Решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 29 января 2015 г. N 9 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 23.12.2011 N 222 "О Программе комплексного социально-экономического разви стр. 5

Две централизованные библиотечные системы (детская и взрослая) имеют 39 библиотечных пунктов.
Для духовно-эстетического воспитания подрастающего поколения создана сеть учебных заведений культурно-эстетического направления: две музыкальные и одна художественная школа, школа искусств в поселке Новогорный, Озерский колледж искусств.
На территории Озерского городского округа функционируют 137 спортивных сооружений различной направленности, из них 41 единица плоскостных спортивных сооружений (стадионы, футбольные поля, спортивные площадки), 3 лыжные базы, полигон, на которых реализуют свою деятельность различные городские спортивные федерации и секции, а также 2 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Для занятий лиц с ограниченными возможностями работает спортивный комплекс "Парус". В конце 2013 года после реконструкции введен в эксплуатацию бассейн "Дельфин". С каждым годом в округе отмечается рост количества жителей, занимающихся различными видами спорта. Большой популярностью пользуются массовые спортивные мероприятия: "Лыжня России", "Российский Азимут", "Кросс Наций", Кубок Мэра по художественной гимнастике, турниры по дзюдо, волейболу, картингу, мотокроссу и другие.
Розничная торговля
Розничная торговля Озерского городского округа представлена 15 крупными торговыми комплексами с торговой площадью 25,6 тыс. кв. м и 276 предприятиями торговли различного формата с торговой площадью 62,1 тыс. кв. м. Обеспеченность торговой площадью на 1 000 жителей Озерского городского округа составляет 680,1 кв. м (с ростом на 1,9% по сравнению с 2012 годом).
Оборот розничной торговли в 2013 году в Озерском городском округе составил 8 466 млн. руб. (в среднем -7,73 тыс. руб. в месяц на человека, рост по сравнению с 2012 годом 5,4%), в том числе продовольственными товарами -
62% (в 2012 году 60%).
В течение 2013 года открыто 13 магазинов с общей торговой площадью 827 кв. м.
Общественное питание
Услуги общественного питания в 2013-2014 годах стали одной из самых динамично развивающихся сфер потребительского рынка Озерского городского округа.
Общественное питание в Озерском городском округе включает 52 предприятия открытой сети на 2481 посадочных мест и 34 предприятия закрытой сети на 5885 посадочных мест. Вся сеть общественного питания рассчитана на 8306 посадочных мест, что составляет 90 посадочных мест на 1000 человек.
Оборот общественного питания в 2013 году в Озерском городском округе составил 632 млн. руб. (в среднем - 576 руб. в месяц на человека, в 2012 году - 522 руб. в месяц).
В 2013 году открыто 8 новых предприятий общественного питания с общим количеством посадочных мест - 281.
На рынке общественного питания высоко развита конкуренция, все предприятия (за исключением закрытой сети) являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Здесь представлены самые разные виды предприятий общественного питания:
Рестораны - предприятия с широким ассортиментом предлагаемых блюд и количеством посадочных мест более 50 - 6 предприятий, общей торговой площадью 1194 кв. м.
Кафе - предприятия с ограниченным ассортиментом предлагаемой продукции или с количеством посадочных мест менее 50. К данной категории относятся 23 объекта общей торговой площадью 4648 кв. м.
Внутри данной группы высоко развита как специализация на какой-либо национальной кухне, так и разделение по группам посетителей (люди среднего достатка, студенты, молодые семьи с детьми, безалкогольные заведения и т.п.).
Закусочные, кафетерии и буфеты - 9 предприятий, общей площадью 343 кв. м. Расположены в основном в офисных и производственных зданиях, являются альтернативой столовым.
Столовые открытой сети - 4 предприятия общей площадью 3686 кв. м. являются необходимой частью сети общественного питания, обеспечивая доступными по цене обедами работников городских предприятий и организаций. На базе столовых действуют крупные цеха по производству школьного питания.
Столовые закрытой сети при учебных заведениях - 24 предприятия общей площадью 7328 кв. м. Все учреждения среднего образования обеспечены собственными столовыми, где трудятся повара и кондитеры высокого класса, обеспечивающие учащихся и студентов качественным питанием. Стоимость питания существенно ниже, чем в других заведениях, часть учащихся обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств бюджета Озерского городского округа.
Столовые закрытой сети при ФГУП "ПО "Маяк" - 9 столовых общей площадью 8500 кв. м. Обеспечивают питанием работников градообразующего предприятия.
Бытовое обслуживание
Бытовое обслуживание в Озерском городском округе представлено 158 предприятиями, работающими в сфере наиболее значимых видов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93. Широко представлены следующие виды:
ремонт, окраска и пошив обуви;
ремонт и пошив одежды;
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;
ремонт и изготовление металлоизделий;
ремонт, изготовление мебели;
ремонт, строительство жилья и других построек;
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий;
услуги бань и душевых;
услуги парикмахерских.
В 2013 году открылось 10 новых предприятий бытового обслуживания.
В сфере бытовых услуг падения спроса не наблюдается. Горожане продолжают пользоваться услугами парикмахерских, соляриев, банных комплексов, мастерских по ремонту обуви, швейных и фотоателье. По статистике, каждый житель округа в среднем тратил на эти цели свыше 560 рублей в месяц (в 2012 году - 508 руб., рост 10,2%). Главное направление развития сферы бытового обслуживания - повышение качества и безопасности оказываемых услуг.

III. Основания для разработки Программы

Миссией Госкорпорации по атомной энергии "Росатом" является выполнение государственных задач обороноспособности, ядерной и радиационной безопасности, общественно приемлемое производство атомной электроэнергии и достижение технологического лидерства в глобальном масштабе за счет передовых компетенций в науке об атоме и ядре.
Для выполнения миссии и достижения целей, поставленных перед предприятиями атомной отрасли Госкорпорацией по атомной энергии "Росатом", необходимо обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие как самих предприятий, так и городских территорий закрытых административно-территориальных образований - территорий присутствия Госкорпорации по атомной энергии "Росатом".
ЗАТО - городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия ядерного оружейного комплекса по переработке радиоактивных и других материалов, для которых устанавливаются особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Главная стратегическая цель Программы - обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений жителей ЗАТО г. Озерск. Основным условием развития Озерского городского округа, безопасного функционирования градообразующего предприятия с опасными видами производств является устойчивое и эффективное функционирование инженерной инфраструктуры, включая системы электро- и теплоснабжения, водопровода и канализации, связи, транспортной сети автодорог и др.
Программа учитывает стратегические направления развития градообразующего предприятия и ЗАТО на среднесрочный период и предусматривает систему мероприятий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития городского округа, согласованную с установленными органами федеральной исполнительной власти целями по развитию субъекта Российской Федерации.
В настоящем разделе содержится вывод из анализа стратегических предпосылок при инерционном сценарии развития города, накопившихся структурных проблем, препятствующих устойчивому развитию территории, оценка слабых и сильных сторон ЗАТО, угроз и возможностей для его сбалансированного развития. Логика и выводы проведения анализа представлены на рисунке 1.
1072 × 1200 пикс.     Открыть в новом окне

IV. Особенности развития Озерского городского округа, решаемые в рамках Программы

На основании анализа количественных и качественных данных о процессах социально-экономического развития Озерского городского округа можно выделить следующие ключевые проблемы развития, на решение которых должны быть направлены совместные усилия органов местного самоуправления Озерского городского округа, городского сообщества, хозяйствующих субъектов и предпринимателей, а также территориальных подразделений органов государственной власти:
Монопрофильность экономики. Зависимость жизни значительной части населения и доходов бюджета Озерского городского округа от деятельности одного предприятия определяет специфику социально-экономического развития округа. Даже незначительные колебания мировой конъюнктуры на рынках продукции атомной промышленности, а также процессы текущей реорганизации бизнеса градообразующего предприятия могут отражаться в финансовой и социальной сфере города.
Высокий износ инженерных инфраструктур. Высокий износ инфраструктур и исчерпание ресурсов по мощности (в первую очередь в части электроснабжения, водоснабжения и водоотведения) создают ограничения по возможности подключения новых потребителей. Это является сдерживающим фактором как жилищного, так и промышленного строительства в городе и на внегородских территориях.
Вывоз капитала за границы города. Сложившийся в настоящий момент формат приводит к тому, что от трети до половины финансовых ресурсов горожан вывозятся за пределы Озерска, более 10 % трудоспособного населения работает за границами города и платит там налоги. В результате, человеческий и финансовый капитал Озерска вывозится из города и не работает на развитие и повышение качества жизни в нем.
Развитая социальная инфраструктура. Наличие в городе большого количества высокозатратных учреждений социальной сферы, обеспечивающих относительно высокое качество социальных, культурных и образовательных услуг, воспринимается многими как достижение и сильная сторона Озерска. В то же время, при существующих реалиях бюджетной обеспеченности, традиционный уровень содержания становится затруднительным. Требуется внедрение новых форм и технологий работы, позволяющих решать стоящие перед городом задачи в социальной сфере с учетом имеющихся бюджетных и внебюджетных ресурсов.

V. SWOT-Анализ динамики социально-экономического развития Озерского городского округа