При уплотнении горячих асфальтобетонных смесей допускается работа катка с меньшей нагрузкой позади катка с большей, но не более чем на 5 кг/см и при условии, что у катка с меньшей нагрузкой больше ширина вальца. Для ЩМАС такое расположение катков не допускается, работа с включенным вибратором допускается только на участках с коэффициентом уплотнения не более 0,95 (один-два прохода).
Первые 2-3 прохода виброкаток должен делать с выключенным вибра
тором, затем следующие 4-6 проходов - с включенным. Виброуплотнение следует проводить только в процессе движения катков. Включать и выключать вибрацию необходимо за пределами уплотняемой полосы на двигающемся катке. Для повышения ровности покрытия виброкаток должен перемещаться в сторону укладчика с выключенным вибратором и с включенным – в сторону от укладчика.
П р и м е ч а н и е – Для уплотнения одновременно двух слоев горячей асфальтобетонной смеси наиболее эффективен виброкаток, у которого вальцы оснащены разными видами колебаний – один круговыми, а другой – осцилляторными (вращательными) колебаниями (см. таблицу Е.2 приложения Е).
За лёгким катком должен следовать средний каток массой от 10 до 13 т за 6-8 проходов и завершать уплотнение должен тяжелый каток массой от 11до 18 т за 4-6 проходов.
Во избежание налипания асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой. Не разрешается применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.
6.1.1.21 Скорость виброкатка в начале укатки не должна превышать 3 км/час, далее ее можно повысить до величины от 4 до 5 км/час. Чем ниже температура воздуха, тем быстрее должен двигаться укладчик и соответственно должны быть выше скорости катков (см. таблицу Е.5 и рисунок Е.1 приложения Е).
Примечание – Оптимальный режим работы виброкатка при уплотнении двухслойного покрытия: комбинация большой амплитуды с низкой частотой вибрации.
6.1.1.22 При температурах воздуха выше 25 °С и температуре уплотняемого нижнего слоя усиления до величины от 120 ºС до 130 ºС целесообразно на промежуточном этапе использовать средние виброкатки, а окончательное уплотнение выполнять тяжелыми статическими гладковальцевыми катками.
При этом рекомендуется использовать более эффективный обрезиненный каток (см. приложение Е, таблица Е.3).
Использование пневмокатков не рекомендуется.
6.1.1.23 Уплотнение слоев усиления на мостах рекомендуется производить катком на пневматических шинах со скоростью от 6 до 7 км/час и двумя гладковальцовыми статическими катками массой 8 и 10 т. На мостах в процессе выполнения работ по уплотнению запрещается включать вибраторы катков.
6.1.1.24 Если уплотняющие органы асфальтоукладчика при предварительном уплотнении обеспечивают коэффициент уплотнения от 0,90 до 0,92, то разрешается исключить применение легкого катка и начинать уплотнение средним катком. При пониженных температурах воздуха долю проходов тяжелых катков следует увеличивать.
П р и м е ч а н и е – По такой схеме общее время, отводимое на укладку и уплотнение покрытия, распределяется следующим образом: укладчик – 25 %, средний каток – 25 %, тяжелый каток – 50 %.
6.1.1.25 При одновременном устройстве нижнего и верхнего слоев усиления рекомендуется схема уплотнения, когда катки движутся за укладчиком по своим полосам уплотнения (вразбежку) и на каждом проходе смещаются с перекрытием следов уплотнения.
На начальном участке смежной захватки рекомендуется уплотнять смесь в зоне стыка вначале продольными, а затем поперечными проходами.
6.1.1.26 Заканчивать уплотнение рекомендуется при температурах от ºС до 80 ºС.
Продольные швы следует уплотнять со стороны горячей полосы. При укатке стыка каток должен заезжать на соседнюю полосу на 15 см.
П р и м е ч а н и е – Это создает лучшие условия формирования стыка, т.к. основная часть массы катка давит на смесь в стыке.
6.1.1.28 При неблагоприятных погодных условиях (температуре воздуха ниже 15 °С, скорости ветраболее 4-5 м/с, моросящем дожде) для сохранения необходимой для уплотнения температуры смеси процесс укладки и уплотнения слоя необходимо ускорить. Для этого необходимо повысить скорость асфальтоукладчика до величины от 3 до 5 м/мин, чтобы температура слоя в начальной и конечной зонах захватки при работе катка не отличалась более чем на величину от 10 ºС до 15 ºС.
Примечание – Иначе, в начальной точке температура для уплотнения может оказаться ниже требуемой (уплотнение запоздало), а в конечной – выше требуемой (уплотнение преждевременно).
Повышение скорости асфальтоукладчика следует соотносить со скоростью работы катков, чтобы они не отставали от укладчика.
Процесс уплотнения следует также ускорить. Для этого рекомендуется использовать несколько способов:
- повысить степень уплотнения уплотняющими органами асфальтоукладчика, используя специальные асфальтоукладчики, обеспечивающие повышенный коэффициент уплотнения до величины от 0,95 до 0,96;
- увеличить рабочую скорость катков и количество проходов по одному следу;
- увеличить количество катков;
- увеличить производительность катков путем выбора типа катка для конкретных условий укладки (см. приложение Е, таблица Е.1).
П р и м е ч а н и е – Производительность катка зависит не только от параметров самого катка, но и от соотношения ширины вальца катка и ширины укладки.
В первом случае производительность уплотнения возрастает в 2 раза.
Однако эта технология не применима на мостах и городских улицах.
Увеличение производительности и качества уплотнения путем изменения ширины укладываемого слоя или применения катка с другой шириной вальца рекомендуется как наиболее рациональный путь при неблагоприятных погодных условиях (см. приложение Е, таблица Е.1).
Рекомендуется также замена тяжелого гладковальцевого катка на обрезиненный (см. приложение Е, таблица Е.3).
6.1.1.29 В процессе выполнения работ по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд способом одновременной укладки нижнего и верхнего слоев усиления запрещается:
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном асфальтобетонном покрытии. Для заправки следует выводить механизмы на обочины или боковые выезды;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. При аварийной остановке следует срочно вывести каток из рабочей зоны;
- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;
- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
6.1.1.30 После выполнения работ по усилению верхних нежестких слоев дорожной одежды одновременной укладкой верхних и нижних слоев усиления следует выполнить демонтаж ограждений, средств организации движения.
6.1.1.31 Движение транспорта разрешается открывать не ранее, чем через 2 суток после окончания работ. Если работы производилось при пониженных температурах воздуха, то при наступлении устойчивой температуры более 5 ºС в первый год эксплуатации участок следует закрыть для движения на весь период, пока переувлажнены земляное полотно и основание, до полного их высыхания.
6.1.1.32 Работы по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд способом одновременной укладки нижнего и верхнего слоев усиления следует выполнять при температурах воздуха не ниже минус 5 ºС.
Выполнение работ при температурах до минус 10 ºС допускается при соблюдении следующих условий:
- общая толщина укладываемых слоев должна быть не менее 10 см;
- основание для устройства на нём слоя усиления должно иметь температуру не ниже минус 10 ºС;
- устройство слоя усиления должно проводиться на полную ширину покрытия, не допуская образования холодных продольных стыков;
- интенсивность уплотнения должна быть повышена.
Устройство слоев усиления способом одновременной укладки допускается производить при любой относительной влажности воздуха, также допускается укладка асфальтобетонной смеси на влажное, но не мокрое, основание.
6.1.1.33 В процессе выполнения работ по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд комбинированным асфальтобетоном одновременной укладкой верхнего и нижнего слоев усиления следует оформлять общий журнал работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производственно-технической документации (форма Ф-1) [7].
Выполненные подготовительные работы и работы по обработке поверхности битумом должны быть оформлены актом освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производтвенно-технической документации (форма Ф-3) [7].
6.1.2 Усиление последовательной укладкой и уплотнением асфальтобетонных смесей нижнего и верхнего слоя покрытия
6.1.2.1 Работы по усилению последовательной укладкой и уплотнением асфальтобетонных смесей нижнего и верхнего слоев усиления должны быть выполнены в следующей технологической последовательности:
- подготовительные работы по 6.1.1.2;
- обработка поверхности основания битумной эмульсией по 6.1.2.3;
- доставка смесей и выгрузка асфальтобетонных смесей по 6.1.2.4-
6.1.2.6;