Ширина рулона может быть 2м; 3м; 3,3м или 4м. Соответствующую ширину рулона следует выбирать в зависимости от ширины армируемого покрытия автомобильной дороги. Допустимые отклонения по ширине должны составлять ± 10 см.
5.2.15 Развернутый рулон сетки не должен иметь видимых повреждений. Структура расположения ячеек должна быть равномерная.
5.2.16 Сетка должна складироваться, паковаться и храниться в рулонах таким образом, чтобы избежать её повреждения. Рулоны следует укладывать горизонтально на сухой и ровной поверхности. Рулоны рекомендуется укладывать один на другой не более чем в девять слоев.
5.3 Материалы для усиления верхних слоёв нежёстких дорожных одежд цементобетонным покрытием из модифицированного цементобетона
5.3.1. Водоцементное соотношение модифицированного цементобетона должно быть не выше 0,35.
5.3.2. В качестве крупного заполнителя для модифицированного цементобетона необходимо применять щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267 кубовидной формы фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 мм и марки по дробимости не ниже 1200. Содержание зёрен пластинчатой и игловатой формы не должно превышать 25 %.
5.3.3 Пески следует применять природные и из отсевов дробления по ГОСТ 8736, средние с модулем крупности Мк от 2,0 до 2,5 и крупные с модулем крупности Мк от 2,5 до 3,0. Не допускается наличие в песке органических примесей, а содержание пылевато-глинистых частиц не должно превышать 3 %.
5.3.4. В качестве вяжущего следует применять портландцемент по ГОСТ 10178-85 без минеральных добавок марки по прочности при сжатии не ниже М500.
5.3.5. В качестве добавок рекомендуется применять модификатор бетона согласно техническим условиям завода-изготовителя (например, МБ 10-01).
Примечание – Модификатор бетона представляет собой тонкодисперсный порошок микрокремнезёма, частицы которого покрыты затвердевшей плёнкой из молекул суперпластификатора С-3.
Количество суперпластификатора С-3 в составе модификатора бетона должно составлять 10 % от массы модификатора бетона. Модификатор бетона рекомендуется вводить в бетонную смесь в количестве от 10 % до 15 % от массы цемента.
5.3.6 Для обеспечения высокой морозостойкости бетона в бетонную смесь рекомендуется вводить воздухововлекающую добавку по техническим условиям завода-изготовителя (например, СНВ) в количестве от 0,015 % до 0,03 % от массы цемента вместе с водой затворения.
5.3.7 Для затворения бетонной смеси следует применять воду, удовлетворяющую требованиям ГОСТ 23732.
5.3.8 Для устройства слоев усиления рекомендуется применять высокопрочные (класса прочности при сжатии не менее В55) быстротвердеющие бетоны согласно классификации ГОСТ 25192, обладающие высокой морозостойкостью и обеспечивающие большое сопротивление растяжению при изгибе. Показатели свойств высокопрочного модифицированного бетона должны соответствовать значениям, представленным в таблице 5.10.
Т а б ли ц а 5.10 – Показатели свойств модифицированного цементобетона
Показатель | Величина показателя | Примечание |
Марка бетона по мо-розостойкости | F 150 | Испытания бетона по 3-му методу поГОСТ 10060 |
Класс (Марка) бетонапо прочности на сжа-тие | B 60 6.1.1.3, с(M 800) | Испытание и контроль прочности поГОСТ 10180, ГОСТ 18105, ГОСТ28570. Определяет износостойкостьпокрытия, стойкость против продав-ливания, скалывания, время нарезкишвов |
Класс (Марка) бетонапо прочности на рас-тяжение при изгибе | B 6,4 (Ptp 80) | Испытание и контроль прочности поГОСТ 10180, ГОСТ 18105, ГОСТ28570. Определяет толщину покрытияи выносливость конструкции |
Водоцементное отно-шение | Не более 0,33 | Определяет прочность и морозостой-кость бетона |
Объём вовлечённого вбетонную смесь воз-духа, не менее, % | 5 | Требование указано в СП 78.13330(пункт 14.3.1), ГОСТ 26633 (таблица1) |
Марка по удобоукла-дываемости, подвиж-ность бетонной смеси,см | П2 (от 5 до 9) | По ГОСТ 7473 |
5.3.9 Высокопрочный модифицированный цементобетон должен обладать ранним набором прочности. В возрасте 1 суток прочность бетона на растяжение при изгибе должна достигать 5,5 МПа, что соответствует классу бетона Btb 4,0, а прочность при сжатии - 52 МПа (класс бетона B 40). В возрасте 28 суток прочность бетона на растяжение при изгибе должна соответствовать величине от 8,0 до 9,0 МПа, а прочность при сжатии – от 80 до 100 МПа.
5.3.10 Для увеличения прочности бетона на растяжение при изгибе, повышения трещиностойкости, ударной прочности, прочности на осевое растяжение и истираемости в состав бетонной смеси рекомендуется вводить фибру согласно техническим условиям завода-изготовителя. Применяют стальную, базальтовую, полипропиленовую и другую фибру. В зависимости от требуемых свойств цементобетона и удельного веса фибру в состав смеси рекомендуется вводить от 50 до 350 кг фибры на 1 м3 смеси.
6 Технологии усиления верхних слоёв нежёстких дорожных одежд
6.1 Усиление верхних слоёв нежёстких дорожных одежд комбинированными асфальтобетонными покрытиями
6.1.1 Усиление путем устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия с одновременным уплотнением смесей нижнего и верхнего слоев
6.1.1.1 Работы по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд проводимые с одновременной уплотнением нижнего и верхнего слоев усиления должны быть выполнены в следующей технологической последовательности:
- подготовительные работы в соответствии с 6.1.1.2;
- обработка поверхности основания битумом согласно 6.1.1.3;
- доставка и выгрузка асфальтобетонных смесей в соответствии с 6.1.1.4;
- укладка нижнего и верхнего слоев усиления в соответствии с 6.1.1.5-6.1.1.13;
- одновременное уплотнение двухслойного асфальтобетонного слоя усиления покрытия в соответствии с 6.1.1.14-6.1.1.27;
- заключительные работы по 6.1.1.28, 6.1.1.29.
6.1.1.2 Подготовительные работы, как правило, должны включать:
- организацию движения автомобильного транспорта и пешеходов во время производства работ, ограждение объекта, разработку схем движения и расстановки дорожных знаков по 4.5. Мероприятия необходимо согласовать с местными органами ГИБДД;
- подготовка оборудования;
Примечание – Подготовка оборудования заключается в проверке и наладке работы энергетических установок, катков, рабочих органов, следящей системы асфальтоукладчика и других используемых машин и механизмов согласно руководствам по эксплуатации.
- проведение ямочного ремонта, санации трещин на старом покрытии согласно проекту производства работ с учетом положений ОДМ 218.3.036-2013 [5], ВСН 24-88 [6], а при значительных повреждениях, превышающих значения ГОСТ Р 50597-93 (таблица 1), - фрезерование и выравнивание покрытия дорожными фрезами среднего и тяжёлого классов по ГОСТ 31556 на толщину слоя усиления. Ровность подготовленной поверхности в продольном и поперечном направлениях должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 (пункт 3.1.3) для нижнего слоя покрытия с учётом категории дороги;
- очистку поверхности основания от пыли, асфальтовой крошки и грязи поливомоечными машинами, механическими щётками и осушение сжатым воздухом.
6.1.1.3 Для обеспечения сцепления нижнего слоя усиления со слоем основания поверхность основания следует обработать горячим битумом. Обработка поверхности битумной эмульсией не допускается.
При необходимости проведения работ при пониженных температурах воздуха для слоев покрытия до 6-7см и до минус 100С для слоев покрытия с уплотнением слоев толщиной более 7см основание должно быть очищено от снега и льда. Накануне по нему следует разлить антигололедные реагенты.
Перед самым началом укладки следует удалить с поверхности основания остатки реагентов при помощи специального моющего средства для дорог, содержащего поверхностно-активные вещества, просушить поверхность сжатым воздухом и провести подгрунтовку битумом с рабочей температурой от 130 ºС до 150 ºС при норме расхода от 0,5 до 0,8 л/м2 для пористого основания или от 0,2 до 0,3 л/м2 для плотного основания.
6.1.1.4 Асфальтобетонную смесь для слоев усиления следует доставлять к месту производства работ в автомобилях-самосвалах большой грузоподъёмностью (от 20 до 25 т). Кузова автомобилей-самосвалов в условиях пониженных температур должны иметь обогрев и утепленный трехслойный тент или полог.
Выгрузка асфальтобетонных смесей из автомобилей-самосвалов в перегружатель должна производиться следующим образом: оператор перегружателя управляет движением автомобилей-самосвалов с помощью светофора - смесь для верхнего слоя выгружается в приемный бункер на зеленый свет, а для нижнего слоя на красный свет, при этом высота конвейера изменяется автоматически.
При выгрузке смесей из кузова автомобиля-автосамосвала непосредственно в бункер асфальтоукладчика не допускается соприкосновение автосамосвалов с асфальтоукладчиком.
6.1.1.5 Работы по одновременной укладке верхнего и нижнего слоев усиления рекомендуется производить двумя способами:
- с помощью специализированного асфальтоукладочного комплекса, состоящего из двухмодульного асфальтоукладчика (см. позицию 4 рисунка 6.1 и приложение Г), распределяющего асфальтобетонную смесь на ширину от 3,5 до 11,5 м и комбинированного перегружателя (см. позицию 3 рисунка 6.1) согласно 6.1.1.6, 6.1.1.8-6.1.1.13;
Примечание – Нижний модуль асфальтоукладчика имеет увеличенный до 45 т приёмный бункер смеси для нижнего слоя (см. позицию 2 рисунка 6.1), шнековую камеру и виброплиту повышенной мощности. Верхний модуль (см. позицию 1 рисунка 6.1), предназначенный для укладки смеси в верхний слой, имеет собственную энергетическую установку, приёмный бункер на 25 т, два винтовых конвейера, раздвигающуюся шнековую камеру и обычную выглаживающую плиту.
- двумя широкозахватными асфальтоукладчиками, обеспечивающими повышенную степень уплотнения до величины от 0,92 до 0,96, идущих следом друг за другом, распределяющими асфальтобетонную смесь на всю ширину проезжей части без устройства холодных продольных стыков согласно 6.1.1.7, 6.1.1.8-6.1.1.13.
а) Схема укладочного комплекса:
1 – бункер для асфальтобетонной смеси, укладываемой в верхний слой; 2 – бункер для асфальтобетонной смеси, укладываемой в нижний слой; 3 – специальный перегружатель; 4- специализированный укладчик.
б) Укладочный комплекс на дороге
Рисунок 6.1 – Укладка двухслойного асфальтобетонного покрытия по технологии одновременной укладки верхнего и нижнего слоев усиления
6.1.1.6 При выполнении работ по одновременной укладке верхнего и нижнего слоев усиления с помощью двухмодульного асфальтоукладчика асфальтобетонные смеси для верхнего и нижнего слоев следует загружать в асфальтоукладчик при помощи комбинированного перегружателя.
Загрузка нижнего и верхнего бункеров через перегружатель должна вестись по очереди, через приемный бункер, который должен быть оборудован системой очистки от остатков смеси предыдущего состава.
Примечания
1 Комбинированный перегружатель имеет собственный приёмный бункер на массу смеси от 17 до 20 т для попеременного приёма и перегрузки смеси нижнего и верхнего слоев.
2 Из перегружателя смесь с помощью ленточного конвейера направляется в соответствующий бункер (для верхнего или нижнего слоя) асфальтоукладчика.
Смесь из нижнего бункера с помощью питателя должна поступать в шнековую камеру для укладки смеси в нижний слой усиления, а из верхнего бункера в шнековую камеру для укладки смеси в верхний слой. Укладка смесей должна вестись одновременно из обоих бункеров.
Профиль и уклон поверхности слоев усиления должны синхронизироваться и управляться с одного дисплея.