укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси нижнего слоя по 6.1.2.7-6.1.2.11;
- укладка, уплотнение и запрессовка асфальтобетонной смеси верхнего слоя в поверхность нижнего слоя по 6.1.2.12 – 6.1.2.18;
- заключительные работы по 6.1.1.29, 6.1.2.19.
Основные параметры технологических операций при укладке литых и вибролитых смесей в нижний и верхний слой, указаны в таблице 6.6.
Т а б ли ц а 6.6 - Основные параметры технологических операций
Характеристики | Слой, вид, марка смеси | |
Нижний слой | Верхний слой | |
литая тип I (ЛА 20), вибролитая (ВЛА 20, ВЛА 40) | вибролитая (ВЛА 10, ВЛА 15) или ШТП 15 40/90 | |
Транспортировка литой смеси | кохеры грузоподъем-ностью 20-25 т | - |
Транспортировка вибролитойсмеси | тентованные автомо- били-самосвалы гру- зоподъемностью 20 т | тентованные автомо- били-самосвалы гру- зоподъемностью 20 т |
Температура литой смеси приукладке, оС | 210-215 | - |
Температура вибролитой смесипри укладке, оС | 190-210 | 190-210 |
Толщина слоя, мм | 50-70 | 25-35 |
Средства уплотнения литойсмеси | - | |
Средства уплотнения вибро-литой смеси | трамбующий брус, вы-глаживающая вибро-плита, статическийкаток 7 т | трамбующий брус,выглаживающаявиброплита, статиче-ский каток 12 т |
Поверхность слоя | гладкая, липкая, тёп-лая или холодная | шероховатая плотная |
6.1.2.2 Работы по усилению последовательной укладкой и уплотнением нижнего и верхнего слоёв из литых и вибролитых асфальтобетонных смесей разрешается вести при температуре воздуха до минус 10 °С.
6.1.2.3 Распределение битумной эмульсии по основанию перед укладкой смеси в нижний слой рекомендуется производить автогудронатором по подготовленной поверхности с расходом от 0,2 л/м2 дл 0,3 л/м2. Перерасход эмульсии не допускается.
Вертикальные края ранее уложенного слоя, люков колодцев и других выступающих элементов обрабатываются вручную при помощи кисти».
6.1.2.4 Литую асфальтобетонную смесь следует доставлять на место производства работ в кохерах большой грузоподъёмности. Доставка смеси и её разгрузка должны вестись бесперебойно и обеспечивать требуемый темп укладки. Продолжительность транспортировки смеси должна быть не меньше 20 минут и не больше 5 часов.
6.1.2.5 Доставку вибролитой асфальтобетонной смеси следует осуществлять в автомобилях-самосвалах грузоподъёмностью не менее 20 т под пологом.
Перед погрузкой смеси поверхность кузова должна быть очищена от налипшей смеси и тщательно смазана антиадгезивом. Смазку наносят равномерно, тонким слоем, исключая её скопление в отдельных местах.
Примечание – В качестве смазки используют мыльные растворы или водноизвестковую эмульсию.
Замесы вибролитой смеси следует располагать в кузове слоями друг на друга.
При пониженной температуре воздуха продолжительность транспортировки вибролитой смеси не должна превышать одного часа. При этом кузова автомобилей-самосвалов должны обогреваться отходящими газами, оснащены пологами, плотно прилегающими к бортам, подъёмным устройством, обеспечивающим постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией его в любом рабочем положении и устройством, встряхивающим кузов для освобождения его от налипшей вибролитой смеси.
Доставку смеси следует производить без перерывов, по ходу движения строительного потока.
6.1.2.6 При выгрузке смесей в приемный бункер асфальтоукладчика необходимо соблюдать следующие правила:
- команду на выгрузку смесей даёт сигнальщик по согласованию с машинистом асфальтоукладчика;
- бункер всегда должен быть заполнен смесью не менее. чем на 25%
- подход автомобиля-самосвала под углом и удар задних колёс об асфальтоукладчик не допускаются, так как при этом может произойти перекос рамы укладчика, просыпание смеси, смещение слоя и остаться след на покрытии от выглаживающей плиты асфальтоукладчика. Водитель должен остановить автомобиль-самосвал перед толкающими роликами асфальтоукладчика, дождаться, когда ролики придут в соприкосновение с колёсами и начнут толкать расторможенный автомобиль;
- замки заднего борта должны быть открыты своевременно;
- попадание смеси на поверхность слоя и под гусеницы укладчика не допускается. Для этого водитель, под руководством сигнальщика, должен приподнять кузов и ссыпать первую порцию смеси в приёмный бункер асфальтоукладчика. По мере опорожнения бункера водитель должен добавлять смесь в бункер асфальтоукладчика поднятием кузова на больший угол. Остатки смеси, если они прилипли ко дну и стенкам кузова, водитель должен выгружать, используя устройство встряхивания кузова, либо очищать кузов специальной лопатой с удлинённой ручкой.
6.1.2.7 Асфальтобетонные смеси для нижнего слоя следует укладывать слоем от 50 до 70 мм. С этой целью рекомендуется использовать литую асфальтобетонную смесь I типа марки ЛА 20, вибролитую асфальтобетонную смесь ВЛА 20 и ВЛА 40 или асфальтобетонные смеси типов А и Б по ГОСТ 9128.
6.1.2.8 Асфальтобетонные смеси типов А и Б допускаются к применению при температуре до плюс 5 оС в нижнем слое при условии, если укладка верхнего слоя будет произведена в этот же день, на ещё неостывший нижний слой.
При температуре воздуха выше плюс 100С верхний слой можно устраивать на следующий день и на остывшую поверхность. Как до, так и после укладки смесей типа А и Б, поверхность под укладку следующего слоя следует обработать равномерным слоем битумной эмульсии с расходом от 0,3 до 0,4 л/м2.
6.1.2.9 Литую смесь с температурой от 210 °С до 215 °С для нижнего слоя усиления рекомендуется укладывать при помощи специализированного укладчика – финишёра, в соответствии с СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 (пункт 5.4.8, приложение Г), желательно на всю ширину проезжей части. Содержание дроблёных зёрен крупнее 5 мм в литой смеси должно быть не менее 50 %. После укладки смеси поверхность нижнего слоя усиления не допускается обрабатывать ни эмульсией, ни чёрным щебнем.
6.1.2.10 Вибролитую смесь с температурой от 190 °С до 210 °С рекомендуется укладывать в нижний слой гусеничным асфальтоукладчиком на скорости не более 3 м/мин и уплотнять трамбующим брусом и выглаживающей виброплитой со следующими параметрами работы:
- число оборотов вала трамбующего бруса от 1000 до 1400 об/мин при амплитуде колебаний от 4 до 9 мм;
- число оборотов вала вибратора – от 2500 до 3000 об/мин при амплитуда колебаний виброплиты от 0,4 до 1,0 мм.
6.1.2.11 Для устранения технологических дефектов на покрытии (следов от выглаживающей плиты, отдельных неровностей), а также получения требуемой ровной, гладкой и липкой поверхности по уложенному нижнему слою усиления из вибролитого асфальтобетона следует выполнить от 5 до 6 проходов по следу гладковальцового катка без вибрации массой 7 т.
В теплое время года длину захватки для работ по уплотнению следует назначать равной от 200 до 300 м, а при пониженной температуре воздуха от 80 до 100 м.
6.1.2.12 К распределению смеси верхнего слоя усиления следует приступать после остывания поверхности нижнего слоя до температуры от 40 °С до 60 °С либо работы допускается возобновить в следующую смену и уложить смесь верхнего слоя на холодную поверхность нижнего слоя усиления.
Примечание – При указанной температуре поверхность нижнего слоя остаётся тёплой и достаточно прочной, чтобы не повредить уложенный слой колёсами автомобилей-самосвалов или гусеницами асфальтоукладчика.
6.1.2.13 Перед укладкой верхнего слоя усиления поверхность нижнего слоя из литого или вибролитого асфальтобетона не следует ничем обрабатывать.
Примечание – В случае загрязнения поверхности её следует очистить, промыть и просушить.
6.1.2.14 Верхний слой следует укладывать толщиной от 25 до 35 мм с использованием вибролитой асфальтобетонной смеси марки ВЛА 10, ВЛА 15 с содержанием зёрен крупнее 5 мм от 65 % до 70 % либо смеси для шероховатого тонкослойного покрытия (ШТП по СТО НОСТРОЙ 2.25.48) с содержанием дроблёных зёрен крупнее 5 мм от 70 % до 80 %.
6.1.2.15. При выгрузке в приёмный бункер асфальтоукладчика смеси для верхнего слоя усиления должны иметь температуру от 200 °С до 210 °С.
6.1.2.16. Смесь для верхнего слоя усиления следует укладывать, как и смесь для нижнего слоя, при помощи оборудования и с соблюдением требований по 6.1.2.8, 6.1.2.9.
6.1.2.17 Уплотнение верхнего слоя усиления следует производить рабочими органами асфальтоукладчика, а запрессовку в нижний слой усиления следует выполнять статическим гладковальцевым катком массой до 12 т за 7-9 проходов по следу.
Включать каток в работу следует сразу, как только для него образовался фронт работ.
Глубина запрессовки дроблёных зёрен смеси в нижний слой должна быть не менее 0,3 см.
6.1.2.18 Поверхность верхнего слоя должна иметь коэффициент сцепления не менее 0,50 с первых дней эксплуатации.
Коэффициент сцепления определяется прибором ПКРС-2 в соответствии с ГОСТ 30413-96 или другими принятыми методами.
6.1.2.19 Движение по слою усиления допускается открывать после остывания покрытия до температуры воздуха
6.1.2.20 В процессе выполнения работ по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд комбинированным асфальтобетоном последовательной укладкой верхнего и нижнего слоев усиления следует оформлять общий журнал работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производственно-технической документации (форма Ф-1) [7].
Выполненные подготовительные работы и работы по обработке поверхности битумной эмульсией должны быть оформлены актом освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производственно-технической документации (форма Ф-3) [7].
6.2 Усиление верхних слоёв нежёстких дорожных одежд асфальтобетонными покрытиями, армированными стекловолоконными или металлическими сетками
6.2.1 Армирование стекловолоконными сетками
6.2.1.1 Работы по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд асфальтобетонными покрытиями, армированными стекловолоконной сеткой, как правило, должны включать следующие технологические операции:
- подготовительные работы согласно 6.1.1.2;
- обработка вяжущим согласно 6.2.1.2-6.2.1.4;
- укладку стекловолоконной сетки согласно 6.2.1.5-6.2.1.10;
- дополнительную обработку вяжущим согласно 6.2.1.11;
- устройство асфальтобетонного покрытия согласно 6.2.1.12-6.2.1.13.
- заключительные работы согласно 6.1.1.29.
Примечания
1 Введение в слои дорожной одежды прослоек из стекловолоконных сеток не вносит существенных изменений в обычную технологию производства работ по устройству асфальтобетонных слоев. Определенные особенности связаны лишь с устройством слоев, непосредственно контактирующих со стекловолоконной сеткой и введением дополнительной операции по их укладке. Ввиду технологичности операции по укладке стекловолоконных сеток, их поставки обычно не сдерживают строительный поток, в связи с чем принимаемая длина захватки не связана обычно с укладкой сеток, но при этом соблюдается кратность длины захватки длине материала в рулоне.
2 При выполнении работ рекомендуется использование положений ОДМ 218.5.001-2009 [8] и технологического регламента [9].
Общая технологическая схема работ по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд асфальтобетонными покрытиями, армированными стекловолоконной сеткой, приведена на рисунке 6.3.