Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. N 461-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) на 2012-2020 годы" стр. 8

- более 800 руководителей оперативного уровня (заведующие отделениями и заместители главного врача амбулаторных центров) прошли обучение по программе "Информационные технологии в здравоохранении";
- более 80 слушателей прошли обучение по программе "Основы контрактной системы в сфере закупок для нужд здравоохранения";
- более 60 слушателей прошли обучение по программе "Платные услуги как механизм развития медицинской организации";
- 40 слушателей прошли обучение по программе "Клиентоориентированность в медицине";
- 53 главных врача за 2014 год прошли стажировку в лучших иностранных клиниках Государства Израиль и Королевства Бельгия;
- 111 руководителей прошли подготовку по программе "Эффективный документооборот и управление информацией в медицинской организации".

1.18. Привлечение внебюджетных источников финансирования

Для создания конкурентной среды в сфере оказания гарантированной государством медицинской помощи населению осуществляется постепенное вхождение в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, привлечение частных инвестиций в государственную систему здравоохранения.
Для обеспечения высокого качества и доступности оказания населению медицинской помощи необходимо привлечение лучшей современной отечественной и иностранной практики, организация взаимодействия и сотрудничества с частными медицинскими организациями. Данные мероприятия станут важным элементом дальнейшей модернизации здравоохранения.
В амбулаторном звене здравоохранения развитие государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан требует активных стимулов со стороны органов исполнительной власти, в первую очередь, для привлечения малого и среднего бизнеса в систему оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Данная задача имеет эффективные решения при наличии адекватно сформированных тарифов на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Развитие форм государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан осуществляется как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так при оказании специализированной медицинской помощи. Важным условием развития государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан является обеспечение конкурентной среды между медицинскими организациями различных форм собственности, осуществляющими в городе Москве деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Состояние материально-технической базы медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы является одним из важнейших факторов, определяющих необходимость привлечения частных инвестиций.
Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы расположены в 2 727 зданиях, из которых 307 зданий (11,3%) составляют относительно новый фонд. Однако 37% зданий построено до 1917 года и имеют физический износ более 60%. Из 495 зданий (лечебных корпусов) 106 построены по устаревшим типовым проектам, 204 - приспособлены. При этом 52 здания являются памятниками архитектуры, из них 47 приходится на многопрофильные больницы для взрослого населения. Практически все корпуса имеют низкую обеспеченность рабочими площадями. Сеть специализированных больниц для взрослого населения (138 корпусов) характеризуется наибольшим количеством приспособленных зданий (54%) при чрезвычайно низкой обеспеченности рабочими площадями (в среднем 50% к нормативу). Сеть многопрофильных больниц для детского населения (44 строения и 10 корпусов в составе больниц для взрослого населения) также характеризуется низкой обеспеченностью рабочими площадями (ниже 60%). Сеть специализированных диспансеров на 93% размещена в приспособленных и встроенных помещениях. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях (577 зданий), имеют 9% строений, построенных до 1917 года и лишь 42% зданий, построенных по типовым проектам. Очевидно, что существующее состояние материально-технической базы медицинских организаций требует проведения существенных дополнительных инвестиций для решения задач по обновлению основных фондов.
В рамках реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан в 2013 году были реализованы проекты с объемом инвестиций в 6,622 млрд. рублей, в том числе проект по строительству поликлиники на 400 посещений в смену (поселение Московский, микрорайон Юго-Западный, Новомосковский административный округ города Москвы), поликлиники на 300 посещений в смену (поселение Московский, микрорайон "Град Московский", Новомосковский административный округ города Москвы), поликлиники на 530 посещений в смену по адресу: ул. Окская-Волжский бульвар, корп. 202 (район Рязанский, Юго-Восточный административный округ города Москвы).
В целях обеспечения приближенности оказания медицинской помощи к месту жительства, повышения доступности и качества оказания населению медицинской помощи в городе Москве реализуется пилотный проект "Доктор рядом", в рамках которого уже открыт 21 офис, в 2015 году планируется открытие еще 10 офисов врачей общей практики.

1.19. Обеспечение охраны окружающей среды

В городе Москве более высокая концентрация населения на площади меньшей, чем у большинства других мегаполисов, имеет место близкое соседство объектов промышленного и транспортного комплексов с жилыми кварталами и природными территориями. В связи с этим приоритетность решения вопросов экологии и охраны окружающей среды является необходимым для качественной, комфортной и здоровой жизни людей, сохранения и развития природных особенностей территории.
Основной проблемой, влияющей на состояние окружающей среды в городе Москве, является загрязнение атмосферного воздуха вблизи автомобильных дорог. Средние концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на примагистральных территориях в среднем в полтора-два раза выше, чем в жилых кварталах, природных и озелененных территориях. Вблизи наиболее крупных автомобильных дорог, таких как третье транспортное кольцо, более 300 дней в году превышены допустимые нормативы по оксидам азота. Исследования показали, что проблемными загрязняющими веществами также являются углеводороды и взвешенные частицы, а основными причинами загрязнения атмосферного воздуха являются - "старт-стоповый" режим движения автотранспортных средств, при котором выбросы загрязняющих веществ возрастают в 2-3 раза, присутствие на дорогах автотранспортных средств низких экологических классов, в особенности автобусов и грузовиков, использование некачественного моторного топлива, продуктов износа дорожного полотна и составных частей автотранспортных средств при их эксплуатации.
Следствием неразвитости улично-дорожной сети является ее перегруженность автотранспортными средствами. Для ликвидации такой ситуации разработан план приоритетных мер Правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы, реализации которого позволит усовершенствовать транспортную систему города Москвы, а также снизить негативное воздействие автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в городе Москве.
В целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха от автотранспортных средств в 2013 году проводились мероприятия по стимулированию использования автотранспортных средств экологического класса 4 и выше, замене городского автотранспорта на автотранспорт более высоких экологических классов, ограничению использования грузового автотранспорта с низкими экологическими характеристиками. С начала 2013 года в городе Москва введены ограничения на использование моторного топлива ниже класса "Евро-4". Улучшение режима движения транспортных потоков также будет способствовать снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха от автотранспортных средств.
Другой проблемой, требующей оперативного решения, является периодическое сверхнормативное загрязнение воздуха на отдельных территориях города Москвы. Результаты проводимых экологических обследований и анализ обращений граждан позволяют выделить территории, где сверхнормативное загрязнение воздуха связано с постоянным негативным воздействием известных промышленных предприятий. Так, сверхнормативное загрязнение воздушного бассейна по сероводороду периодически фиксируется в районах, прилегающих к Московскому нефтеперерабатывающему заводу (районы Марьино, Капотня, Люблино, Братеево), к Курьяновским и Люберецким очистным сооружениям (районы Москворечье-Сабурово, Царицыно, Нагатинский затон, Некрасовка, Косино-Ухтомский и другие).
В 2012 году завершено строительство закрытых механических очистных сооружений Московского нефтеперерабатывающего завода. Благодаря новой системе очистки вредные выбросы в атмосферу снизились на 97%, а содержание нефтепродуктов в сточных водах уменьшилось в 6 раз.
На территории города Москвы сосредоточено 140 рек и ручьев и более 400 прудов, 478 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы.
Анализ результатов мониторинга показывает, что качество воды в реке Москва и ее притоках в целом соответствует нормативам качества воды, установленным для водоемов культурно-бытового водопользования. Превышения нормативов фиксируются по содержанию металлов (железа, марганца), нефтепродуктов и органики. В малых реках более низкое качество воды вследствие антропогенной трансформации большинства притоков, заключения их в коллектора, нарушения естественной экосистемы и снижения процессов самоочищения водотоков.
Доля природных и озелененных территорий города Москвы составляет 49,36% от общей площади города. Зеленый фонд города Москвы включает в себя особо охраняемые природные территории, парки, скверы, бульвары и другие (природные и озелененные территории 1 и 2 категории), зеленые насаждения на придомовых территориях (природные и озелененные территории 3 категории), особо охраняемые зеленые территории.
В городе Москве создано 118 особо охраняемых природных территорий (без учета территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы), к которым относятся национальный парк "Лосиный остров", 10 природно-исторических парков, 4 ландшафтных и три природных заказника, а также 100 памятников природы. Приоритетной природоохранной задачей является сохранение и развитие созданных особо охраняемых природных территорий, а также сохранение баланса природных и озелененных территорий, реабилитация прудов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, создание экотроп.
Для сохранения представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы необходимо обеспечивать более строгий режим охраны заповедных участков, площадь которых составляет 31% от общей площади особо охраняемых природных территорий. Для ограничения влияния на заповедные участки требуется одновременно создание рекреационных зон с контролируемым воздействием.
В основе выбора приоритетных направлений природоохранной политики города Москвы лежат результаты экологического мониторинга. Они позволяют оценивать эффективность принимаемых мер в области охраны окружающей среды и воздействие на окружающую среду решений, принимаемых в других сферах городского управления (градостроительство, развитие транспортной системы).
В городе Москве функционирует региональная система государственного экологического мониторинга, которая включает подсистемы мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, выбросов промышленных предприятий, а также почв, подземных вод, опасных геоэкологических процессов, уровней шума и состояния зеленых насаждений.
В целях оперативного реагирования на обращения жителей эксплуатируются две передвижные экологические лаборатории, позволяющие автоматически контролировать наличие до 20-ти загрязняющих веществ (в 2013 году измерения проведены более чем по двум тыс. обращениям). Измерения уровней шума осуществляются круглосуточной акустической службой по всем поступающим жалобам жителей на сверхнормативный шум.
В целях обеспечения права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды организовано предоставление экологической информации в средствах массовой информации (телевидение, радио, печатные средства массовой информации), в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Организован открытый доступ населения к данным автоматических станций контроля загрязнения атмосферы на сайте Мосэкомониторинг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1.20. Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия города Москвы

Основными стратегическими направлениями развития государственной ветеринарной службы в городе Москве являются увеличение охвата восприимчивого поголовья животных профилактическими мероприятиями, в том числе иммунизацией против болезней, представляющих опасность для человека, расширение мероприятий по недопущению на потребительский рынок города Москвы продукции, не отвечающей требованиям безопасности в ветеринарном отношении, планирование мониторинга, позволяющего всесторонне прослеживать эпизоотическую и ветеринарно-санитарную обстановку на территории города Москвы.
Государственная ветеринарная служба города Москвы представлена двумя государственными бюджетными учреждениями: Московское объединение ветеринарии и Московская станция по борьбе с болезнями животных. В структуру Московского объединения ветеринарии входят подразделения, размещенные по территориальному принципу в каждом административном округе города Москвы (11 станций по борьбе с болезнями животных, 6 участковых ветеринарных лечебниц, 5 ветеринарных участков), городская ветеринарная лаборатория, а также подразделения государственной ветеринарной экспертизы на предприятиях, лаборатории государственной ветеринарной экспертизы на розничных рынках и предприятиях торговли, подвижные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. На базе Московской станции по борьбе с болезнями животных находится карантинное отделение, отдел профилактики бешенства и выездные бригады подразделения "горячей линии".
Основными задачами государственной ветеринарной службы города Москвы являются проведение противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий, лабораторно-диагностических исследований, ветеринарной экспертизы состояния здоровья животных, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевой продукции животного и растительного происхождения, проведение карантинирования животных подозреваемых в заражении, подозрительных по заболеванию заразными болезнями, в том числе представляющими опасность для человека, проведение работ по дезинсекции, дезинфекции и дератизации.
Ежегодно в городе Москве вакцинируется против бешенства более 350 тыс. владельческих животных (собак и кошек), кроме того иммунопрофилактикой против других заразных болезней животных охвачено все поголовье сельскохозяйственных животных. В рамках мониторинга эпизоотической ситуации на территории города Москвы проводится более 30 тыс. исследований биоматериала животных для своевременного выявления инфекционных болезней, в том числе общих для человека и животных.
В 2014 году в городе Москве зарегистрировано 8 случаев бешенства животных, все очаги локализованы и ликвидированы. С целью профилактики распространения инфекций подвергнуто дезинфекционным обработкам более 163 тыс. квадратных метров площади подконтрольных объектов.
Проводится масштабная кампания по иммунизации диких плотоядных животных путем раскладки пероральной вакцины на особо охраняемых зеленых территориях и местах сбора твердых биологических отходов.
Ежегодно ветеринарно-санитарной экспертизе подвергается более 4 млн. тонн сырья и пищевой продукции животного и растительного происхождения на 2,4 тыс. объектах.
В 2014 году по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы не допущено в реализацию 1135 тонн некачественной и опасной пищевой продукции. В продукции животного происхождения установлено 5 случаев инфекционных, более 4,5 тыс. инвазионных и 2374 незаразных болезней.
Согласно плану государственного ветеринарного лабораторного мониторинга по показателям безопасности в ветеринарном отношении пищевой продукции было отобрано 3914 проб и в Городской ветеринарной лаборатории проведено 6890 исследований.

2. Прогноз развития сферы охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, ветеринарии. Планируемые результаты и показатели Государственной программы

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан, в первую очередь, связано с доминирующей ролью государственной системы здравоохранения. В этой связи реализация Государственной программы, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год и на плановый период и иных программ обуславливает необходимость установления эффективных организационных экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению.
Ресурсная обеспеченность системы здравоохранения города Москвы и инфраструктурный потенциал определяют возможность в относительно короткие сроки реализовать современную, технологически насыщенную, пациентоориентированную и экономически эффективную модель системы здравоохранения.
Реализация Государственной программы будет способствовать достижению целевых макроэкономических индикаторов, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
В частности, будут созданы условия сохранения положительного естественного прироста населения города Москвы за счет сокращения смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, и увеличения уровня рождаемости, что обеспечит устойчивое увеличение средней продолжительности жизни.
Дальнейшее развитие сферы охраны окружающей среды направлено на обеспечение эффективности управления охраной и развитием зеленого фонда города Москвы, почв, сохранение и повышение биоразнообразия. Развитие системы экологического мониторинга позволит обеспечить оценку рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье жителей города Москвы, своевременную выработку управленческих решений, направленных на снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды. Дальнейшее развитие системы экологического образования и просвещения будет способствовать повышению уровня экологической культуры населения и ответственному отношению к сохранению природного наследия.
Дальнейшее развитие сферы ветеринарии, в первую очередь, связано с увеличением охвата поголовья восприимчивых животных профилактической вакцинацией, увеличением доли биоматериала и продукции подвергнутых мониторинговым исследованиям, совершенствованием лабораторно-диагностической базы, укреплением и расширением карантинного отделения в целях принятия дополнительных мер к недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных.
Прогнозные значения запланированных показателей приведены в разделе 5 Государственной программы, приложениях 1, 2, 3 к Государственной программе.

3. Цели и задачи Государственной программы