№ п/п | Элементы объекта | Степень разрушения | |||
слабое | среднее | сильное | полное | ||
1 | Здания с легким металлическим каркасом и бескаркасной конструкции | 10-20 | 20-30 | 30-50 | 50-70 |
2 | Кирпичные малоэтажные здания (одно-двухэтажные) | 8-15 | 15-25 | 25-35 | 35-45 |
3 | Железобетонный крупнопанельные малоэтажные | 10-20 | 20-30 | 30-45 | 45-60 |
4 | Железобетонные крупнопанельные многоэтажные | 8-17 | 17-30 | 30-45 | 45-60 |
5 | Остекление зданий обычное | 8-17 | 17-30 | 30-45 | 45-60 |
6 | Кирпичные бескаркасные производственно-вспомогательные здания с перекрытием (покрытием) изжелезобетонных сборных панелей | 0.5-1 | 0.5-1 | 0.5-1 | 0.5-1 |
7 | Одноэтажные здания с металлическим каркасом и стеновым заполнением из волнистой стали | 5-7 | 7-10 | 10-15 | >15 |
8 | Здания фидерной или трансформаторной подстанции из кирпича или блоков | 10-20 | 20-40 | 40-60 | 60-80 |
9 | Остекление зданий обычное | 0.5-1 | 0.5-1 | 0.5-1 | 0.5-1 |
10 | Электролампы в плафонах | - | - | - | 10-20 |
11 | Кабельные подземные линии | 200-300 | 300-600 | 600-1000 | 1500 |
12 | Кабельные наземные линии | 10-30 | 30-50 | 50-60 | >60 |
13 | Сети коммунального хозяйства (водопровод, канализация, газопровод) заглубленные | 100-200 | 400-1000 | 1000-1500 | >1500 |
Различают четыре степени ожогов и четыре степени тяжести термических поражений человека. Степень ожога определяется глубиной термического повреждения кожи. Степень тяжести термического поражения отражает нарушение общего состояния, пораженного и зависит от глубины и площади ожога, а также от его локализации.
Обеспечение надежности работы объектов на рассматриваемой территории закладывается на стадии строительства и проведения профилактических мероприятий освидетельствования трубопроводов и оборудования в период эксплуатации. Наибольшую опасность для людей представляет угроза возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами.
Параметры пожарной опасности (плотности теплового потока) приведены на Рис. 8 «График зависимости плотности теплового потока от расстояния до здания»
Рис. 8 «График зависимости плотности теплового потока от расстояния до здания»
Предельные параметры для возможного поражения людей при пожаре на территории проектирования приведены в Табл. 60.
Табл. 60 «Предельные параметры для оценки возможного поражения людей при пожаре на территории проектирования»
Наименование степени воздействия воздушной ударной волны | Значения интенсивности теплового излучения, кВт/м² | Расстояния от здания, на которых наблюдаются определенные степени поражения, м |
Ожоги III степени | 49,0 | 10 |
Ожоги II степени | 27,4 | 13 |
Ожоги I степени | 9,6 | 16 |
Болевой порог | 1,4 | 45 |
На Рис. 9 и Рис. 10 и приведены зависимости вероятности распространения пожаров от плотности застройки и от расстояния между зданиями.
Рис. 9. «График зависимости распространения пожаров от расстояния между зданиями»
Рис. 10. «График зависимости вероятности распространения пожаров от плотности застройки»
Ожидаемые значения концентрации продуктов горения при крупном пожаре при различных состояниях атмосферы приведены в Табл. 61.
Табл. 61 «Ожидаемые значения концентрации продуктов горения при крупном пожаре при различных состояниях атмосферы»
Состояние атмосферы | СО, % об. | СО2, % об. |
Инверсия | 0,5 | 0,2 |
Конвекция | 0,007 | 0,003 |
Изотермия | 0,005 | 0,002 |
Значения концентрации продуктов горения не представляют угрозы для людей, находящихся вне зданий. Для определения зон действия основных поражающих факторов (воздушной ударной волны и теплового излучения) и последствий аварий, связанных с транспортными коммуникациями при перевозке опасных грузов, использовались:
«Методика оценки последствий аварий на пожаро-взрывоопасных объектах» (МЧС России М,1994г.) и «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-170-97».
СЦЕНАРИЙ № 1: ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗРУШЕНИЯ АВТОЦИСТЕРНЫ С БЕНЗИНОМ
Описание ситуации
Температура замерзания ниже 60°С, температура воспламенения ниже 0 °С. При концентрации паров бензина в воздухе 74-123г/м³ образуются взрывчатые смеси. Основные эксплуатационные характеристики бензинов, применяемых как горючее, — испаряемость, горючесть, воспламеняемость, химическая стабильность, склонность к образованию отложений, коррозионная активность.
Сгорание безвоздушных смесей в двигателях — сложная совокупность процессов, развивающихся в условиях быстро изменяющихся температур, давлений и концентраций реагирующих веществ. Скорость распространения фронта пламени при нормальном сгорании от 15 до 60 м/с. Основная причина нарушения процесса — появление детонации, возможность которой определяется способностью углеводородов бензина окисляться в паровой фазе с образованием пероксидов.
При повышении концентрации последних выше некоторого критического значения происходит взрывной распад с послед, самовоспламенением. При этом появляется детонационная волна (скорость 2000-2500 м/с), в результате чего двигатель перегревается, быстрее изнашивается, дымность отработанных газов увеличивается.
Мера детонационной стойкости бензина, т.е. способности нормально сгорать в двигателе при различных условиях, — октановое число, равное содержанию (в % по объему) изооктана в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной способности испытуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Для авиационных бензинов используют также такой показатель, как сортность, который характеризует возможное увеличение мощности (в %) стандартного одноцилиндрового двигателя при переводе его с технического изооктана на данный бензин при той же степени сжатия в отсутствие детонации. Равномерность распределения октановых чисел по фракциям имеет большое значение, особенно при переменных режимах работы двигателя, в частности при разгоне автомобиля. Если низкокипящие фракции бензина менее стойки к детонации, чем высококипящие, то при каждом, изменении режима работы двигателя в течение какого-то времени в камерах сгорания наблюдается детонация.
Из углеводородов, входящих в состав бензина, наименьшая детонационная стойкость у норм, парафинов. Октановое число у парафинов и олефинов возрастает с уменьшением длины цепи и увеличением степени разветвленности. Лучшие детонационные свойства у тех олефинов, у которых двойная связь располагается ближе к центру углеродной цепи. Среди диенов более высокая детонационная стойкость у углеводородов с сопряженными двойными связями. Стойкость нафтенов выше, чем у нормальных парафинов, но ниже, чем у ароматических углеводородов с тем же числом углеродных атомов в молекуле. Уменьшение длины боковой цепи, увеличение ее разветвленности приводит к повышению октановых чисел нафтенов. Ароматические углеводороды обладают высокой детонационной стойкостью, которая увеличивается с уменьшением длины боковой цепи, повышением ее разветвленности, увеличением числа двойных связей и симметрично расположенных алкильных групп.
Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя все возрастающий гомотермический слой.
Пожароопасные свойства: Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м/ч; температура прогретого слоя 80… 100 0С; температура пламени 1200 °С.
Средства тушения: Воздушно-механическая пена, при подслойном тушении – фторированные пенообразователи.
Меры предосторожности:
- при работе с топливом не допускается использовать инструмент, дающий при ударе искру;
- при загорании применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении — углекислый газ;
- при проливе топливо собрать, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать сорбентом с последующим его удалением;
- при отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операциях — применять индивидуальные средства защиты;
- емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества;
- оборудование, аппаратура слива и налива, должны быть герметичны;
- в помещениях для хранения и эксплуатации запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении;
Средства защиты:
- шланговый, изолирующий противогазы;
- респиратор РПГ тип 67А;
- защитный костюм типа ТоНл;
- фильтрующий противогаз марок А, М, БКФ.
Исходные данные (примерные показатели для оценки воздействия):
- Автоцистерна — НЗАС-5607-01;
- Горючая жидкость – бензин АИ-93 (летний);
- Плотность топлива (бензин) — 751 кг/м3;
- Низшая теплота сгорания – 41,9 МДж/кг;
- Вид аварийной емкости – цистерна;
- Степень заполнения резервуара – 0,85;
- Температура воздуха — 400С;