СТО 221 НОСТРОЙ 2.2.77-2015 Крановые пути Требования к устройству, строительству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей Общие технические требования стр. 7

6.24. Работы по возведению земляного полотна в зимнее время следует выполнять с учетом:
  • отсыпки в земляное полотно только маловлажных песчаных, а также пылевато-глинистых грунтов с влажностью Wрне выше 0,9 от влажности на пределе пластичности;
  • выполнения работ по отсыпке, разравниванию, уплотнению и контролю качества с высокой интенсивностью без перерывов, благодаря чему практически исключается смерзание грунтов в процессе производства работ.
6.25. При строительстве кранового пути на вечномерзлых грунтах для предупреждения оттаивания верхнего слоя земляного полотна необходимо сделать присыпку земляного полотна материалами не допускающими оттаивание (опил, песок, торф и т.п.). При производстве работ в зимнее время не допускается отсыпать пылевато-глинистый грунт во время обильных снегопадов.
Таблица 6.5- Минимальные расстояния от уплотняющих машин и механизмов до строительных конструкций
Уплотняющие машины и механизмы, тип и марка
Масса Н, вес кг., уплотняю щих машин и механизмо в,
Минимальное расстояние от строительных конструкций l (см) и толщина отсыпаемого слоя грунта над конструкциями (h 0) , в зависимости от соотношения масс строительных конструкций М и уплотняющих машин и механизмов, m.
М  mМ  5mМ  10 m
l
h 0
l
h 0
l
h 0
Гидромолоты (навесные на экскаваторы) ГПМ - 120СП - 62СП - 71
275
2000
50
256050509070204030
40
90
70
202020
30
80
60
Трамбовки (свободно падающие, подвесные к экскаватору) диаметром: 1,21,41,6250035004500120140160160180200607080
150
170
190
404040140160180
Виброплиты (подвешенные к крану или экскаватору) ВПП – 2ВПП - 3ВПП - 5ВПП - 6
2650
1500
1500
950
5040353010080806040353025
80
60
60
50
20202020
80
60
60
50
Вибротрамбовк а (подвесная к крану или экскаватору) ПВТ - 32600
50
120
20
100
20
80
Виброплиты самопередвига ющиеся
SVP - 12,5
SVP -25
SVP -31,5
SVP -63,1
BSD - 31,5
BSD - 63
GSD - 22
150
270
500
700
1100
1400
200
1015202530351530405060809040
5
10
10
15
20
25
10
20
30
40
50
70
80
90
5
5
5
5
5
5
5
20
30
40
50
70
80
30
Трамбовки электрические
ИЭ - 4504 ИЭ - 4502 А ИЭ - 4505
130
80
28
20
10
5
504015
5
5
5
35
25
10
5
5
5
35
25
10
Вибротрамбовк и самопередвига ющиесяВУТ - 5ВУТ - 4ВУТ - 3 СВТ - ЗМП
100
200
350
350
1015202030405050
5
5
5
5
20
30
40
40
5
5
5
5
20
30
40
40
6.26. Определение высотного положения земляного полотна следует производить по проектным осям направляющих с шагом не более 5 м и параллельными замерами через 1 м, с целью определения уклонов земляного полотна.
6.27. При возведении земляного полотна не допускается отклонение по вертикали от проектного положения более 0,001L (L-длина земляного полотна) и 0,01 на длине 10 м. В поперечном направлении не более 0,03- 0,01 по всему поперечному сечению.
6.28. Отклонение высотных отметок по проектным осям направляющих кранового пути от проектного положения подготовленного земляного полотна недолжно превышать минус 100 мм, превышение проектной отметки не допускается.
6.29. Контролируемые показатели предельных отклонений, объемов и методов контроля при возведении земляного полотна приведены в таблице 6.6.
6.30. По окончании возведения земляного полотна и производства планировочных работ (придание профиля и нарезки водоотводных канав) необходимо произвести контроль соответствия элементов строения требованиям проекта (планово – высотная съемка, проверка плотности грунта, установка геометрических размеров). По окончанию выполнения работ должен быть составлен акт сдачи-приемки земляного полотна в соответствии с формой ПА-1 (приложение А) под строительно – монтажные работы верхнего строения кранового пути с занесением результатов характеризующих земляное полотно в приложение к акту.
6.31. До начала отсыпки балластного материала на земляном полотне, подготовленным производителем работ, имеющим допуск к соответствующим видам работ, устанавливают разбивочные оси направляющих кранового пути, в соответствии с ранее закрепленными геодезическими знаками, производителем работ по верхнему строению кранового пути.
6.32. Лицом, осуществляющим строительство (службой которая осуществляет контроль качества строительных материалов и конструкций) перед отсыпкой балластной призмы определяется гранулометрический состав балластных материалов в соответствии с ГОСТ 12536, из которых будет отсыпаться балластная призма. Результаты проверки необходимо занести в паспорт кранового пути в раздел 1( приложение А).
6.33. Балластную призму следует отсыпать по проектным осям направляющих на высоту соответствующей проектной отметке.
6.34. При отсыпке балластной призмы из гранулированного или доменного шлаков ее боковые откосы принимают – 1:1,2-1,5, при отсыпке из щебня и гравия – 1:1-1,5.
6.35. Песчаный балласт в летнее время допускается уплотнять поливкой распыленной струей воды 50 литров на 1 м3 песка.
Таблица 6.6 - Контролируемые показатели земляного полотна
Технические требованияПредельные отклоненияКонтроль (метод, объем)
1
2
3
Вид и характеристикавскрытого грунтаестественного сложенияземляного полотна (Iтип)Должны соответствоватьрекомендациям проекта итехнических условийВизуальный осмотр всейповерхности земляногополотна. С цельюустановлениясоответствия проекту.
Вид и характеристикагрунта основанияземляного полотна(II-V типы)Должны соответствоватьрекомендациям проекта итехническим условиямВизуальный осмотр всейповерхности земляногополотна. С цельюустановлениясоответствия проекту.
Вид грунта длявозведенияраспределительной,подсыпочнойпланировочной насыпей.Содержание в грунте длявозведенияраспределительной ипланировочной насыпей:Должны соответствоватьрекомендациям проекта итехническим условиямВизуальный осмотр всейповерхности земляногополотна. С цельюустановлениясоответствия проекту.
а) древесины, бытовогомусора и др. гниющихматериалов;Не допускаетсяЕжесменный, визуальный
б) органическихвеществ;Не должно превышать0,5 % (по массе)Измерительный, поуказаниям проекта, но нереже одного на каждые 1тыс. м3 грунта и не менеедвух на весь объем.
в) комьев мерзлогогрунта;Не должно превышать15 %Визуальный,периодический поуказаниям проекта.
г) крупных включенийтвердых материалов;Не должно превышать30 %Визуальный,периодический поуказаниям проекта
Наличие снега, льда вземляном полотне, атакже враспределительныхподушках и подсыпкахНе допускаетсяВизуальныйпериодический поуказаниям проекта
Влажность отсыпаемогогрунта враспределительнойпланировочной иподсыпочной насыпяхДолжна быть в пределах,установленныхпроектом. Допускаютсяотклонения значенийвлажности от проектныхне более 10% от общегоколичества определенияИзмерительный, поуказаниям проекта, но неменее одного определениявлажности на 1-2 тыс.м3грунта и не менее двух навесь объем
продолжение таблицы 6.6
1
2
3
Средний по проверяемому участку коэффициент уплотнения грунта Кcom в распределительной подушке и планировочной насыпи- подсыпкеНе ниже проектного. Допускается снижение значений Кcomниже проектных или приведенных в табл. 5.3 на 0,02 и не более 20 % от общего количества определенийИзмерительный по ГОСТ 28514
Средняя по проверяемому участку плотность сухого грунта (d)Не ниже проектной. Допускаются значения d ниже проектной, но не более, чем на 0,05 т/м в количестве, не превышающем 20 % от всех определенийИзмерительный по указаниям проекта, но не менее одного определения влажности на 1-2 тыс. м3 грунта и не менее двух на весь объем
Средняя по проверяемому участку величина отказа Sa при контрольном уплотненииНе ниже величины, полученной при опытном уплотнении. Допускается снижение Sa не более чем на 50% в пылевато- глинистых грунтах с повышенной влажностьюИзмерительный, по указаниям проекта (п.6.20 настоящего стандарта)
Отклонение отметок верха земляного полотна от проектного положения-100 ммИзмерительный, по указаниям проекта (нивелир)
Отклонение от проектного положения продольного профиля (уклона) земляного полотна 0,001Измерительный, по указаниям проекта (нивелир)
Отклонение от проектного положения поперечного уклона земляного полотна 0,01Измерительный, по указаниям проекта (нивелир)
Отклонение размеров земляного полотна от проектного:
а) по длине б) по ширине
-500 мм-250 ммИзмерительный, по крайним точкам земляного полотна (рулетка)
6.36. Работы по отсыпке балластной призмы в зимнее время должны производиться таким образом, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания. Время смерзания приведено в таблице 6.7.
Таблица 6.7-Время смерзания балластного материала
Температура окружающего воздуха, СВремя до начала смерзания, мин.
-5
90 - 100
-10
60 - 80
-20
40 - 50
-30
30 - 40
6.37. При строительстве кранового пути в ветровых районах IV-VII категорий по ГОСТ 1451 боковые стороны балластного слоя из песка, гранулированного шлака рекомендуется укреплять не выветриваемым балластным материалом (щебень по ГОСТ 7392, слоем 100 мм).
6.38. На земляное полотно, состоящее из недренирующих грунтов, перед отсыпкой балластной призмы из щебня или гравия высотой не менее 300 мм дополнительно отсыпается песчаная балластнаяпризма высотой не менее 100 мм.
6.39. При отсыпке балластной призмы на увлажненное земляное полотно высоту балластного слоя под опорными элементами следует увеличивать в соответствии с данными, приведенными в таблице 6.8. Таблица 6.8- Высота балластной призмы на увлажненном земляном полотне
ГрунтыСтепень влажности грунтаУвеличение высоты, %
Маловлажные
до 0,5
10
Влажныеот 0,5 до 0,8
15
Насыщенныеот 0,8 до 1,0
20
6.40. Деревянные полушпалы для крановых путей изготавливаются путем распиливания (деления) на две равные части деревянных шпал железных дорог широкой колеи по ГОСТ 78 с последующим антисептированием торцов (кисточкой из ведра, антисептики на основе растительных и синтетических масел).
6.41. Допускается изготавливать деревянные полушпалы (соответствующей длины по проекту) из брусьев по ГОСТ 8486 с использованием древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы), а также из березы. Полушпалы, изготовленные из древесины, должны быть пропитаны масляными антисептиками (антисептики на основе растительных и синтетических масел) (погружение полушпал в ванну с антисептиком).
6.42. На подготовленную балластную призму по проектной оси направляющей распологаются опорные элементы кранового пути в соответствии с проектом.
6.43. Полушпалы располагают перпендикулярно оси направляющей.
Расстояние между осями полушпал должно соответствовать принятому в проекте. Допускается отклонение расстояния между осями полушпал от проектного до 50 мм.
6.44. Направляющие кранового пути крепят к опорным элементам полным комплектом промежуточных скреплений в соответствии с рисунком 5.4.14- 5.4.17 и проектом на крановый путь.
6.45. В деревянных полушпалах для шурупов и костылей следует сверлить отверстия (сверлильным инструментом) диаметром 12 мм, глубиной 130 мм, для костылей, диаметром 18 мм, глубиной 155 мм, для путевых шурупов.
6.46. Для предохранения путевых шурупов от самовывинчивания в отверстия полушпал перед закручиванием шурупов рекомендуется заливать расплавленный тугоплавкий битум (п.п. 3.4.35 РД 10-117-95 [3]).
6.47. Направляющие к деревянным полушпалам следует прикреплять через плоские металлические подкладки типа СД ГОСТ 8194, ГОСТ 12135 и костылями по ГОСТ 5812, а подкладки типа СК ГОСТ 16277 путевыми шурупами ГОСТ 809 с клеммами ГОСТ 22343 и болт клеммный ГОСТ 16016.
6.49. Направляющие к железобетонным полушпалам следует крепить через подкладки СД ГОСТ 16277, с применением резиновых прокладок типа ЦП ТУ 2539-161-01124323 [7] , болт закладной ГОСТ 16017 с клеммами ГОСТ 22343 и болт клеммный ГОСТ 16016.
6.50. Не допускается:
- прикреплять направляющие к деревянным полушпалам шурупами без установки прижимов и забивать шурупы молотком;
- приваривать направляющую к закладным деталям железобетонных опорных элементов.
6.51. Направляющие кранового пути не должны выходить за пределы крайнего опорного элемента (железобетонной балки, полушпалы).
6.52. Для сокращения сроков строительства и разборки наземного кранового пути допускается операции по п.п. 6.43 – 6.45 производить на площадке укрупненной сборки состоящих из направляющей и опорных элементов (инвентарных секций) с железобетонными балками длиной 6,25 м или с полушпалами длиной 12,5 м, показанные на рисунке 6.1.
а) с железобетонными балками; б) с полушпалами
Рисунок 6.1 - Инвентарные секции кранового пути
6.53. Стыки направляющих следует располагать между опорными элементами. Величина зазора в стыке не должна превышать 12 мм.
6.54. Смещение стыка направляющей одной нити кранового пути относительно другой в одном поперечном сечении не должно превышать 20 мм.
6.55. Стык направляющих должн быть закреплён полным комплектом элементов стыкового соединения в соответствии с рисунком 5.6 и 5.7 и проектом на крановый путь, стыковые накладки и болты для рельсовых стыков ГОСТ 11530 которые должны быть смазаны и установлены поочередно внутрь и наружу гайками с пружинными шайбами.
6.56. Резьбовые соединения должны быть затянуты с моментом в соответствии с таблицей 6.9.
Таблица 6.9 Максимальный крутящий момент затяжки болтовых соединений