных дорог заключается в систематическом уходе за дорогой в целях поддержания ее в надлежащем состоянии в течение всего периода эксплуатации для обеспечения непрерывного и безопасного движения автотранспорта с установленными скоростями и нагрузками.
10.3.5 Работы по содержанию в зависимости от сезона различаются по направленности: весенние - на ликвидацию последствий зимы и подготовку к летнему периоду; летние - на обеспечение наилучших условий для движения; осенние - на подготовку к зимнему периоду.
10.3.6 В весенний период вся система водоотвода должна быть подготовлена к отводу от земляного полотна талых, дождевых, грунтовых и других вод. Для этого ранней весной очищают от снега проезжую часть дороги, обочины, в опасных местах из придорожных канав удаляют снег, очищают искусственные сооружения и водоотводные канавы, примыкающие к ним. Очистку канав ведут по обе стороны от искусственных сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасный выпуск воды (5-15 м).
10.3.7 На очистке канав, обочин и проезжей части дороги от снега следует использовать канавокопатель, грейдер или бульдозер. На трудных участках работы проводят вручную.