Отмеченные выше ключевые особенности и главные диспропорции, которыми определяются основные проблемы и перспективы ЗАТО, а также требования к стратегии социально-экономических развития, представлены в форме SWOT-таблицы.
Сильные стороны: | Благоприятные возможности: |
Высокое качество индустриально-промышленной базы ЗАТО, высокий уровень технологического потенциала.Значительный интеллектуальный капитал.Большое количество действующих промышленных предприятий.Наличие "открытой" внегородской территории (пос. Метлино и Новогорный).Высокое качество образования, подтверждаемое высокими результатами ЕГЭ выпускников школ города (выше среднероссийских и областных).Стабильный уровень заработной платы с устойчивой динамикой (определяемый ФГУП "ПО "Маяк"). | Диверсификация экономики ЗАТО за счет трансферта технологий в частный сектор, соответствующего привлечения частных инвестиций.Диверсификация экономики ЗАТО за счет развития сектора малого и среднего предпринимательства, как в промышленности, так и в сфере розничной торговли и услуг.Резервы по наращиванию безвозмездных поступлений при повышении качества проработки региональных программ с долевым участием федерального бюджета.Возможность частичного восстановления объемов прибыли действующих предприятий за счет полной загрузки мощностей при адресной поддержке наиболее перспективных направлений.Рост спроса на инновационную продукцию.Синергетика от высокого экономического роста, роста финансовых результатов и инвестиций ФГУП "ПО "Маяк". |
Слабые стороны: | Угрозы: |
Нарастающий разрыв между уровнями развития градообразующего предприятия и города.Дисбаланс в структуре рынка труда - существенная разница в уровнях оплаты труда между различными категориями занятого населения. | Выход из строя инженерных сетей из-за их высокой изношенности - угроза экономической безопасности ЗАТО.Сохраняющийся отрицательный показатель естественного прироста населения.Растущая конкуренция внутриобластных городов и ЗАТО за привлечение перспективной молодежи и квалифицированных кадров.Снижение качества интеллектуального капитала, его регресс.Увеличение дотационности бюджета ЗАТО из-за падения собственных налоговых доходов в результате изменения законодательства, сокращения деловой активности ФГУП "ПО "Маяк". |
Таким образом, SWOT-анализ выявил, что ключевыми задачами развития ЗАТО г. Озерск являются:
сокращение выявленного разрыва в развитии ФГУП "ПО "Маяк" и ЗАТО город Озерска;
диверсификация отраслевой структуры производства в округе, снижение зависимости доходов бюджета от деятельности градообразующего предприятия;
создание условий для реализации проектов развития бизнеса за счет развития и повышения качества инженерной и социальной инфраструктур территории и создания новых рабочих мест;
увеличение налоговой базы округа для роста доли собственных доходов бюджета;
повышение уровня безопасности эксплуатации систем жилищно-коммунального хозяйства;
рост качества и повышение комфортности жизни в Озерском городском округе.
VI. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы предполагает выполнение ряда мероприятий и проектов (Приложение 1), направленных на решение поставленных задач в соответствии с выработанными политиками.
Проекты и мероприятия направлены на осуществление стратегической траектории развития Озерского городского округа, включают комплекс организационных, экономических и правовых мер, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач Программы.
Выполнение проектов и программных мероприятий согласовано по срокам и осуществляется поэтапно.
Реализация Программы не требует изменения и дополнения существующего законодательства. Модификация нормативного поля в 2012-2016 годах будет направлена на повышение эффективности муниципального управления, а также выполнение требований федерального и регионального законодательства.
При реализации Программы предполагается привлечение средств бюджетов разных уровней, выделяемых в рамках целевого финансирования, и внебюджетных средств. Для повышения эффективности использования средств осуществляется синхронизация деятельности местной администрации муниципального образования и инициатив частного сектора на территории Озерского городского округа.
Связь Программы социально-экономического развития Озерского городского округа на 2012 - 2016 годы с бюджетным процессом осуществляется посредством документов программно-целевого планирования (долгосрочных и адресных целевых программ). Для участия в реализации федеральных и областных целевых программ и иных формах поддержки из федерального и областного бюджета в целях получения межбюджетных трансфертов администрация Озерского городского округа вправе принимать и иные документы в соответствии с требованиями федеральных и областных правовых актов и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.1. Экономическая политика
Цель экономической политики: создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной диверсифицированной экономики, обеспечивающей создание устойчивых рабочих мест с высокой производительностью труда.
Основные направления реализации экономической политики:
Расширение функций Озерского городского округа в экономике Челябинской области и России за счет развития новых видов деятельности, выхода на новые рынки товаров и услуг, включения в новые технологические бизнес-сообщества.
Увеличение видов и объемов продукции, производимой предприятиями Озерского городского округа для продажи за его пределами, в том числе за счет создания новых продуктов, повышения качества услуг и выхода на новые рынки.
Повышения интенсивности интеграционных процессов в рамках Челябинской области, в том числе за счет включения внегородских территорий Озерского городского округа в экономическое пространство региона.
Создание на территории ЗАТО зон нового промышленного освоения, ориентированных на внедрение в промышленном масштабе инновационных технологий и разработок с развертыванием необходимых инженерных инфраструктур современного уровня.
Расширение спектра продуктов, производимых предприятиями округа, поддержка развития научных исследований и разработок, инновационных видов деятельности, ориентированных на использование ядерных материалов и технологий.
Привлечение новых видов экономической деятельности на территории, находящиеся вне закрытой зоны (внегородские территории).
Стимулирование создания рабочих мест с уровнем заработной платы выше, чем в среднем по городу.
Создание условий для притока инвестиций, повышения эффективности производства и предпринимательской инициативы; модернизация производства действующих субъектов экономики.
Наименование мероприятий, проектов | Цели и задачи программы комплексного социально-экономического развития 2012-2016 годы | Рейтинг проектов* | Срок реализации | Субъекты реализации | |
Инновационный индустриальный парк | Диверсификация экономики, развитие внегородских территорий | 2 | 2015-2016 и далее | Администрация Озерского городского округа | |
Создание лесоперерабатывающего комплекса | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ЗАО "Фабрика Специ-альных Столярных Из-делий "Краснодерев-щик" | |
Организация производства интеллектуального рукава для восстановления трубопроводов | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ЗАО "Уральский завод полимерных техноло-гий "Маяк" | |
Организация производства микропорошков карбида кремния | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | Группа компаний "МСУ-111" | |
Создание современного производства конструкционных графитов | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ЗАО "УралметаллГрафит" | |
Производство инновационных опорных конструкций энергосберегающих трубопроводов | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | Группа компаний Завод "Молот"ООО "Актив-Инвест". | |
Производство специальных герметичных и противопожарных защитных дверей, люков | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО НПП "Машпроект" | |
Переработка вторичных цветных металлов и производство лигатур | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО "АльфаМет" | |
Производство свайных конструкций по собственной запатентованной технологии | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО "Озерский завод свайных конструкций" | |
Инновационное производство непрерывной базальтовой нити | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ОАО "Южно-Уральский базальтовый завод" | |
Создание асфальто-бетонного комплекса | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО "Вклад" | |
Модернизация производства специальной буровой техники | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО "Озерский машиностроительный завод "Специальные буровые машины" | |
Создание производственного цеха по выпуску металлоконструкций, окрашенных порошковыми полимерными красками | Диверсификация экономики | 2 | 2015-2016 и далее | ООО "Бур-Инвест". |
* Здесь и далее в таблицах проектов и мероприятий применяется следующая система рейтинговых приоритетов:
1 - проекты, реализация которых критична для поддержания стабильности текущей ситуации и предотвращения кризисных явлений
2 - проекты, реализация которых обеспечивает качественное изменение ситуации и прорывное развитие
3 - проекты, реализация которых желательна при наличии финансового обеспечения, но не является обязательной для достижения целей и задач Программы
6.2. Политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства
Цель политики в сфере малого и среднего предпринимательства: расширение спектра и повышение качества производимых предприятиями малого и среднего бизнеса товаров и услуг для удовлетворения потребительского спроса жителей Озерского городского округа, содействие продвижению продукции на рынках Челябинской области и других регионов.
Основные направления реализации политики в сфере малого и среднего предпринимательства:
Стимулирование развития:
малого и среднего бизнеса, в первую очередь в производственной и инновационной сфере;
современных форм и форматов торговых, бытовых, культурно-образовательных и иных платных услуг для разных групп населения;
услуг для бизнеса (инфраструктурных услуг).
Формирование положительного образа предпринимателя.
Распространения лучших практик социально ответственного предпринимательства.
Содействие интеграции субъектов и структур городского бизнеса в межрегиональные и международные деловые сети и проекты.
Поддержка предпринимательских инициатив молодежи.
Расширение спектра доступных в Озерске образовательных и консультационных услуг для городских предпринимателей.
Активизация взаимодействия органов местного самоуправления Озерского городского округа с общественно-консультативными органами в сфере развития предпринимательства, общественными организациями предпринимателей.
С целью реализации данных направлений в Озерском городском округе утверждена муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства".
Наименование мероприятий, проектов | Цели и задачи программы комплексного социально-экономического развития 2012-2016 годы | Рейтинг проектов* | Срок реализации | Субъекты реализации |
Мероприятия в рамках целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Озерском городском округе" | Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;диверсификация экономики; повышение качества проводимой инвестиционной политики;формирование благоприятной инновационной среды | 1 | 2012-2016 гг | Администрация ОГО,Субъекты малого и среднего бизнеса,МБУ ОГО "ОИЦ-бизнес-инкубатор,ФСЭР, Фонд "АРП-Озерск",общественные объединения предпринимателей |
Строительство торгово-досугового комплекса | 3 | 2014-2015 гг | ||
Развитие МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" | Модернизация муниципальной инфраструктуры | 1 | 2012-2016 гг | Администрация ОГО,МБУ "МФЦ" |
6.3. Инвестиционная политика
Цель инвестиционной политики: обеспечение инвестициями проектов развития экономики, образования, социальной сферы Озерского городского округа, повышение эффективности использования ресурсов и объектов инфраструктуры.
Основные направления реализации инвестиционной политики: