10.3.8 После оттаивания проезжей части дороги и обочин при необходимости с них удаляют воду посредством утюжки.
10.3.9 В период весенней распутицы проводят исключительно аварийные ремонтные работы, предотвращающие значительные разрушения элементов дороги. Исправлять деформации элементов дороги следует после окончания весенней распутицы - в конце весеннего и начале летнего периодов.
10.3.10 Заделку выбоин, ям, колей после их осушения проводят материалом (грунтом), однородным с материалом (грунтом) ремонтируемого места, или песчано-гравийной смесью. В местах засыпки грунт уплотняют и планируют вровень с поверхностью с соблюдением проектного поперечного уклона.
10.3.11 Места сплывов и разрывов откосов земляного полотна очищают и засыпают грунтом, однородным с грунтом земляного полотна, а затем планируют. В необходимых случаях места размыва укрепляют камнем, щебнем, гравийно-песчаной смесью.
10.3.12 Водоотводные канавы очищают от наносов, а места размывов досыпают, планируют и укрепляют камнем, фашинами и т.п.
10.3.13 В летний период исправляют дефекты дорожной одежды, обочин и земляного полотна, а также проводят утюжки и профилирование проезжей части гравийных дорог.
10.3.14 Уборку с дороги мусора и отходов лесозаготовок следует проводить систематически, потерянный или сброшенный лес следует убирать немедленно.
10.3.15 В осенний период до наступления заморозков покрытие дорог систематически утюжат и профилируют для получения необходимой ровности покрытия после ее замерзания. До наступления осенней распутицы должны быть выполнены все работы по ремонту систем водоотвода: удалены препятствия, мешающие стоку воды; дну канав придан уклон, необходимый для стока воды, при необходимости прорыты дополнительные канавы.
10.3.16 Для ремонта (без капитального) и содержания дорог лесотранспортную сеть подразделяют на дорожно-мастерские участки протяженностью 45-50 км приведенной длины. Для определения приведенной длины дорог применяют переводные коэффициенты:
1,2 - для лесных дорог категории I-ЛB;
1,0 - для лесных дорог категории II-ЛВ;
0,8 - для лесных дорог категорий III-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ;
0,7 - для летних усов;
0,5 - для зимних дорог.
10.4 Строительство и содержание зимних лесовозных дорог
10.4.1 Защита дорог от снежных заносов
10.4.1.1 Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающих работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.
10.4.1.2 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется владельцами дорог на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности дороги.
10.4.1.3 Заносимые места на дороге устанавливают на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяют причины образования снежных заносов и разрабатывают мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в таблице 10.2.
Таблица 10.2
Очередность проведения мероприятий | Категория снегозаносимости участков | Краткая характеристика параметров |
Первая очередь | Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах. Все выемки на кривых |
Вторая очередь | Среднезаносимые | Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи высотой менее высоты снежного покрова |
Третья очередь | Слабозаносимые | Пересечения в одном уровне. Насыпи с ограждениями безопасности. Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова |
Четвертая очередь | Незаносимые | Насыпи высотой более высоты снежного покрова |
10.4.1.4 Защиту дорог от снежных заносов осуществляют снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещают на постоянной или временной основе (на период зимней эксплуатации). В качестве средств защиты от снежных заносов на лесных дорогах применяют переносные щиты и снежные траншеи (валы).
10.4.1.5 Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один-три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 , а высотой 2,0 м - на объем до 90 без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в два и более раз.
10.4.1.6 Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты так и в качестве усиления других средств снегозащиты. Допускается устройство не менее трех траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8-15 м.
Так как снегоемкость одной траншеи составляет 2-3 , то для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо регулярное их возобновление.
10.4.2 Очистка автомобильных лесных дорог от снега и борьба с зимней скользкостью
10.4.2.1 Очистку автомобильных дорог от снега и снежных заносов проводят всеми имеющимися в распоряжении владельца дороги снегоочистительными средствами - бульдозерами, плужными и плужно-щеточными снегоочистителями на колесной и гусеничной базе, автогрейдерами, прицепными самодельными угольниками.
10.4.2.2 Очистку дорог проводят во время или после снегопада, как правило, в ночное время, чтобы не затруднять работу лесовозного транспорта, доставку рабочих к месту работы и технических грузов.
10.4.2.3 Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают в себя:
- повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);
- профилактическую обработку проезжей части противогололедными химическими веществами;
- обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами.
Обработку проезжей части химическими веществами следует проводить только на дорогах с твердым покрытием в случаях отсутствия фрикционных материалов.
10.4.2.4 В целях предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов проводят или превентивно (основываясь на метеопрогнозе), или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката).
Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами снегоочистителей.
10.4.2.5 При отсутствии чистых химических материалов применяют пескосоляную смесь. Ее следует готовить путем смешения песка с кристаллической солью (чаще всего NaCl) в отношении от 90:10 до 80:20 (по массе песка и чистой соли соответственно).
Распределение пескосоляной смеси следует проводить в количестве 350 и 175 при соотношении компонентов песка и соли 90:10 и 80:20.
10.4.2.6 В целях снижения коррозионного воздействия на транспортные средства, а также элементы искусственных сооружений рекомендуется использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы.
10.4.2.7 На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак. Рекомендуют использовать материалы без примесей глины или золы, а размер части фрикционного материала должен быть менее 5 мм.
10.4.2.8 Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить в первую очередь на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах и подходах к ним.
11 Полоса отвода земель
Для постройки автомобильной лесной дороги на землях лесного фонда ширину дорожной полосы устанавливают не менее суммарной ширины просеки и полосы насаждений, оставляемых для защиты полотна дороги от снежных заносов. Ширину просеки устанавливают с учетом размещения всех сооружений и устройств дороги, намеченных способов производства работ по возведению земляного полотна, но не менее:
- 30 м - для лесных дорог категорий I-ЛВ и II-ЛВ;
- 12 м - для лесных дорог категорий III-ЛВ и IV-ЛB.
Ширину защитной полосы леса устанавливают в соответствии с нормами лесохозяйственного регламента лесничества, на территории которого осуществляется строительство лесной дороги.
Ширину полосы отвода земель вне земель лесного фонда устанавливают в соответствии с поперечными профилями земляного полотна проектируемой дороги с учетом прилегающих к земляному полотну водоотводных канав и других сооружений и устройств. При этом расстояние от подошвы насыпи или бровки выемки, а при наличии резервов, кавальеров и водоотводных канав - от ближайших крайних их точек до границы полосы отвода следует устанавливать не менее 2 м, а в исключительных случаях - 1 м.
При прохождении трассы по землям, используемым под особо ценные культуры, а также в стесненных условиях в пределах населенных пунктов допускается проектировать земляное полотно без резервов и кавальеров, заменять водоотводные канавы лотками и в особо стесненных условиях устраивать подпорные стенки.
Ширину полосы отвода в местах, подверженных снежным заносам, устанавливают с учетом ширины полосы, необходимой для установки снегозащитных устройств.
На поймах, вблизи оврагов, на оползневых косогорах и тому подобных местах полосу отвода устанавливают с расчетом размещения укрепительных сооружений, в том числе защитных сооружений.
Прилегающие к дороге лесные участки, вырубка которых может отразиться на устойчивости склонов гор и косогоров и привести к образованию оползней и оплывов, вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов, следует выделять в специальные зоны, не включаемые в полосу отвода.