Постановление Правительства Москвы от 25 января 2000 г. N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99" стр. 23

- поликлиники, консультативно-диагностические центры и диспансеры (без стационара) в зависимости от объемно-композиционного решения и площади застройки здания с учетом подъездных и пешеходных путей, но не менее 0.5 га на объект;
- подстанции скорой медицинской помощи 0.3-0.5 га на 1 объект;
- аптеки 0.2-0.4 га на 1 объект.
Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка больниц.
Поликлиники на жилых территориях необходимо размещать с учетом пешеходной доступности от остановок общественного транспорта - 100-150 м., как правило, на обособленных земельных участках, с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Вместимость принимать по таблице 8.1.
Аптеки и раздаточные пункты молочной кухни, амбулатории врачей общей практики размещаются встроенными и встроенно-пристроенными в жилой застройке в радиусе пешеходной доступности до 400 м. В сложившихся и реконструируемых районах сохраняется существующая сеть этих учреждений.
К общегородскому уровню относятся клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей (специализированные и узкоспециализированные отделения), специализированные больницы для взрослых и детей, научно-консультативные центры при специализированных больницах и городские диспансеры, НИИ и клиники федерального и ведомственного подчинения. В административных округах города следует размещать клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей (отделения общих профилей) специализированные больницы для взрослых (психиатрические, психоневрологические, наркологические, туберкулезные), консультативно-диагностические центры и поликлиники при клинических многопрофильных больницах. На группу районов города на основе плана градостроительного развития административного округа следует размещать родильные дома, стоматологические поликлиники для взрослых и детей, женские консультации, диспансеры (противотуберкулезные, врачебно-физкультурные, психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические), централизованные отделения (кабинеты) территориальных поликлиник по узким специальностям. В районе города следует размещать территориальные поликлиники для взрослых и детей, хосписы, дома сестринского ухода. Для группы жилых домов следует предусматривать амбулатории врачей общей практики. Допускается размещение амбулаторий врачей общей практики, женских консультаций и стоматологических поликлиник, встроенными в жилые дома с соблюдением необходимых гигиенических, противопожарных и санитарных требований.
Расчетные показатели потребности населения в ЛПУ следует принимать по МГСН 4-12-97.

Учреждения социального обеспечения

Сеть учреждений социального обеспечения определяется на основе Схемы развития учреждений социальной защиты и включает: дома-интернаты, социально-реабилитационные учреждения, территориальные центры социального обслуживания, специализированное жилье для инвалидов и престарелых.
Дома интернаты, в том числе общего типа, для психохроников, детские дома для детей инвалидов следует размещать в соответствии с МГСН 4.02.-94 и 4.03-94 на обособленных участках территорий и в зеленых зонах в черте города и рассчитывать исходя из 2,1 мест на 1000 жителей. Территориальный комплексный центр социального обслуживания следует рассчитывать по таблице 8.1. Центры реабилитации и оздоровления определяются из расчета -1.0, центры матери и ребенка - 0.02, центры сбора лиц без определенного места жительства - 0.07, центры социальной реабилитации - 0.06, ночлежные дома - 0.3 мест на 1000 жителей.
Территориальный комплексный центр социального обслуживания представляет собой учреждение, предназначенное для дневного пребывания престарелых и инвалидов и других социально не защищенных групп населения и обслуживания их на дому; размещается в жилой застройке с радиусом обслуживания 1.5 км, принимается из расчета 1 объект на район города. В дневное время центр представляет бесплатное медицинское и культурное обслуживание возможности трудовой деятельности а также разнообразные платные услуги и питание. Центр должен включать лечебно-производственные, культурно-бытовые помещения, предприятия общественного питания, медицинские и лечебно-физкультурные кабинеты.
Размеры земельных участков учреждений социального обеспечения следует принимать: дома-интернаты вместимостью 500-300 мест для престарелых и ветеранов труда - 80-100 кв.м территории на 1 место; для инвалидов с физическими недостатками вместимостью 50-200 мест - 80-120 кв.м на 1 место; психоневрологические интернаты вместимостью 200-600 мест - 80-120 кв.м на 1 место.

Учреждения культуры и искусства

Учреждения культуры и искусства размещаются на основе Генсхемы развития учреждений культуры и искусства в системе общественных центров Москвы, а также на жилых и рекреационных территориях. Театры, концертные залы, музеи, выставки, библиотеки, учреждения внешкольного воспитания рекомендуется размещать в составе СОЦ Москвы. Клубы, выставочные залы, библиотеки, кино и видео салоны - в составе локальных центров обслуживания.
Библиотеки, детские досуговые группы, клубы пенсионеров, видеосалоны допускается размещать встроенно-пристроенными и встроенными в жилые дома с соблюдением необходимых гигиенических, противопожарных и санитарных требований.
Вместимость и размеры земельных участков музеев, выставочных залов, театров, зоопарков и других уникальных объектов определяются заданием на проектирование. Минимальная обеспеченность населения учреждениями культуры локального и местного значения рассчитывается по таблицам 8.1, 8.2.

Предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания

Предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания размещаются на общественных, жилых, производственных, и рекреационных территориях. Предприятия торгово-бытового назначения местного уровня рассчитываются по таблицам 8.1, 8.2. Допускается размещение встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных магазинов, за исключением: специализированных магазинов с товарами бытовой химии, легковоспламеняющимися и горючими материалами, а также магазинов, не отвечающим санитарным требованиям. Также допускается размещать в жилых домах предприятия общественного питания до 50 посадочных мест и домовые кухни с производительностью до 500 обедов в день, мастерские и ателье, приемные пункты прачечной и химчистки при соблюдении гигиенических, противопожарных и санитарных требований.

Физкультурно-спортивные учреждения

Сеть физкультурно-спортивных учреждений района города должна включать:
- учреждения повседневного обслуживания, размещаемые в пределах жилых групп (физкультурно-оздоровительные, подростковые, молодежные) в радиусе до 500 м., помещения физкультурно-оздоровительного назначения, приближенные к жилью, размещаемые в составе жилых зданий при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических и противопожарных требований;
- учреждения периодического обслуживания, размещаемые в общественных зонах и на озелененных территориях общего пользования жилого района в радиусе доступности не более 15 мин (физкультурно-оздоровительные центры городских районов, отделения детско-юношеских спортивных школ, комплексы физкультурно-рекреационных сооружений).
Рекомендуемые расчетные показатели минимальной обеспеченности сооружениями и территориями для учреждений повседневного и периодического обслуживания приведены в таблице 4. Требования к расчету принимать по МГСН-4-08-97. Расчетные показатели таблицы 4 следует уточнять в задании на проектирование с учетом демографии. Расчетная вместимость комплексов физкультурно-рекреационных сооружений, размещаемых на озелененных территориях общего пользования, не должна превышать предельные допустимые нагрузки на рекреационные территории и уточняется заданием на проектирование. Отделения детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) размещаются исходя из расчета 1 отделение на 50 тыс. жителей, но не менее одного отделения на район.
Размещение физкультурно-оздоровительных сооружений повседневного и периодического обслуживания следует производить с учетом требований обеспечения и доступа инвалидам и маломобильным группам населения.
Сооружения физкультурно-оздоровительных учреждений периодического обслуживания, как правило; следует размещать компактно в общественном центре.
Допускается размещение отделений ДЮСШ, требующих значительных территорий для сооружений (легкая атлетика, футбол) на участках существующих школ при наличии достаточной территории.

Общественные туалеты

На жилых территориях общественные туалеты следует размещать в местах формирования общественных центров микрорайонов и жилых районов. Количество приборов общественных туалетов следует рассчитывать на жителей микрорайона и жилого района в соответствии с удельными показателями таблицы 8.1. При условии совмещения центров микрорайонов и жилых районов с локальным городским центром или их примыкания к магистральной улично-дорожной сети количество приборов общественных туалетов следует рассчитывать на дневную нагрузку, приведенную в табл. 5 и 6 приложения 4.
На территории системы общегородского центра количество приборов общественных туалетов следует рассчитывать на дневную нагрузку, приведенную в табл. 5 и 6. Отдельно стоящие общественные туалеты стационарного типа следует размещать на расстоянии не менее 50 м от жилых домов и детских учреждений.
На территории парков, садов, скверов, бульваров количество приборов общественных туалетов следует рассчитывать на единовременных посетителей рекреационных объектов. Расчет туалетов стационарного типа производится на основании показателя единовременной максимальной посещаемости объектов рекреации в воскресные дни с учетом рекреационной емкости территории, во время проведения временных массовых мероприятий и в праздничные дни недостающее количество туалетов следует восполнить временными кабинами. Расчетное количество приборов (кабин) должно составлять 20% от единовременного максимального количества посетителей объекта рекреации. На территории бульвара при его ширине менее 25 м и на территории сквера следует размещать только подземные туалеты.
Размещение и расчет общественных туалетов на особо охраняемых природных территориях следует производить по специальному обоснованию.
Расчет количества приборов общественных туалетов, размещаемых вдоль магистральной улично-дорожной сети, следует производить в зависимости от места размещения магистрали на территории города:
- в случае примыкания магистрали к территориям системы общегородского центра - согласно табл. 6;
- на территориях, прилегающих к МКАД, - в местах размещения автозаправочных станций и станций технического обслуживания из расчета доли количества посещений туалета от дневной нагрузки в час "пик" согласно примечанию 2 к таблице 6, но не менее двух приборов общественных туалетов на объект размещения.

Ориентировочные показатели развития детских дошкольных учреждений

Таблица 1
охват
дети %
показатели мест на 1000 жит.
0-5 лет
6 лет
0-5 лет
6 лет
в Садовом кольце
40%
25%
7.9
1.1
34
периферия центральной части
60%
25%
8.1
1.2
52
периферия
60%
25%
8.4
1.4
54

Контрольные и ориентировочные показатели расчета обеспеченности детей школами

Таблица 2
Ориентировочное количество детей на 1000 жителей (определяется обследованием)
Норма охвата учреждениями общего образования (%)
Ориентировочный показатель обеспеченности детей школами (мест на тыс. жителей)
6 лет 13
75
9
7-15 лет 104
100
104
16-17 лет 28
40
11,2

Ориентировочная возрастная структура постоянного населения г.Москвы по планировочным элементам города (%%)

Таблица 3
Показатели
Москва
В том числе
Центральная часть
Внешняя часть
Всего
Территория в пределах Садового кольца
Территория за пределами Садового кольца
Численность постоянного населения
100
100
100
100
в том числе:
дети и подростки
20,0
18,5
18,3
20,3
из них в возрасте:
0-5 лет
8,3
8,1
7,9
8,4
6 лет
1,3
1,2
1,1
1,4
7-15 лет
10,4
9,2
9,3
10,5
трудоспособное население,
56,0
54,0
53,0
56,8
из них в возрасте 16-17 лет
2,8
2,4
2,3
2,9,
старше трудоспособного возраста
24,0
26,0
27,0
22,9

Расчетные показатели физкультурно-оздоровительных учреждений

Таблица 4
Уровень обслуживания, тип комплекса
Расчетные показатели
Общая площадь крытых сооружений (кв.м/чел)
Площадь территории комплексов (кв. ч/чел)
1. Повседневное обслуживание - (физкультурно-оздоровительные клубы)
0,13
0,3-0,7*
2. Периодическое обслуживание всего, в том числе:
0,19
1,3-1,5*
- физкультурно-оздоровительные центры районов
0,14
1,0-1,2
- специализированные физкультурно-оздоровительные сооружения (ДЮСШ)
0,02
- комплексы сезонных физкультурно-рекреационных сооружений
0,03
0,3
Всего
0,32
1,6-2,2*
в том числе:
- сооружений, размещаемых в жилой застройке
0,29
1,3-1,9*
- сооружений, размещаемых в парках
0,03
0,3
Примечания:
1. Показатели площади комплексов даны без учета показателей трасс различного назначения, прокладываемых на местности с пешеходными дорожками.
2. Показатели со знаком* дифференцируются в зависимости от местоположения физкультурно-оздоровительных учреждений на территориях города: более высокой интенсивности использования территории города соответствует меньший удельный расчетный показатель.