Постановление Правительства Челябинской области от 5 февраля 2014 г. N 3-П "О Государственной программе Челябинской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2014-2016 годы в части проектирования, строительства и стр. 5

ликвидацию специализированных территориально разобщенных родильных домов по оказанию медицинской помощи женщинам с сердечно-сосудистой и эндокринной патологиями.
На базе ГБУЗ ЧОКБ функционирует анестезиолого-реанимационная акушерская бригада. Территориальное единство её и дистанционного консультативного центра ГБУЗ ОПЦ даст возможность использования не только общих площадей, санитарного транспорта, но и кадрового резерва двух медицинских организаций. После транспортировки женщины в новый перинатальный центр появится возможность единого диагностического маршрута в рамках многопрофильного стационара и реанимационных отделений в связи с территориальной доступностью всей лечебно-консультативной и диагностической базы.
На базе ГБУЗ ЧОДКБ функционируют три выездные неонатальные реанимационно-консультативные бригады. Благодаря совершенствованию их работы проводится своевременная транспортировка новорожденных из первичного звена, что способствует повышению выживаемости новорожденных детей.
В 2014 году завершится оснащение неонатального реанимационно-консультативного центра с системой дистанционного видеомониторинга состояния новорожденных в 8 отделениях реанимации новорожденных. Планируется расширение данной системы до 9 центров подключения с созданием единой сети видеомониторинга с включением в нее реанимационных отделений перинатального центра.
Строительство перинатального центра на территории многопрофильного стационара в непосредственной близости с ведущими медицинскими организациями Челябинской области реализует единый подход создания медицинского кластера, благодаря чему будут использоваться базы крупных медицинских организаций для оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным.
В 2011-2012 годах в Челябинской области проведен ряд мероприятий по предупреждению роста младенческой смертности: увеличена коечная мощность отделений реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (далее именуются - ОРИТН) и отделений патологии новорожденных и недоношенных детей (далее именуются - ОПННД), созданы современные условия для выхаживания недоношенных новорожденных (комплекс чистых помещений), реанимационные места отделений оснащены современной аппаратурой. В результате проведенных мероприятий приблизилась к нормативной обеспеченность койками ОРИТН (с 2,4 койки до 3,7 коек на 1000 родов) и ОПННД (с 5,6 коек до 8,4 койки на 1000 родов), увеличился процент выхаживания детей с экстремально низкой массой тела (из 245 детей с массой тела 500-1000 граммов живыми родилось 68,9 процента (169 детей), пережило перинатальный период 52 процента (88 детей)), снизился процент летальности детей с экстремально низкой массой тела до 63 процентов.
Повышению выживаемости новорожденных детей способствует своевременная транспортировка их из первичного звена в специализированные реанимационные отделения благодаря совершенствованию работы выездных неонатальных реанимационно-консультативных бригад ГБУЗ ЧОДКБ и МБУЗ ДГКБ N 8 города Челябинска.
Будет продолжена отработка правильной маршрутизации беременных женщин группы высокого риска по перинатальной патологии и с угрозой преждевременных родов на аненатальном этапе в учреждения родовспоможения третьей группы, а именно в перинатальный центр. Будет продолжено техническое оснащение коечного фонда и кадрового обеспечения ОРИТН и ОПННД для приведения в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "неонатология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 г. N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неонатология".
С введением в эксплуатацию нового перинатального центра дополнительно на базе старого корпуса ГБУЗ ОПЦ будет развернуто ОПННД на 34 койки.
Таким образом, запланированные мероприятия приведут к расширению коечного фонда ОРИТН и ОПННД, что является весомой составляющей в решении проблемы снижения показателей неонатальной смертности, в том числе и среди новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении.
Разработанная система мер совместно с четкой маршрутизацией и регионализацией помощи позволят достичь индикаторов и показателей государственной программы по Челябинской области.
На базе нового перинатального центра планируется расширить амбулаторно-поликлиническую помощь женскому населению Челябинской области путем организации:
диспансеризации женщин с бесплодием и привычным невынашиванием беременности;
диспансеризации женщин на этапе прегравидарной подготовки женщин с бесплодием и невынашиванием;
офисной гистероскопии как этапа обследования пациенток с привычным невынашиванием беременности и бесплодием перед процедурой ЭКО.
На базе медико-генетической консультации перинатального центра планируются расширение спектра выполняемых инвазивных методик диагностики и внедрение технологии неинвазивной пренатальной диагностики на основании обнаружения плодовой ДНК. Развитие этого направления с внедрением наиболее информативных методик, со смещением пренатальной диагностики на первый триместр беременности позволит как своевременно предупреждать рождение детей с аномалиями развития, так и дифференцированно подходить к подбору оптимального учреждения для родоразрешения беременной и неотложному оказанию помощи ее ребенку.
На базе перинатального центра планируется внедрение новых методов ранней диагностики онкологических заболеваний шейки матки.
В составе акушерского корпуса нового перинатального центра планируется открытие отделения вспомогательных репродуктивных технологий с лабораторией экстракорпорального оплодотворения. Это позволит вести пациенток с бесплодием на этапе прегравидарной подготовки, во время проведения ЭКО, в течение беременности, в родах и после родов с последующим анализом эффективности процедуры ЭКО и исходов беременности после применения вспомогательных репродуктивных технологий. Особенно важным является внедрение современного метода диагностики - предымплантационного кариотипирования.
Специалистами нового перинатального центра будет продолжено внедрение кровосберегающих технологий:
применение автоматизированного комплекса по реинфузии крови "Селсейвер";
применение различных вариантов баллонной тампонады;
аутоплазмодонорство.
На базе перинатального центра будет расширено применение методов высокотехнологичной стационарной медицинской помощи - хирургическое органосохраняющее лечение миом матки, доброкачественных опухолевых заболеваний яичников и других опухолевых заболеваний гениталий у беременных женщин с применением реконструктивно-пластических операций.
В ряду гинекологической помощи жительницам Челябинской области планируется продолжение внедрения малоинвазивных вмешательств в условиях гинекологического отделения ГБУЗ ОПЦ.
Фетальная хирургия является инновационным направлением оказания медицинской помощи внутриутробно еще не родившемуся ребенку.
В 2016 году на базе перинатального центра планируется продолжить внедрение методик фетальной (внутриутробной) хирургии:
коррекции фето-фетального синдрома при монохориальных диамниотических двойнях;
внутрисосудистого переливания крови;
амниоредукции;
пункции кист яичников плода;
пункции кистозного образования брюшной полости плода;
внутривенного введения антиаритмических препаратов плоду.
Дальнейшее совершенствование пренатальной диагностики будет направлено на раннюю диагностику патологии врожденных и наследственных заболеваний у плода с акцентом на первом триместре беременности.
В 2018 году планируется достичь стабильных показателей эффективности пренатальной диагностики, а именно не выше 20 процентов пропущенной патологии, доли эффективной диагностики не ниже 70 процентов, а также снижения перинатальной и младенческой смертности.
ГБУЗ ОПЦ совместно с Министерством здравоохранения Челябинской области принимает участие в проведении: областных советов по родовспоможению; координационных советов по профилактике материнской и младенческой смертности; заседаниях областного Штаба по профилактике материнской смертности при Министерстве здравоохранения Челябинской области; заседаниях оперативного штаба по профилактике и снижению детской и материнской смертности на территории Челябинской области; коллегий по вопросам акушерско-гинекологической и неонатологической помощи; в работе выездных перинатальных советов в учреждениях родовспоможения на территории Челябинской области.
На базе медико-генетической консультации ГБУЗ ОПЦ организована выездная лечебно-консультативная поликлиническая бригада, которая ежемесячно выезжает в муниципальные образования Челябинской области для консультаций женщин группы высокого риска по материнской и перинатальной патологии.
В ГБУЗ ОПЦ проводится дистанционный мониторинг беременных женщин, рожениц, родильниц группы высокого риска. В ежедневном автономном режиме ведется прием карт экстренного извещения. Еженедельно на базе ГБУЗ ОПЦ проводятся заседания областного перинатального консилиума. Ежемесячно проводится заседание перинатального совета по разбору случаев перинатальной и неонатальной смертности.
В настоящее время проводится совместная работа ГБУЗ ОПЦ, ассоциации врачей акушеров-гинекологов Челябинской области, Министерства здравоохранения Челябинской области и кафедры акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ МЗ РФ по созданию клинических протоколов, алгоритмов оказания неотложной помощи и клинических руководств.
Посредством внедрения в 2014 году программного комплекса с центром сбора и обработки информации на базе ГБУЗ ОПЦ планируется организация мониторинга деятельности учреждений родовспоможения первой и второй группы и сети межрайонных перинатальных центров в плане организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи в учреждениях родовспоможения Челябинской области, качества клинической работы и результативности мероприятий по снижению показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности. Все это позволит оценить эффективность работы трехуровневой системы, обоснованность госпитализаций для оказания медицинской помощи в условиях перинатальных центров и эффективность организационно-методических мероприятий.

Раздел V. Ресурсное обеспечение государственной программы

Государственная программа реализуется в 2014 - 2016 годах за счет средств субсидии бюджета ФФОМС и средств областного бюджета.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2014 - 2016 годах составит 2 790918,5 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 1 070 342,6 тыс. рублей, из них за счет:
средств субсидии бюджета ФФОМС - 936 821,1 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на 1 января 2015 года, образовавшихся в бюджете ТФОМС в результате неполного использования в 2014 году и предоставленных в 2015 году из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение государственной программы на 2014 - 2016 годы;
средств областного бюджета - 133 521,5 тыс. рублей (в соответствии с оплаченными объемами выполненных работ по контрактам на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра);
в 2015 году - 1 224 869,0 тыс. рублей, из них за счет:
средств субсидии бюджета ФФОМС - 936 821,0 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на 1 января 2016 года, образовавшихся в бюджете ТФОМС в результате неполного использования в 2015 году и предоставленных в 2016 году из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение государственной программы на 2014 - 2016 годы;
средств областного бюджета - 288 048,0 тыс. рублей (в соответствии с оплаченными объемами выполненных работ по контрактам на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра);
в 2016 году - 495 706,9 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Финансово-экономическое обоснование государственной программы приведено в приложении 3 к настоящей государственной программе.