Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;
нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Расходы территориальной сетевой организации, связанные с временным осуществлением функций гарантирующего поставщика, не компенсируемые сбытовой надбавкой, подлежат компенсации путем их включения в следующем периоде регулирования в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе в состав их предельных уровней), устанавливаемых в отношении потребителей того субъекта Российской Федерации, в котором указанная организация выступала в качестве гарантирующего поставщика.
Учет указанных расходов в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности и ином законном основании территориальным сетевым организациям, направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении цен (тарифов) на передачу электрической энергии, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования - доходам от оказания услуг по передаче электрической энергии и доходам от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования. Под дополнительными доходами в настоящем пункте понимается величина, равная произведению выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и разницы между ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии, уменьшенной на величину составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой указанная территориальная сетевая организация приобретала электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, направляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования, которыми являются доходы от оказания услуг по передаче электрической энергии и доходы от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Распределение затрат сетевой организации между расходами, учитываемыми при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и расходами, учитываемыми при установлении платы за технологическое присоединение, производится согласно учетной политике сетевой организации.
При этом затраты сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе на уплату налогов, учитываются отдельно от затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии.
82. При применении метода доходности инвестированного капитала на территории субъекта Российской Федерации цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, ежегодно корректируются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом особенностей регулирования тарифов, предусмотренных пунктом 37 настоящего документа.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, могут рассчитываться на основе долгосрочных параметров регулирования. Предельные уровни указанных тарифов устанавливаются на долгосрочный период регулирования, не менее чем на 5 лет (при установлении впервые предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - не менее чем на 3 года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
83. Расчет цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, а также расчет предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При расчете цен (тарифов) и предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов), указанных в абзаце первом настоящего пункта, определение предельного объема средств, предназначенных для страхования риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об электроэнергетике" и включаемых в состав платы за услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховых взносов страховщику в связи с осуществлением страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) и риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России.
При установлении цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков учитываются затраты на осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности).
При установлении предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей Федеральной службой по тарифам определяются предельные объемы средств, предназначенные для оплаты соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, в отношении каждого вида услуг по обеспечению системной надежности.
При расчете указанных в абзаце первом настоящего пункта предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) учитываются расходы на организацию отбора исполнителей, заключение договоров об оказании соответствующих услуг, осуществление контроля фактического предоставления указанных услуг, координацию действий исполнителей по оказанию услуг и оплату услуг по обеспечению системной надежности в порядке, определенном методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При расчете указанных в абзаце первом настоящего пункта предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) учитываются расходы на подготовку и организацию проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей, оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва и осуществление контроля фактического предоставления указанных услуг. Перечень расходов системного оператора (соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) на подготовку и организацию проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей и на оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва определяется Федеральной службой по тарифам в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Цены на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей рассчитываются субъектом оперативно-диспетчерского управления в порядке, предусмотренном методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта цены (тарифы) и предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни доводятся субъектом оперативно-диспетчерского управления до сведения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии путем их опубликования на официальном сайте субъекта оперативно-диспетчерского управления в сети Интернет не позднее 5 дней до начала периода применения тарифа с одновременным уведомлением Федеральной службы по тарифам.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни могут быть дифференцированы по субъектам Российской Федерации.
84. Услугами, которые оказываются субъектами естественных монополий в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и цены (тарифы) на которые регулируются государством, являются:
1) управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, включая:
обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;
управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в порядке, устанавливаемом правилами оптового рынка;
участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;
разработку и представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью мероприятий, технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России и участие в их реализации;
участие в разработке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики;
участие в разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;
согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;
выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора;
разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;
регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, системной и противоаварийной автоматики;
организацию и управление режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, в том числе куплю-продажу электрической энергии (мощности) в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств в порядке, установленном правилами оптового рынка;
участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России;
участие в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России;
участие в расследовании причин аварий в электроэнергетике;
организацию и проведение отбора мощности на конкурентной основе в соответствии с правилами оптового рынка;
рассмотрение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, а также подготовка замечаний и предложений к инвестиционным программам и их направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществление контроля за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью;
разработку и представление в уполномоченные органы исполнительной власти и соответствующие сетевые организации предложений по включению в инвестиционные программы сетевых организаций объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии, определенных по результатам отбора мощности на конкурентной основе;
2) организация отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, включая организацию отбора исполнителей соответствующих услуг, заключение договоров об оказании соответствующих услуг, осуществление контроля фактического предоставления указанных услуг, координацию действий исполнителей по оказанию услуг и оплату таких услуг.
85. Услуги по организации торговли на оптовом рынке, связанные с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии (мощности) и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, оказываются коммерческим оператором оптового рынка. Расчет этого тарифа устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
86. Цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций устанавливаются Федеральной службой по тарифам в отношении каждой услуги и каждого объекта электроэнергетики, с использованием которого оказывается соответствующая услуга по обеспечению системной надежности.
Расчет регулируемых цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
При расчете регулируемых цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности в необходимую валовую выручку включаются экономически обоснованные расходы субъекта электроэнергетики, связанные с оказанием услуг по обеспечению системной надежности, с учетом установленных системным оператором технических параметров и характеристик объектов электроэнергетики, с использованием которых осуществляется (планируется осуществлять) оказание соответствующих услуг, а также условий технологического режима и параметров их работы, определенные в том числе на основании типовых затрат по отдельным статьям, определяемых Федеральной службой по тарифам.
Затраты субъекта электроэнергетики, связанные с оказанием услуг по обеспечению системной надежности, учтенные Федеральной службой по тарифам при установлении для указанного субъекта цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность либо иную продукцию (услуги), цены (тарифы) на которые регулируются государством, не подлежат учету при расчете цены (тарифа) на услуги по обеспечению системной надежности.