СТО НОСТРОЙ 2.25.186-2015 Автомобильные дороги Усиление верхних слоев нежестких дорожных одежд Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ стр. 7

6.1.1.7 При укладке слоев усиления двумя широкозахватными укладчиками, первый асфальтоукладчик должен распределять смесь нижнего слоя усиления, второй – верхнего. Загрузка смеси во второй асфальтоукладчик должна производиться сбоку ленточным транспортером.
6.1.1.8 Для предотвращения раскатывания и разрушения кромки слоев усиления следует применять асфальтоукладчики и катки, оснащённые кромкообразователями.
В качестве упоров разрешается использовать рельс-формы или деревянные бруски прямоугольного сечения, а в городских условиях упорами служат бортовые камни.
6.1.1.9 Толщина верхнего слоя усиления зависит от применяемой фракции щебня и должна составлять в плотном теле: от 4,0 см для фракции 8-11 мм и до 6,5 см для фракции 20 мм.
Толщину верхнего слоя при устройстве покрытия методом одновременного уплотнения слоев при температуре воздуха выше 5 о С допускается уменьшить в 1,5-1,8 раз, при этом толщина верхнего слоя покрытия не должна быть менее трехкратного размера зерен применяемого щебня.
При одновременной укладке и уплотнении нижнего и верхнего слоя толщину верхнего слоя в рыхлом состоянии допускается уменьшить в 1,8-2,0
раза при усилении асфальтобетонного покрытия при температуре воздуха выше 5 ºС. Толщина слоев при укладке горячих асфальтобетонных смесей должна быть на величину от 10 % до 15 % больше проектной, согласно СП 78.13330.2012 (пункт 12.3.6).
В исключительных случаях при укладке, например, на мостах или в неблагоприятную холодную погоду, допускается укладка слоев усиления по типу «перевернутой пирамиды», когда верхний слой укладывается большей толщины (от 10 до 12 см), а нижний - меньшей (от 3 до 5 см).
6.1.1.10 Рекомендуемая скорость укладки слоев усиления методом одновременной укладки должна составлять от 2 до 3 м/мин. При температуре основания ниже 12 °С скорость укладки следует повысить до величины от 3 до 5 м/мин.
Укладку слоев усиления на мостах при пониженных температурах воздуха и основания рекомендуется производить со скоростью от 3 до 4 м/мин по принципу «перевернутой пирамиды». При этом согласно СТО НОСТРОЙ 2.29.113-2013 на гидроизоляционный слой следует укладывать нижний тонкий защитный слой толщиной около 3 см для исключения контакта щебня с гидроизоляцией, а на него – верхний более толстый асфальтобетонный слой толщиной от 6 до 10 см.
6.1.1.11 Температуры смесей при одновременной укладке нижнего и верхнего слоев усиления должны быть подобраны таким образом, чтобы при одновременном их уплотнении катками температуры начала уплотнения слоев были в рекомендуемых пределах для каждой смеси. При этом необходимо учитывать неодинаковую скорость остывания разных типов смеси в разных слоях и толщину нижнего слоя усиления.
П р и м е ч а н и е – Снижение температуры смеси верхнего слоя усиления толщиной от 2 до 10 см при температуре воздуха от 10 ºС до 15 ºС составляет около 10 ºС за минут (см. приложение Д).
6.1.1.12 Температура укладки асфальтобетонных смесей, в зависимости от глубины проникания иглы при 25 ºС, должна соответствовать значениям таблицы 6.1, а рекомендованная температура асфальтобетонных смесей при укладке при пониженных температурах воздуха должна соответствовать значениям таблицы 6.2.
Т а б л и ц а 6 . 1 - Температура укладки асфальтобетонных смесей
Типы смесей
Температура укладки смесей, оС,
на битумах с пенетрацией при 25 ºС, 0,1 мм
40-60
60-90
90-130
130-200
ЩМАС
150-160
145-155
140-150
135-140
Горячая смесь на битумномвяжущем
150-160
145-155
140-150
130-140
Горячая смесь на ПБВ
150-160*
150-160*
150-160*
140-150*
Горячая смесь на битумах сПАВ и/или активирован-ным минеральным порош-ком
120-130
125-135
120-130
110-120
* Для нижних слоев покрытия температура укладки может быть снижена на величину от 10 ºС до 20 ºС.
______________________________________
Т а б л и ц а 6 . 2 - Максимальная температура асфальтобетонных смесей в зависимости от температуры воздуха и толщины слоя
Толщина слоя,
см
Максимальная температура смеси, оС, при температуре
воздуха
0 ºС
минус 5 ºС
минус 10 ºС
5
145/155
150/160
155/165
10
135/140
140/145
145/150
П р и м е ч а н и е – В числителе значение температуры смеси при скорости вет-ра до 6 м/с, в знаменателе – более 6 м/с.
6.1.1.13 Поперечные и продольные швы сопряжений полос укладки устраивают при значительных перерывах в работе (как правило, в конце рабочей смены). Рекомендуется устраивать простой стык с подрубкой пневмомолотами, перфораторами или с применением фрезы проходом её по готовому слою усиления под прямым углом по шаблону (предпочтительно в конце смены).
6.1.1.14 Уплотнение верхнего и нижнего слоев усиления следует производить при рекомендуемых температурах уплотнения плотных горячих асальтобетонных смесей, приведенных в таблицах 6.3 и 6.4.
Т а б л и ц а 6 . 3 - Рекомендуемые температуры уплотнения слоя покрытия при одновременном уплотнении
Типасфальтобетона
Рациональные интервалы
температуры уплотнения покрытия на этапах, ºС
предварительномосновномокончательном
начало
конец
начало
конец
начало
конец
ЩМА
135-150
120-130
120-130
95-105
95-105
80-90
Асфальтобетонпо ГОСТ 9128
Тип А
140-145
120-125
120-125
95-100
95-100
80-85
Тип Б
125-130
105-110
105-110
85-90
85-90
70-75
ПолимерАсфальтобетон
130-140
110-120
110-120
90-100
90-100
70-75
Т а б л и ц а 6 . 4 Температурный интервал уплотнения смесей катками работающими по принципу вибрации и осцилляции оС,
Материал слоя
Осцилляция
Вибрация, сек-1 (Гц)
ЩМА
160-115
160-130
Асфальтобетон горячий
140-80
140-100
Полимер асфальтобетон
150-120
150-130
6.1.1.15 Уплотнение слоев усиления, устраиваемых путем одновременной укладки и уплотнения двух слоев включает три этапа:
  • предварительный – уплотняющими органами асфальтоукладчика при максимальной температуре смеси по табл.6.1;
  • основной – тяжелыми или средними катками с линейно-статической нагрузкой на поверхность покрытия не менее 25 кг/см при температуре не менее 110 оС;
  • завершающий – тяжелыми гладковальцевыми катками с линейностатической нагрузкой не менее 26 кг/см при температуре не менее, указанной в таблице 6.3 для окончательного этапа уплотнения.
6.1.1.16 Предварительное уплотнение слоев усиления должно производиться в три этапа:
- на первом этапе смесь подвергается уплотнению трамбующим брусом и подается под подошву выглаживающей плиты. Частота ударов трамбующего бруса может регулироваться;
- на втором этапе выглаживающая виброплита производит виброуплотнение смеси с одновременным выглаживанием поверхности. Частота колебаний также регулируется;
- на третьем этапе окончательное уплотнение достигается за счет планки повышенной мощности, рабочие параметры которой регулируются в зависимости от требуемой степени уплотнения.
6.1.1.17 Предварительное уплотнение каждого слоя усиления должно производиться при помощи рабочих органов асфальтоукладчика: трамбующего бруса и выглаживающей виброплиты (рисунок 6.2).
1 – трамбующий брус; 2 – выглаживающая виброплита;
3 – планка повышенной мощности; 4 – выдвижная секция уширения
Рисунок 6.2 Уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика
6.1.1.18 При использовании двухмодульного асфальтоукладчика выглаживающая плита с передним трамбующим брусом и задней планкой повышенной мощности должна использоваться для предварительного уплотнения нижнего слоя усиления до коэффициента уплотнения от 0,92 до 0,97.
Задняя выглаживающая плита, расположенная сразу за передней уплотняющей плитой, должна использоваться для предварительного уплотнения верхнего слоя усиления до коэффициента уплотнения не менее 0,84.
На двухмодульном асфальтоукладчике выглаживающие плиты должны быть оснащены специальной системой регулировки для обеспечения разной требуемой толщины укладываемых слоев.
Примечание – Уплотняющие органы нижнего модуля асфальтоукладчика для уплотнения смеси нижнего слоя усиления имеет трамбующий брус, выглаживающую плиту и планку повышенной мощности для достижения эффективного предварительного уплотнения. Эта планка может подниматься и отключаться, если укладка двух слоёв, например, на мостах и путепроводах, не требуется. За планкой расположена вторая шнековая камера с трамбующим брусом и виброплитой для укладки и предварительного уплотнения смеси верхнего слоя усиления.
6.1.1.19 Правильный выбор режима работы уплотняющих органов асфальтоукладчика характеризуется коэффициентом уплотнения на выходе изпод укладчика (табл. 6.5 )
Таблица 6.5 Требуемый коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика
Тип а/б смесиТребуемый коэф. уплотнения,
не менее
Асфальтобетонные смеси- содержание щебня менее 40%- содержание щебня более 40%
0,9
0,91
ЩМАС
0,92
Примечание - При изменении скорости движения асфальтоукладчика для обеспечения однородности уплотнения необходимо менять режим работы его уплотняющих органов:
при содержании щебня в асфальтобетоне не более 60% и увеличении скорости движения укладчика на 1м/мин частоту работы трамбующего бруса следует увеличить на 1, для смесей с содержанием щебня менее 60% и ЩМА – на 1,5. Аналогично меняется и режим работы виброплиты.
6.1.1.20 Основное уплотнение проводят средними или тяжелыми катками, в зависимости от коэффициента уплотнения – тяжелые катки пускают как можно ближе к укладчику, если из-под укладчика получают коэффициент уплотнения не менее 0,96. В этом случае катки должны быть гладковальцевые с большой шириной вальца, применение вибрации не допускается. В этом случае окончательный этап уплотнения совпадает с завершающим.
При коэффициенте уплотнения после прохода укладчика до 0,96 расположение гладковальцевых катков на покрытии необходимо назначать, исходя из их линейно-статической нагрузки – сначала катки с меньшей нагрузкой, затем с большей.