- предохранять смесь в пути от воздействия атмосферных осадков, высоких и низких температур воздуха, ветра и солнечной радиации;
- предотвращать быструю потерю удобоукладываемости смеси и значительное ухудшение ее однородности;
- исключать потери цементного раствора и смеси в пути и при перегрузках;
- обеспечивать минимальные затраты времени от момента приготовления смеси до ее поступления на место укладки.
7.1.3 Транспортирование бетонных смесей следует осуществлять специализированными средствами, обеспечивающими сохранение заданных свойств бетонной смеси по дорогам с твердым покрытием без выбоин и неровностей.
Для доставки бетонной смеси от места приготовления до стройплощадки может использоваться автомобильный транспорт (см. 7.2), а также бетононасосы (см. 7.5) или ленточные конвейеры (см. 7.4).
Для подачи бетонной смеси в блок бетонирования могут использоваться:
- автомобильный транспорт, (см. 7.2);
- бетоноукладочные краны (см. 7.3);
- ленточные конвейеры (см. 7.4);
- бетононасосы (см. 7.5);
- пневмобетононагнетательные установки (см. 7.6);
- виброхоботы (см. 7.7).
7.1.4 В ППР и ПОР должны быть предусмотрены вспомогательные работы, для обеспечения транспортирования: устройство мостов и эстакад для проезда машин, укладка путей для кранов и бетоноукладчиков, установка приемных бункеров, вибролотков, хоботов, конструкций, поддерживающих трубопроводы и конвейеры.
7.1.5 В ППР и ПОР должны быть определены конструкции эстакад, инвентарных мостиков и других вспомогательных устройств для подачи бетонной смеси в блоки сооружений. Кроме этого, должны быть определены конструкции опор и допустимость их оставления в бетоне сооружений.
7.1.6 Максимальная продолжительность транспортирования бетонной смеси не должна быть более времени сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Необходимая подвижность бетонной смеси при выпуске ее бетонным заводом и на месте укладки должна устанавливаться в технических условиях, уточняться в ППР и обеспечиваться строительной лабораторией при разработке рабочих составов исходя из предельно допускаемой продолжительности транспортирования смеси, температуры наружного воздуха и смеси.
Для бетонной смеси без добавок-регуляторов схватывания время транспортирования смеси от момента ее приготовления до момента подачи в блоки сооружения ориентировочно не должно превышать значений, указанных в таблице 13.
При применении цементов с удлиненными сроками схватывания или добавок-замедлителей схватывания предельная продолжительность транспортирования смесей может быть увеличена в 1,5-3 раза.
Т а б л и ц а 13 – Рекомендуемое время транспортирования бетонной смеси без добавок-регуляторов схватывания
Температура бетонной смеси и наружного воздуха, °С | Предельно допустимая продолжительность транспортирования смеси, ч |
5-10 | 1,5 |
10-15 | 1,25 |
15-20 | 0,75 |
20-25 | 0,5 |
7.1.7 При строительстве каскада гидроузлов с массовой перевозкой бетонной смеси на расстояние свыше 15 км выбор добавок, предотвращающих расслоение смеси при транспортировании, и добавок-регуляторов схватывания, а также определение предельно допустимой продолжительности транспортирования смеси должны производиться специализированной научно-исследовательской организацией совместно с лабораторией строительства.
7.1.8 В процессе транспортирования и на месте укладки запрещается введение в бетонную смесь дополнительного количества компонентов (цемента, заполнителей, воды и добавок) для восстановления удобоукладываемости или иных качеств.
7.2 Использование автомобильного транспорта
7.2.1 Транспортирование бетонной смеси может осуществляться автосамосвалами, автобетоновозами, автобетоносмесителями, а также контейнерами или бадьями, устанавливаемых в кузовах бортовых автомобилей.
Тип автомобильного транспорта для транспортирования бетонной смеси должен соответствовать определенному в ППР.
7.2.2 Полезная емкость транспортного средства (бетоновоза, бадьевоза и т.д.) должна быть кратна объему замеса бетоносмесителя завода цикличного действия или бункера-накопителя завода непрерывного действия.
7.2.3 Транспортирование бетонной смеси повышенной удобоукладываемости (с П1 и выше, Р1-Р6) согласно приложению Л, следует осуществлять автобетоносмесителями.
7.2.4 Подачу бетонной смеси автосамосвалами с инвентарных мостиков следует производить в случаях, когда необходимо интенсивно вести работы при возведении сооружений с большими площадями и небольшой высоты.
7.2.5 При возведении бетонных плотин и подобных массивных сооружений подача бетонной смеси непосредственно к месту укладки автосамосвалами с перемещением их по уложенному бетону может производиться при бетонировании однослойными блоками по методу послойной укладки или при применении укатанных бетонов. В последнем случае для подачи бетонной смеси могут использоваться также скреперы.
7.2.6 Для подачи бетонной смеси в блоки бетонирования следует использовать автосамосвалы с удельным давлением колес на поверхность бетона, не превышающим 0,6 МПа.
Передвижение автосамосвалов по поверхности ранее уложенного вибрированного бетона разрешается только при достижении его прочности при сжатии не менее 3 МПа, а укатанного бетона – без ограничений.
7.2.7 Разгрузка применяемых транспортных средств (автосамосвалов, автобензовозов) должна производиться постепенно, в пределах 15-30 с, автобетоносмесителей в соответствии с техническими требованиями транспортного средства, при этом транспортные средства должны обеспечивать полное их опорожнение от бетонной смеси.
7.2.8 Очистка и промывка транспортных средств от налипшей бетонной смеси должна производиться в соответствии с техническими требованиями к транспортному средству, но не реже одного раза в смену для самосвалов, автобетоновозов, а также контейнеров или бадей, и после каждой разгрузки для автобетоносмесителей.
Промывка кузовов автобетоновозов всех типов и бадей должна производиться на специальных круглогодично действующих промывочных пунктах.
7.2.9 Не допускается в процессе очистки кузовов автосамосвалов и автобетоновозов подвергать их ударному воздействию ручным инструментом:
кувалдами, ломами и т.п. При их разгрузке следует применять вибраторы.
7.3 Использование бетоноукладочных кранов
7.3.1 Типы применяемых при бетонировании массивных сооружений бетоноукладочных кранов, схемы их установки и перемещения должны определяться в проектах организации строительства и проекте производства работ. Для подачи бетонной смеси могут использоваться краны на гусеничном ходу, краны башенного или портально-стрелового типов (см. таблицу Л.1 приложения Л), кабелькраны.
В зависимости от принятой схемы краны могут устанавливаться:
- на основании сооружения или на возведенных бетонных конструкциях сооружения;
- строительных эстакадах.
7.3.2 При применении крановой подачи со строительных эстакад необходимо:
- избегать последовательного поярусного устройства эстакад, так как возведение их очередями значительно увеличивает стоимость и приводит к снижению интенсивности подачи бетонной смеси в блоки сооружений;
- предусматривать возможность использования инвентарных пролетных строений;
- использовать в качестве опор эстакад бычки и контрфорсы плотин.
7.3.3 При применении кабель-кранов, они должны устанавливаться таким образом, чтобы их зона действия обеспечивала укладку бетона в сооружение без их перемонтажа.
7.3.4 При использовании кабель-кранов должны устраиваться площадки для загрузки бадей, которые, как правило, не должны отцепляться от кабель-кранов в процессе работы.
7.3.5 При возведении плотин однослойными блоками по методу послойной укладки или с применением укатанных бетонов целесообразно использовать стационарные кабель-краны с подачей бетонной смеси в передвижные перегрузочные бункеры с последующей развозкой ее к месту укладки автобетоновозами.
7.3.6 Используя серийно выпускаемое оборудование, следует компоновать наиболее рациональные комплекты: транспорт – одна или две бадьи –бетоноукладочный кран, - у которых производительность и грузоподъемность (емкость) каждого звена согласуются друг с другом и соответствуют расчетной интенсивности бетонирования.
7.3.7 Для подачи бетонной смеси следует применять два типа бадей: неповоротные, загружаются как на бетоносмесительных узлах перемещаемые от мест загрузки в транспортных средствах (см. таблицу Л.2 приложения Л), так и на строительной площадке с помощью перегрузочных устройств, автобетоновозов, автобетоносмесителей и других средств, обеспечивающих достаточную высоту разгрузки и поворотные (опрокидные), загружаемые из автотранспортных средств (автосамосвалов) на месте укладки в горизонтальном положении (см. таблицу Л.3 приложения Л) и перемещаемые кранами в блоки бетонирования в вертикальном положении.
7.3.8 Внутренняя поверхность стенок бадьи должна быть гладкой и ровной, без выступающих частей, сварные швы должны быть зачищены.
7.3.9 Такелажное оборудование и бадьи до начала бетонных работ должны быть испытаны в соответствии с правилами Госгортехнадзора.
7.3.10 Бадья должна иметь маркировку и надпись, указывающую ее номинальную и максимальную допустимую емкость или грузоподъемность по бетонной смеси.
7.3.11 Бадьи емкостью 0,5 - 1 м3 преимущественно с боковой разгрузкой следует применять для бетонирования немассивных конструкций (отдельно стоящих фундаментов небольших объемов, колонн; балок, ригелей, перекрытий, покрытий, тонких стен.
Бадьи емкостью 1 - 2 м3 рекомендуется применять для бетонирования конструкций средней массивности (фундаментов под здания и сооружения средних объемов, мощных каркасов, подпорных стен и т.п.).
Бадьи емкостью от 2 м3 и выше следует применять для массивных конструкций (блоки гидротехнических сооружений и т.п.).
Большегрузные бадьи емкостью более 6 м3 следует применять при использовании для разравнивания и уплотнения бетонной смеси специальных механизмов, например, бульдозеров, манипуляторов с пакетами вибраторов и др.
Технические характеристики рекомендуемых бадей приведены в приложении Л (таблицы Л.2 и Л.3).
7.3.12 При подаче бетонной смеси кабель-кранами должны использоваться, как правило, неповоротные бадьи, загружаемые из транспортных средств на специально устраиваемых площадках. При этом бадьи от кабель-крана не отцепляются. Операции вертикальных и горизонтальных перемещений груза должны совмещаться.
7.3.13 При бетонировании массивных сооружений блоками большой площади для уменьшения затрат труда на разравнивание бетонной смеси в блоке и исключения излишних ее перемещений разгрузка подаваемых в блок порций бетонной смеси должна производиться так, чтобы расстояние между центрами масс r разгружаемых порций было равно: