Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 февраля 2014 г. N 159 "Об утверждении и внедрении Классификатора финансовых активов (КФА) в статистическую практику"

В целях совершенствования разработки официальной статистической информации, касающейся финансовых активов, и внедрения рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по развитию системы национальных счетов России в соответствии с методологией СНС-2008 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Классификатор финансовых активов (далее - КФА) и ввести его в действие с 1 января 2015 г.
2. Управлению национальных счетов (А.А. Татаринов):
2.1. Обеспечить использование КФА при разработке макроэкономических показателей в соответствии с требованиями СНС-2008.
2.2. До 1 мая 2014 года направить письмо в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти о целесообразности использования в государственных информационных системах группировок КФА.
3. Начальникам управлений центрального аппарата Росстата совместно с Управлением национальных счетов (А.А. Татаринов) и Управлением организации статистического наблюдения и контроля (С.Н. Егоренко) обеспечить внедрение КФА в статистическую практику с 1 января 2015 года.
4. Управлению организации статистического наблюдения и контроля (С.Н. Егоренко) совместно с Управлением информационных ресурсов и технологий (М.В. Бурдаков) до 1 апреля 2014 г. разместить на официальном сайте Росстата в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в рубрике "Методология", подрубрике "Методологические разработки Росстата" информацию о принятии, введении в действие и внедрении в статистическую практику КФА.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росстата И.Д. Масакову.
Руководитель
А.Е. Суринов

Классификатор  финансовых активов (КФА) (утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 февраля 2014 г. N 159)

Предисловие

РазработанУправлением организации статистического наблюдения и контроля, Управлением национальных счетов Федеральной службы государственной статистики и Центром по экономическим классификациям.
ПредставленУправлением организации статистического наблюдения и контроля Федеральной службы государственной статистики.
УтвержденПриказом Федеральной службы государственной статистики от      N 

I. Введение

Классификатор финансовых активов (КФА) входит в состав отраслевых классификаторов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
КФА разработан в соответствии с приказом Росстата от 30.12.2011 N 526 "Об утверждении Плана научно-исследовательских работ на 2012 год и Плана методологических работ Федеральной службы государственной статистики на 2012 год" (работа N 20) и приказом Росстата от 30.03.2011 N 81 "Об утверждении Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 г. по 2017 г." (п. 1.1.1.3 "Основных мероприятий по реализации Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 г. по 2017 г.").
При разработке КФА учтен стандарт Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов 2008 года (СНС).

1.1. Сфера применения Классификатора финансовых активов

Сферой применения КФА являются институциональные единицы.
Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы ведут бухгалтерский учет, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
КФА обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:
проведения работ по оценке объемов, состава и состояния финансовых активов;
реализации комплекса учетных функций по финансовым активам в рамках работ по государственной статистике;
переходу отечественной статистики на классификацию экономических активов, принятую в международной практике СНС, и разработке на ее основе баланса активов и пассивов и финансового счета;
осуществления международных сопоставлений по составу финансовых активов;
расчета экономических показателей, связанных с финансовыми активами;
формирования перечней и номенклатур для специальных статистических задач.
При разработке КФА термин "Ссуды" (см. Таблицу 1, коды AF4 и F4) изменен на термин "Кредиты и займы" в соответствии с определениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2. Финансовые активы в классификации экономических активов, принятой в международной практике СНС

СНС представляет собой систему счетов, предназначенную для измерения запасов экономической стоимости и изменений в них, и идентификации лиц, групп лиц, юридических и социальных единиц, имеющих требования в отношении экономической стоимости.
Для того чтобы отразить запасы и потоки в системе счетов, необходимо идентифицировать стороны, имеющие требования в отношении экономической стоимости, воплощенной в запасах или изменяемой потоками. Этими сторонами являются лица, группы лиц, юридические и социальные единицы, упомянутые выше. Они описываются как институциональные единицы в СНС и группируются в институциональные секторы в соответствии с их экономическими целями, функциями и поведением.
Запасы измеряют экономическую стоимость на некоторый момент времени. Потоки измеряют изменения в экономической стоимости за некоторый период времени. Запасы регистрируются в балансе активов и пассивов и связанных с ним таблицах (некоторые запасы - в таблице использования, связанной с анализом по схеме "затраты-выпуск"). Потоки регистрируются во всех других счетах и таблицах СНС. Счета потоков в полной последовательности счетов для институциональных секторов включают текущие счета, которые имеют дело с производством, доходами и использованием доходов, и счета накопления, которые показывают все изменения между двумя балансами активов и пассивов.
Для того чтобы иметь систему, которая является полной и внутренне согласованной, все изменения в экономической стоимости между запасами на два момента времени должны быть отражены в потоках. Первое требование в отношении принятых договоренностей по ведению счетов состоит, таким образом, в том, чтобы точно определить, что понимается под запасами и потоками. Как только это сделано, должны быть определены правила регистрации изменений в экономической стоимости в рамках системы счетов. Эти правила определены так, чтобы обеспечить внутреннюю согласованность СНС в отношении стоимости, времени регистрации и классификации.
Запасы - это наличие активов или обязательств на тот или иной момент времени. СНС регистрирует запасы в счетах, которые обычно называются балансами активов и пассивов, составляемых на начало и конец отчетного периода. Однако запасы связаны с потоками: они являются результатом накопления от предыдущих операций и других потоков, и они изменяются в результате операций и других потоков в данном периоде. Они являются результатом непрерывных добавлений к запасам и изъятий из них и некоторых изменений в объеме или стоимости, происходящих в течение периода, пока данный актив или обязательство находятся в запасах.
Экономические потоки отражают создание, трансформацию, обмен, трансферт или исчезновение экономической стоимости. Они предполагают изменения в объеме, структуре или стоимости активов и обязательств институциональной единицы. Отражая разнообразие в экономике, экономические потоки имеют конкретный вид, такой как оплата труда, налоги, проценты, потоки капитала и так далее, которые отражают способы, с помощью которых происходят изменения в активах и обязательствах единицы.
Экономические потоки состоят из операций и других потоков. Операция - это экономический поток, представляющий собой взаимодействие между институциональными единицами по взаимному согласию или действие в рамках одной институциональной единицы, которое с аналитической точки зрения целесообразно рассматривать как операцию, часто ввиду того, что единица функционирует в двух различных качествах. На стоимость актива или обязательства могут оказывать влияние экономические потоки, которые не являются операциями. Такие потоки описываются как "другие потоки". Другие потоки представляют собой изменения в стоимости активов и обязательств, которые не являются результатами операций. Например, это потери в результате стихийных бедствий, а также изменения в стоимости активов и обязательств в результате изменения цен.
Потоки и запасы группируются в соответствии с иерархической классификацией СНС, представленной в Таблице 1. Классификация операций и других потоков имеет пять наименований на наиболее высоком уровне агрегирования, которые относятся к операциям с продуктами, операциям по распределению и перераспределению дохода, операциям с непроизведенными активами, финансовыми активами и обязательствами и к другим записям о накоплении. В счетах накопления эта иерархия может относиться как к операциям, так и к типам активов, с которыми они связаны.
Потоки и запасы регистрируются в счетах институциональных единиц, которые являются или являлись собственниками соответствующих товаров или активов; в счетах единиц, которые производят или потребляют услуги; или в счетах единиц, которые предоставляют труд и капитал или используют их в производстве. Для некоторых целей институциональные единицы, участвующие в производстве, рассматриваются как состоящие из одного или нескольких заведений, и заведения могут быть сгруппированы в отрасли.
Различают две формы собственности, юридическую и экономическую. Юридическим собственником объектов, таких как товары и услуги, природные ресурсы, финансовые активы и обязательства является институциональная единица, имеющая по закону и поддерживаемое законодательно право предъявлять требования на получение экономических выгод, связанных с этими объектами.
В некоторых случаях органы государственного управления могут заявить о праве юридической собственности на объекты от имени общества в целом. Ни один объект, в отношении которого нет юридического собственника, индивидуального или коллективного, не рассматривается в СНС.
Экономический собственник объектов, таких как товары и услуги, природные ресурсы, финансовые активы и обязательства - это институциональная единица, которая имеет право предъявлять требования на получение экономических выгод, связанных с использованием упомянутых объектов в ходе экономической деятельности благодаря принятию связанных с этим рисков.
У каждого объекта есть как юридический, так и экономический собственник, хотя во многих случаях экономический собственник и юридический собственник объекта совпадают. В тех случаях, когда они не совпадают, юридический собственник передает ответственность за риски, связанные с использованием объекта в экономической деятельности, экономическому собственнику вместе со связанными выгодами. В обмен юридический собственник принимает другой набор рисков и выгод от экономического собственника. В принципе, в СНС, когда используется выражение "собственность" или "собственник" и когда юридический и экономический собственники различны, имеется в виду экономический собственник.
Когда органы государственного управления заявляют о юридической собственности на объекты от имени общества в целом, выгоды также поступают органам государственного управления, выступающим от имени общества в целом. Таким образом, органы государственного управления являются и юридическим, и экономическим собственником этих объектов.
Выгоды, связанные с финансовыми активами и обязательствами, редко передаются от юридического собственника экономическому собственнику абсолютно в той же форме. Они обычно трансформируются в новые формы финансовых активов и обязательств, благодаря посреднической деятельности финансового учреждения, которое принимает некоторые риски и выгоды, передавая их сальдо другим единицам.
Активы отражаются в балансе активов и пассивов институциональной единицы, которая является экономическим собственником актива. Во многих случаях эта единица также будет юридическим собственником, но в случае финансовой аренды (лизинга) арендованный актив регистрируется в балансе активов и пассивов арендополучателя, в то время как арендодатель имеет финансовый актив равной стоимости и корреспондирующее требование к арендополучателю.
Баланс активов и пассивов - это отчет, составленный на определенный момент времени, содержащий данные о стоимости активов, находящихся в собственности институциональной единицы или группы институциональных единиц, и стоимости обязательств, которые приняты институциональной единицей или группой институциональных единиц. Баланс активов и пассивов может быть составлен для институциональных единиц, институциональных секторов и всей экономики.
Баланс активов и пассивов завершает последовательность счетов, показывая окончательный результат записей в счетах производства, распределения и использования доходов.
Существование набора балансов активов и пассивов, интегрированных со счетами потоков, обеспечивает аналитикам более широкий взгляд при мониторинге и оценке экономических и финансовых условий и поведения. Балансы активов и пассивов предоставляют информацию, необходимую для экономического анализа. Например, в исследованиях факторов, определяющих поведение домашних хозяйств, в функции потребления и сбережения часто включают переменные богатства, чтобы учесть влияние таких факторов, как, например, колебания цен на корпоративные ценные бумаги. Кроме этого, балансы активов и пассивов для групп домашних хозяйств необходимы, чтобы оценить распределение богатства и ликвидности.
Балансы активов и пассивов позволяют экономистам оценивать финансовое положение сектора и позволяют центральному банку осуществлять анализ степени риска. Банки и другие финансовые учреждения, например, обязаны поддерживать определенные соотношения резервов, которые могут быть установлены с помощью баланса активов и пассивов. Информация баланса активов и пассивов о финансовых активах нерезидентов и принятых ими обязательствах представляет значительный интерес как индикатор экономических ресурсов страны и для того, чтобы оценить внешнюю позицию дебитора или кредитора страны.
Финансовый счет в последовательности счетов СНС отражает операции с каждой категорией финансовых активов и обязательств для каждого институционального сектора национальной экономики и остального мира.